Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (Старшая группа)
материал (старшая группа)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
(Старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_starshaya_gruppa.docx | 67.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
(Старшая группа)
Количество и счет
Дидактическая игра: «Соотношение числа и количества предметов» Цель: Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; закреплять умение считать предметы. Ход выполнения: Необходимо сосчитать количество отдельной группы предметов и линией (или стрелочкой) указать соответствующее число. | Дидактическая игра: «Сравни числа». Цель: Упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого Ход выполнения: Детям раздаются карточки, на которых необходимо сравнить два числа между собой и поставить соответствующий знак < ,> или =. |
Дидактическая игра: "Математический маджонг". Цель: закрепление навыков счетных операций, состава числа; развитие зрительного восприятия, логического мышления. Ход игры: На игровом поле в разном порядке выкладываются карточки. Суть игры - искать и удалять с игрового поля соответствующие друг другу пары, необходимо очистить все игровое поле. | Дидактическая игра: «Математическое домино». Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе игры домино). Ход: В пустые ячейки домино дорисуйте такое количество точек, чтобы в сумме получить число, которое выбрало животное сверху. |
Дидактическая игра: «Математический кроссворд». Цель: Способствовать развитию логического мышления, памяти; закреплять знания о составе числа. Ход: Ребёнку даётся кроссворд с примерами, с пропущенным числом или знаком, необходимо догадаться и подставить подходящее число или математический знак в соответствующие клеточки. | Дидактическая игра «Покормим курочек» «Счет до 10» Цель: упражнять в счете до 10; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. |
Дидактическая игра «Сосчитай и назови» Цель: упражнять в счете на слух. Ход . Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед. Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. По количеству звуков дети выставляют такое же число предметов. Усложнение: считать звуки с закрытыми глазами. | Дидактическая игра «Посчитай» Цель: показать образование чисел. Ход . Воспитатель выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы предметов. Задает вопросы: Поровну ли предметов? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что предметов поровну. Воспитатель добавляет еще один предмет и спрашивает: «Сколько стало предметов? Как получилось …? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких предметов получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше ... или …? Какое меньше? Как сделать, чтобы предметов стало поровну? Убирает 1 предмет и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число …». Снова добавляет по 1 предмету в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать . |
Дидактическая игра «Считай - не ошибись! » Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Ход : В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает ребенку мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие | Дидактическая игра «Найди портрет числа» Цель: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре. |
Дидактическая игра «Назови соседей» Цель: учить называть числа "соседей". Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое число до 10 и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет "соседей" числа . Возвращает мяч воспитателю. | Дидактическая игра «Сколько?» Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры. |
Величина
Дидактическая игра: «Что шире, что уже». Цель: Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине. Материал. По 7 полосок разной длины и ширины. Ход: Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска? | Дидактическая игра: «Красивые узоры». Цель: Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередованию величин. Оборудование: Большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); круги (квадраты, треугольники и др.) трех величин; полоски бумаги с контурным узором (чередование больших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же чередование треугольников и других форм; чередование другого типа: большой кружок – маленький, маленький – большой, маленький– маленький и др.); чистые полоски бумаги; крупные образцы форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом). Ход игры: Педагог выставляет на доске образец, рассматривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой на первый кружок и говорит: «Большой. (Плавно переносит указку на следующие.) Маленький–-большой–маленький», стараясь подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объясняет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раздает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а педагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей, снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой – маленький, большой – маленький... | |
Дидактическая игра: «Три квадрата». Цель: Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Оборудование: Три квадрата разной величины, у детей по 3 квадрата, Ход игры: Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь – самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу, вверх, сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своихфланелеграфах» – говорит воспитатель. | Дидактическая игра: «Посадим елочки в ряд». Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной. Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду. Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. | |
Дидактическая игра: «Дорога к дому» Цель. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади. Материал. Карточка; цветные счетные палочки. Описание: Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу. «Это домики, в которых живут Ира и Оля, – говорит воспитатель. – Ира жила в верхнем домике, а Оля в нижнем. Оля решила пойти в гости к Ире поиграть. Сделайте дорогу, по которой она пойдет. Наигравшись с Ирой, она решила вернуться домой, но другой дорогой. Сделайте эту дорогу». Вопросы – По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему. – Как можно доказать, какая дорожка длиннее? – Где находится дом Иры? А где дом Оли? Работа парами – Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее? Способы сравнения длины различны: с помощью наложения или приложения палочек (дорог) друг к другу а также с помощью измерения, взяв за основу мерку. | Дидактическая игра: «Новоселье» Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством. Материал. Цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4. Описание: Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает лист картона). Давайте расставим в ней мебель. Когда будете расставлять мебель, помните о том, что в комнате находится несколько предметов и они должны быть не очень большими. Иначе она не поместится». Далее педагог перечисляет мебель, которая должна будет стоять в комнате: шкаф, кровать, стол, стул, кресло. После выполнения задания педагог задает детям вопросы: | |
