«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»
картотека по развитию речи

Бауэр Елена Александровна

Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»

Анализ проблемы.

Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания картотеки дидактических игр по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам.

Вид проекта: творческий, игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста.

Цель: создать условия для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам.

Задачи:

Познавательное развитие:

- развивать творческое воображение, память, мышление;

Социально – коммуникативное развитие:

- повысить мотивацию детей к игровой деятельности, совершенствовать творческое самовыражение воспитанников в продуктивной деятельности;

- развивать умение детей ориентироваться в игровой ситуации, активно взаимодействовать со сверстниками.

Речевое развитие:

- развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова;

- активизировать и обогащать словарный запас дошкольников;

- формировать и совершенствовать звуковую культуру речи;

- развивать умение различать слова, близких по звуковому составу;

- развивать умение слышать и выделять звук в слове (в начале слова, в середине и в конце)


Период

Лексическая тема

Воспитатель

Сентябрь

1. Мой город, моя улица.

2. Овощи.

3. Фрукты.

1. Игра «Кто больше?»

Цель: способствовать развитию фонематического представления, слухового внимания.

Описание: дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук по теме «Мой город» (Повторы недопустимы.)

2. Игра «Магазин»

Цель: развивать фонематический слух; учить слышать и выделять первый звук в слове.

Описание: На «прилавке» разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т. п. «Продавец» — взрослый. Ребенок приводит в магазин «покупателей» — это куклы и игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

3. Игра: «КузовОК»

Цель: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Описание: ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «- ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на – ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.

Октябрь

1. Грибы, ягоды.

2. Осень

3. Сезонная одежда и обувь.

4. Мебель

1. Игра «Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Описание: дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

2. Игра «Зоркий глаз»

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Описание: детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

3. Игра «Бусы»

Цель: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Описание: после слов ведущего:

- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло…

4. Игра «Отвернись и отгадай»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: ребенку предлагается взять карандаш и постучать по разным предметам: по столу, ножке стула, мячу, коробке, барабану и т.д. Предложить ребенку отвернуться и отгадать по какому предмету стучали.

Ноябрь

1. День Народного Единства

2. Посуда

3.Продукты питания.

4. Наше тело.

1. Игра «Громкие прятки»

Цель: способствовать развитию слухового восприятия, внимания.

Описание: в комнате прячется игрушка и предлагается ребенку найти игрушку. Обговариваются правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, воспитатель хлопает в ладоши. По мере отдаления от игрушки – хлопает тише.

2. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Описание: воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

3. Игра «По какому предмету стучу? »

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.

Описание: на столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

4. Игра «Где я?»

Цель: развитие внимания, слухового восприятия.

Описание: ребенку предлагается закрыть глаза, отойти в сторону и постучать в бубен (позвонить в колокольчик). Ребенок не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.

Декабрь

1. Зима. Зимние развлечения.

2.Зимующие птицы.

3.Животные Севера.

4. Новый год.

1. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Описание: дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

2. Игра «Кто как кричит?»

Цель: развитие фонематического слуха, внимании, памяти.

Описание: взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори.

Пример: «Девочки заблудилась в лесу и кричит: «Ау»

3. Игра: «Угадай по голосу»

Цель: способствовать развитию слухового восприятия.

Описание: дети встают в круг. Одному из детей предлагают встать в центр и закрыть глаза. Остальные дети имитируют голос какого – либо животного.

4. «Звуковые прятки»

Цель: развитие фонематического слуха; развитие внимания.

Описание: ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т.д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.

Январь

1.Домашние животные и их детеныши.

2.Домашние птицы и их детеныши.

1. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Игровой материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Описание: воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

2. Игра «Кто как голос подаёт»

Описание: проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

Февраль

1.Животные жарких стран.

2.

Наземный транспорт. ПДД.

3.Воздушный и водный транспорт.

4. День Защитника Отечества.

1. Игра «Громко – тихо»

Цель: развивать слуховое восприятие, воображение.

Игровой материал: бубен.

Описание: воспитатель стучит в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если воспитатель стучит в бубен тихо, ребенок изображает «мышку». Если стучит громко – изображает «слона». Стучит быстро – ребенок бежит, стучит медленно – идет.

2. Игра «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Игровой материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Описание: включается аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

3. Игра «Волшебный кролик»

Цель: развитие фонематического слуха у ребенка (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет).

Игровой материал: карточка с квадратами, цв. карандаши.

Описание: взрослый зачитывает ребенку по очереди слова из списка к каждому коврику, а ребенок должен закрашивать каждый квадратик соответствующим цветом. То есть, например, если взрослый называет слово “капуста” – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, “жираф” – желтым цветом и т.д.

Март

1. Весны. Международный женский день.

2. Семья.

3. Профессии.

4. Бытовые приборы, инструменты.

1. «Поймай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Описание: воспитатель - все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

2. Игра «Ромашка»

Цель: упражнять детей в подборе картинок с заданным звуком, учить делить слова на слоги, развитие мелкой моторики.

Описание: Найти нужную картинку, приклеить на лепесток и с помощью шнура соединить с серединкой цветка.

3. Игра «Самодельная азбука»

Цель: упражнять в дифференциации звуков, умении подбирать слова на заданный звук.

Описание: найти картинки на соответствующий звук, не зависимо от того, где он находится – в начале, в середине или в конце слова. Красная страница обозначает знакомство с гласной буквой и звуком, зеленая – мягкие согласные, синяя – твердые согласные.

4. Игра: «Молоточек»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Игровой материал: детский молоточек.

Описание: ребенку предлагается поиграть в «плотника». Объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо, потом сильно и громко и т.д.

Апрель

1. Перелетные птицы.

2. Космос.

3. Народная культура и традиции.

4.

Комнатные растения.

1. Цель «Подбери звук»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук, умение делить слова на слоги.

Описание:

1. Подобрать слова со звуком [Ш] (С, Н.Т), независимо от позиции звука в слове.

2. Слова в названиях, которых один, два, три слога.

2. Игра «Послушай и повтори»

Цель: развитие фонетического слуха.

Описание: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их.

3. Игра «Эхо».

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание: перед игрой необходимо рассказать детям (ребёнку), что такое эхо. Вы слышали когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадёте в горное ущелье и скажете: «Здравствуй, эхо!», — то оно ответит вам так же: «Здравствуй, эхо!», — потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит».

4. Игра «Слова»

Цель: развитие фонематического слуха. Закреплять умение детей слышать первые и последние звуки в слове.

Описание: дети должны по очереди называть любые существительные с условием, что следующий ребёнок называет слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова.

Май

1. Обитатели подводного мира.

2. День Победы.

3. До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!

4. Лето на пороге.

1. Игра «Путешествие в город звуков и слогов»

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги, произносить каждую часть слова, научить выделять первый и последний звук в слове, обозначить звук фишкой или буквой.

Описание: перед детьми игровое поле. Передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, тот кто останавливается на кружке, должен только обозначить первый (последний) звук слова фишкой. Заранее договориться какой звук нужно выделить из слова – первый или последний.

2. Игра «Угадай, во что играю?»

Цель: учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Описание: взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

3. Игра «Где позвонили?»

Цель: развивать умение детей определять направление звука.

Описание: дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

4. Игра «Солнце или дождик?».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха.

Описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом».

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...

Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии" 2023-2024 учебный год

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков исп...