Статья для педагогов и родителей: "Развитие мелкой моторики и речи детей"
статья по логопедии (старшая группа)

Белоусова Екатерина Анатольевна

Статья для педагогов и родителей:"Развитие мелкой моторики и речи детей"

Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-Петербург

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает  всё  большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из мощных факторов и стимулов в развитии ребёнка.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подстверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Сухомлинский В.А. говорил: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".

Развитие моторики ведёт за  собой развитие речи.

Мелкая моторика- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшить качество речи, расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Важно развивать мелкую моторику с раннего возраста.

Взаимодействие педагогов и родителей в этом направлении является очень важным.

Необходимо проводить консультации для родителей, занятия-практикумы, предлагать им подборку игр, заданий, которые помогут им развивать мелкую моторику ребёнка.

Только во взаимной работе наблюдаются положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedagogov_i_roditelei.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей»

Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с 65 Выборгского района Белоусова Е.А.

В последние годы  уровень речевого развития детей заметно снизился.
Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. 
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

        У многих детей младшего дошкольного возраста не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми, можно заметить, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.
        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить речь. Отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо решать следующие задачи :
— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Доказано, что наиболее эффективными формами организации образовательного процесса являются:
Совместная деятельность педагога с детьми: дидактические игры, индивидуальная работа с детьми, сюжетно-игровые ситуации.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьей:
— практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях;
— привлечение родителей к изготовлению поделок и игрушек.

Основные виды игр, заданий, упражнений:
1. Игры с использованием развивающих игрушек.
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребёнка. Игрушки-шнуровки, различные пирамидки, кубики, конструкторы, доски Сегена (рамки, вкладыши), фигурки на магнитах, кубы-сортёры, пазлы, мозаики, игры тренажёры – молоточки.
2.Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.
3. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

В результате работы с детьми достигаются следующие результаты :
Дети в процессе самостоятельной деятельности с чаще употребляют стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.
2. Словарь детей расширился за счет систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.
3. Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов;
4. Сформировалось умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.
5. Сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.
6. В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры.
7. Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.
8. Играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование педагога на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

план самообразования по развитию мелкой моторики у дошкольников в подготовительной группе...

Консультация для родителей "Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра"

Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра....

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во

Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины.  Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позв...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста, посредством нестандартного оборудования»

Данный мастер-класс адресован родителям детей раннегоо возраста. Используя нетрадиционное оборудование дома можно развивать мелкую моторику рук малышей, атем самым стимулировать развитие речи....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста, посредством нестандартного оборудования»

Мастер-класс показывает родителям о важности развития мелкой моторики рук для развития речи детей. Здесь предлагаются игры с использованием нетрадиционного материала, что будет интересно как детям, та...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Индивидуальный план работы педагога на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план работы педагога ( самообразование) группы ОН для детей 1,6-2 лет  на 2022-2023 учебный год на тему: "«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста чер...