Дидактическая игра: «Где чей дом?». Цель: Развитие комбинаторных способностей. Ход: Воспитатель раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине (используются силуэты зверей). | Дидактическая игра: «Дачный поселок» Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко. Материал. Цветные счетные палочки; карточка. Описание: Воспитатель, показывая на карточку, говорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом, сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку». После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около. |
Форма
Дидактическая игра: "Почини одеяло". Цель игры: Закрепление геометрических фигур и составление геометрических фигур из данных. Ход игры: Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками". Игра проводится в виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушарав это время прогрызла в одеяле дыры. Детям даются задания: 1. Сосчитать сколько дыр в одеяле. 2. Взять свои фигуры и починить одеяло". Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами". | Дидактическая игра: "Распознавание по форме". Цель: Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости по определённым признакам (цвет, форма, размер). Развитие внимания, восприятия. Ход игры: Перемешать геометрические фигуры и предложить ребенку отобрать фигуры определенной формы (например, только круг или только квадрат и т. д.). Далее игру можно усложнить – расположить геометрические фигуры по форме, цвету и размеру. | |
Дидактическая игра: «Разноцветные фигуры». Цель: Формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание. Ход: Необходимо расположить геометрические фигуры в соответствии с заданными цветами. 1 вариант: Ребёнку предложены геометрические фигуры, подходящие к выбранной карточке по форме и цвету. 2 вариант: Ребёнку предложены геометрические фигуры, подходящие к выбранной карточке только по форме (или цвету). 3 вариант: Ребёнку предложены различные геометрические фигуры, из которых он должен выбрать только те, которые подходят к данной карточке по форме и цвету. | Дидактическая игра: «Собери бусы». Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Ход игры: Ребёнку предложены карточки с нарисованными «бусами» из геометрических фигур, необходимо продолжить составлять «бусы», соблюдая последовательность согласно образцу. | |
Дидактическая игра: «Найди себе пару». Цель: Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание. Ход игры: Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей). По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару: по цвету, по форме, по цвету и форме). | Дидактическая игра: «Танграм» Цель: способствуют развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей, мелкой моторики. | |
Дидактическая игра «Конструктор» Цель: Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти. | Дидактическая игра «Подбери фигуру» Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются. Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат». | |
Дидактическая игра «Волшебный круг» Цель: способствовать развитию умения выделять основные признаки фигуры, выделять фигуру из фона; развивать глазомер, воображение, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам. Оборудование: круг, разделенный на 10 частей, контурно-силуэтные изображения картинок Ход игры: Первый вариант: дети собирают картинку наложением деталей на образец. Второй вариант: дети собирают картинку рядом с ее контурным изображением. Третий вариант: дети собирают картинку по уменьшенному изображению, на котором прорисовано расположение деталей головоломки. Четвертый вариант: дети собирают картинку по уменьшенному силуэтному изображению. | Дидактическая игра: «Танграм» Цель: Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу. | |
Ориентировка в пространстве
Дидактическая игра: «Укажи направление» Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево), развивать произвольно-зрительное восприятие, внимание. Ход: Необходимо расположить предмет в указанном положении (соответственно направлению стрелок). 1 вариант: Ребёнку предложены картинки с изображением предметов, подходящих к выбранной карточке. 2 вариант: Ребёнку предложены картинки с изображением предметов, из которых он должен выбрать только те, которые подходят к данной карточке. | Дидактическая игра:«Выложи узор». Ход игры. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д. |
Дидактическая игра:«Графический диктант». Цель: Развитие ориентации в пространстве на листе бумаги, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога. Задачи: Учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; работать над развитием правильной, четкой и связной речью; активизировать слуховое восприятие и память. Ход игры: 1 вариант: Ребёнок самостоятельно повторяет изображение на листе бумаги в клетку по образцу. 2 вариант: Воспитатель диктует детям направление и необходимое количество клеток для получения изображения. | Дидактическая игра:«Ну – ка повтори». Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать внимание, мыслительные операции, воображение. Ход: Ребёнку предлагаются карточки с изображением точек на листе бумаги в клетку, необходимо повторить изображение. |
Дидактическая игра:«Лабиринт». Цель: Развитие внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности; Ход: Ребёнку предлагаются карточки с изображением лабиринта. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов. | Дидактическая игра «Встань на место» Цель: Упражнять детей в нахождении местоположения : впереди, сзади, слева, справа, перед, за. Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Матвей подойди ко мне. А Саша, встань так, чтобы Матвей был сзади тебя. Вероника встань перед Соней, чтобы Соня была сзади тебя» И так далее. Когда воспитатель вызовет 6 детей, он просит их назвать, как они стоят: кто впереди и кто сзади. Далее воспитатель предлагает детям повернуться сначала налево, а потом направо, и просит назвать, кто и где сейчас от них стоит. Сначала дети будут путаться, а когда они четко поймут, как определять правильно местоположения, они хорошо будут ориентироваться. |
Дидактическая игра: «Справа как слева». Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги. Ход игры.Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки». | Дидактическая игра:«Спрячем и найдем». Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения. Оборудование. Разные игрушки. Ход игры. 1-й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны. Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка. |
Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга. На полу лежит 4 предмета. Дети запоминают, как были расположены предметы. Далее закрывают глаза, а в это время педагог меняет местами пару предметов. Дети открывают глаза и рассказывают о том, где предметы стояли раньше и где сейчас. | Дидактическая игра «Идем по следам» Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо. Воспитатель раскладывает на полу листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит елочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит елочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперед, 3 шага налево и т. д.). Находят сундучок с сюрпризом. |
