Картотека дидактических игр по формированию фонематического восприятия в старшей группе
картотека по логопедии (старшая группа)
В данной картотеке представлены игры для детей 5-6 лет по формированию фонематического восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volchenko_ma_kartoteka_igr.docx | 532.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
Картотека дидактических игр
по формированию фонематического восприятия
в старшей группе
Составили:
Волченко Марина Алексеевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Шахматова Наталья Александровна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
-2022-
Игра «Помоги зайчику перейти через болото»
Цель: совершенствование умения определять наличие звука [Ш] в слогах.
Оборудование: маски животных (лисята, медвежата, лягушата, ежата, зайчата, бельчата) – по количеству детей, «кочки» - зеленые круги.
Описание игры. Играющие, с помощью считалки выбирают зайчика, остальные дети – «лесные зверята». Педагог просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук [Ш]. Далее педагог произносит слоги (СА, ША, ЖА, ШО, ШУ, ФА, СЫ, ШИ, ФО, ШЕ, СУ), при правильно сделанных хлопках «лесными зверятами», зайчик-ребенок «перепрыгивает» с одной кочки на другую. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущую кочку. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «болото».
Место проведения: спортивный зал.
Игра «Найди свой домик»
Цель: формирование умения определять наличие или отсутствие в названии слов необходимого звука, развитие зрительно-моторной координации у детей.
Оборудование: три стула – «домика», на каждом из них изображение – символа звука [C] – «насос», [Ш] - «шарик лопнул», [Р] – «едет мотоцикл», игрушки с этими звуками.
Описание игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На спинки каждого стула прикреплены картинки – символы звуков [C], [Ш] и [Р]. На лавочке расставлены игрушки, различные предметы, в названии которых есть заданные звуки. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу педагога (удары в бубен) они должны взять игрушку и собраться у своего «домика».
Речевой материал:
[С] – собака, компас, кокос, сок, пояс, сумка, миска, поднос, лиса, носок, ананас, совок, автобус;
[Ш] – штаны, шляпа, шлем, шимпанзе, мишка, гуашь, кошелек, малыш, шапка, неваляшка, лягушка, лосяш, машина, ковш;
[Р] – рыба, робот, картошка, корова, тигр, рак, кран, краб, помидор, топор, крокодил, ручка, веер, кроссовки, ведро, пирамида, ролики, самовар.
Место проведения: спортивный зал.
Упражнение «Правильно - неправильно»
Цель: обучение детей умению узнавать и различать правильно и неправильно произнесенные слова.
Оборудование: картинки с предметами (или игрушки), красные и зеленые кружки (или цветные мячи).
Описание игры. Взрослый дает детям по два кружка –зеленому и красному, и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то они должны поднять зеленый круг, если неправильное - красный. Затем педагог показывает картинку и громко, медленно, четко произносит её. Например, на звук [Ш] – шапка, сапка, шапка, фапка; кофка, кошка, кохка, кошка; камыш, камыф, камыс, камыш.
Игра «Скажи, как я»
Цель: формирование умения выделять интонационно твердый и мягкий согласные звуки.
Оборудование: мяч, картинки с предметами.
Описание игры. Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Речевой материал: ракета, репа, кукла, кирпич, барабан, белка, телефон, тарелка, лиса, луна, сено, собака.
Игра «Назови звук»
Цель: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Оборудование: мяч, картинки с предметами.
Описание игры. Воспитатель: «Я буду кидать мяч и называть слова, выделяя в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т»». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.
Речевой материал: коНЬки, пеНёк, шляПа, беРёза, гиРя, лаМпа.
Игра «Назови первый звук своего имени»
Цель: развитие умения слышать и выделять первый звук в слове.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно. В игре принимают участие все дети.
Игра «Магазин»
Цель: развитие умения слышать и выделять первый звук в слове.
Оборудование: стол - «прилавок», мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, муляжи продуктов питания.
Описание игры. На «прилавке» разложены разнообразные предметы, игрушки. «Продавец» — взрослый, дети – «покупатели». Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, который обозначает нужный предмет.
Игра «Бусы»
Цель: развитие фонематических представлений, анализа, слухового внимания, памяти.