Дидактическая игра «Художники» Цель: развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение предметов, представление об их относительности |
Ориентировка во времени
Дидактическая игра:«Весёлые часики». Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь. 1вариант игры В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей. Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки. Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время- дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель. 2вариант игры В игре могут играть от 2 до 4 детей. На столе разложены карточки со временем. У каждого игрока по 3-4 игровых циферблата с обозначенным временем. Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле. Кто сделал правильно и быстро- победитель! 3 вариант В игре могут принять участие от 5 до 10 детей. Игроки сидят за столами с чистыми циферблатами и стрелочками. Ведущий показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило (наступит) на час или полчаса раньше (позже) обозначенного на карточке. Выигрывает и получает фишку тот, кто выставил правильное время. | Дидактическая игра:«Часы и время». Цель: Учить детей определять время на часах. Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь. Уточнять и развивать у детей временные представления. Оборудование: карточки с заданиями, часы. Задания: «Что мы делаем сейчас?». Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время. |
Дидактическая игра:Вчера, сегодня, завтра». Цель: познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра». Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений. Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра). День, который наступил – называется сегодня. День, который уже закончился – вчера. А день, который ещё только будет – завтра. Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый. Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску. Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску. | Дидактическая игра:«Домик дней». Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»). Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений. Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней». Задания: - Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек) - Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску) - Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску). Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно. |
Дидактическая игра:«Когда это бывает?». Цель: Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Варианты заданий: 1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (деньночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы: Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка:« Когда это бывает, днём или ночью?») Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)? Что вы делаете ночью (днём)? Какое сейчас время суток? 2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы: Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём? Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)? Какое время суток вам больше нравится? Почему? 3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь). 4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку. | Дидактическая игра:«Разноцветная неделька». Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение. Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7. Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру. Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели. |
Дидактическая игра: «День и ночь» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал. Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал. Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!». | Дидактическая игра: «Какой день недели» Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели. Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой. Много разных дней недели Птицы нам про них пропели В понедельник соловей Пел, что нет прекрасней дней
А во вторник пела птица- Желтобокая синица Ворон каркнул, что всегда Лучшим днем была среда
Воробей чирикать стал Что в четверг он в лес летал Две голубки ворковали Воскресенье обсуждали
Птички дни недели знают Нам запомнить помогают |
Дидактическая игра: « Назови время года» Цель: закрепить представления о последовательности времен года Материал игры: карточки с названием времени года. Содержание игры: воспитатель показывает карточку с названием времени года. Ребёнок должен назвать время года, следующее за данным или предшествующее данному. | Дидактическое упражнение «Разложи по порядку, начиная» Цель: Упражнять детей в определении и назывании последовательности частей суток от любого элемента |
Дидактическое упражнение «Соседи" Цель: Совершенствовать умение называть предыдущую и последующую части суток. Ход игры: Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток утра соседи ночь и день, потому что до утра ночь, а после утра день.) И т. д. | Дидактическая игра «Я начну – ты продолжай, части суток называй» Цель: Закреплять умение называть части суток в прямой последовательности, начиная от заданного элемента Ход игры: Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток утра соседи ночь и день, потому что до утра ночь, а после утра день.) И т. д. |
Дидактическая игра «Лови, бросай, части суток называй» Цель: Закреплять умение называть части суток в прямой и обратной последовательности Ход игры: По очереди подбрасывая мяч, последовательно называть части суток. «Я начну, ты продолжай, части суток называй! Вечер…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических игр по формированию математических представлений
Картотека направлена на формирование математических представлений у детей подготовительной группы...
Картотека дидактических игр по формированию математических представлений.
В данной картотеке представлены дидактические игры по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Учебно-методическое пособие: "Картотека дидактических игр по развитию математических представлений у детей второй младшей группы"
дидактические игры по развитию математических представлений во второй младшей группе....
Картотека дидактических игр « Формирование элементарных математических представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер»
Картотека дидактических игр « Формирование элементарных математических представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер»...
Картотека дидактических игр по формированию математических представлений в средней группе
Картотека дидактических игр по формированию математических представлений в средней группе...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Дидактические игры по математике в подготовительной группе. Представляем игры для детсадовцев подготовительной группы, охватывающие широкий спектр математических...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Дидактические игры по математике...