Описание игры. После слов ведущего: «Рассыпались бусы... Мы их соберем, нанижем на нитку и слово найдем». Участники игры по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук (без повторов).
Речевой материал: на звук [Р]: радуга – ракета – каравай – пар - рука ...
на звуки [Р] - [Л]: рак – лампа – нора – лук – рыба - мыло…
на звук [Р]: радуга – ракета – каравай – пар - рука ...
на звуки [Р] - [Л]: рак – лампа – нора – лук – рыба - мыло…
Игра «Назови первый звук в слове
Цель: развитие умения слышать и выделять первый звук в слове.
Оборудование: набор фигурок домашних животных - собака, кошка, петух, лошадь, овца, осел, коза, гусь, курица.
Описание игры. Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
Игра «Клубочек»
Цель: формирование умения подбирать слова на заданный звук; развитие коммуникативных навыков;
Оборудование: клубочек.
Описание игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:
«По дорожке (имя ребенка) шла/шёл,
Клубок ниточек нашла/нашёл,
Вы слова на (заданный звук) скажите,
Нашу нитку не порвите».
Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.
Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.
Игра «Кто-кто в теремочке живет?»
Цель: развитие слухового внимания; закрепление умения дифференцировать звуки; называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
Оборудование: домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Описание игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), название которых начинается, например, со звука [к] (или [c], [п]). Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, названия которых начинаются с заданного звука.
Речевой материал:
[К] –корова, курица, кролик, кот, коза, конь
[С] – собака, свинья
[П]- петух, пони
«Услышишь — хлопни»
Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Описание игры. Взрослый произносит ряд звуков, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Звуковая зарядка»
Цель: развитие слухового внимания, координации движений; навыков дифференциации гласных звуков.
Описание игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
[А] — руки поднять в стороны на уровень плеч.
[У] — руки вытянуть вперед.
[О] —руки поставить на пояс.
[И] —руки поднять вверх.
[Э] — опущенные руки отвести немного в стороны.
[Ы] — отвести руки назад (или за спину).
«Путешествие»
Цель: формирование умения подбирать слова на заданный звук.
Описание игры. Ведущий говорит: «Наш корабль отправляется, например, в Индию. Что с собой возьмем?» Кто-нибудь из детей спрашивает: «А на какую букву?». «На букву «К»!» – отвечает ведущий. Первый игрок говорит: «Берем кошку!» Другой: «Кактусы!». Третий: «Кастрюли!». Если слов на эту букву уже много сказано, ведущему можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «Р».
«Едем в цирк»
Цель: формирование умения подбирать имена на заданный звук.
Описание игры: Воспитатель: «Сегодня дети собрались ехать в цирк, у них имена начинаются на звук [А] ([О], [У]). Ребята, найдите тех детей, кто поедет в цирк».
Речевой материал: Андрей, Оля, Максим, Алеша, Владик, Анна. Лера, Вика, Маша, Алина, Рома, Алена, Кирилл, Игорь, Анжела, Ульяна, Олег…
«Четвертый — лишний»
Цель: обучение детей дифференциации звуков на уровне слов.
Описание игры. Педагог говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний — выйди вон». Детям предлагается найти и назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.
«Кто внимательнее?»
Цель: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Описание игры. Педагог произносит ряд слов со звуками [С] и [З], находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук [С], дети поднимают синий кружок, звук [З] — зеленый: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ананас и т. д.
Речевой материал может подбираться на разные группы звуков.
«Кто больше?»
Цель: развитие умения определять наличие в названии слов необходимого звука; формирование умение определять место заданного звука в словах.
Описание игры. Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
«Новоселье»
Цель: формирование умение определять место заданного звука в словах.
Игровой материал: предметные картинки или игрушки, схемы «позиция звука в слове», «домики» - стулья на которые крепятся схемы.
Описание игры. Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Педагог говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют место звука в слове и «заселяют» в соответствующий схеме дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования фонематического восприятия у детей с ОНР."
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умению различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы....
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"
Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...
Картотека дидактических игр по формированию экологических представлений в старшей группе
Дидактические игры по экологии в старшей группе...
«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»
Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (Старшая группа)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (Старшая группа)...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Дидактические игры по математике...