Мой логопедический альбом Звук Р
консультация по логопедии (старшая группа)
Альбом логопедических рекомендаций для закрепления речевого материала по автоматизации звука Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_logopedicheskiy_albom_zvuk_r.docx | 871.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой логопедический альбом Звук Р
Автор и составитель альбома
Учитель-логопед Ширяева Н.Г.
воспитанни_____________________ группы
МБДОУ д/с «Колокольчик»
__________________________________
2022-2023 учебный год
ПАМЯТКА
«КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОМУ АЛЬБОМУ»
1. Логопедический альбом хранится дома
2. Ежедневно вечером и в выходные родители вместе с ребёнком в течение 15-20 минут выполняют задание логопеда по определенному занятию. В правом нижнем углу листа можно стимулировать ребенка наклейкой после окончания вашего с ним занятия.
3. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребёнок смотрит на себя в зеркало и следит за своими губами во время проговаривания звуков, слов, предложений. Обязательно контролируйте правильную посадку ребёнка, речевой выдох и правильное произнесение автоматизируемого звука.
4. Очень важно учить ребёнка слышать свою речь, особенно во время занятий. Если ребёнок не прислушивается к себе, взрослый корректно его поправляет.
5. В течение недели родители закрепляют наработанный логопедом и ребёнком материал.
6. Все задания по развитию мелкой моторики выполняются карандашом и только ребёнком: недопустимо раскрашивание, штрихование и т. д. за него. Пусть ребёнок выполнит тот объём работы, который сможет, а через время закончит его выполнение.
7. Учите ребёнка ответственно выполнять задания, доводить начатое дело до конца. Это хорошая подготовка перед школой!
8. По окончанию работы над звуком, родители приносят логопедический альбом в детский сад для проверки учителем-логопедом.
В родительской группе в Вайбере или при личной встрече/ на консультациях/мастер-классах/ родительских собраниях родители рассказывают логопеду о трудностях, задают вопросы, высказывают пожелания.
Желаю успехов в обучении ваших детей правильной речи, ведь основную нагрузку должны взять на себя Вы, уважаемые родители!
С уважением учитель-логопед Ширяева Надежда Геннадиевна
Звук Р
Лошадка: Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Маляр: Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до 10ти.
Грибок: Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.
Дятел: Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее).
Комарик: Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.
Заведи мотор: Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.
Маляр Дятел Комар Грибок
Развитие мелкой моторики Упражнения:
1.«Кулачок». Левая рука согнута в локте: ладонью кверху, пальцы растопырены, загибает по одному пальчику указательным пальцем правой руки.
2.«Колечки». Соединяет большой и указательный пальцы правой руки, большой- средний и т.д поочерёдно. Затем левая рука.
3.«Обведи ладонь». Обводит левую ладонь указательным пальцем правой руки.
4. «Фонарики». Вариант 1. Расположить ладони перед собой, выпрямив их и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами
Фонарики зажглись! – пальцы выпрямить Фонарики погасли! – пальцы сжать
Вариант 2 Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет раз-два
На раз: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой сжаты
На два: пальцы левой руки выпрямлены. Пальцы правой руки сжаты.
Выполнять упражнения сначала медленно. Затем ускорить темп. Упражнения можно выполнять сначала на счет. А потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем! Вот фонарики сияют, нам дорогу освещают!
5. Упражнение «Печём блины» Вариант 1. Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью
Мама нам печет блины, очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной.
2 вариант. Левая рука касается стола ладонью, правая рука – тыльной стороной. Смена позиции. Упражнение можно выполнять на счет «раз-два»
6.Упражнение «Кошечка» Вариант 1. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз
Кулачок – ладошка, я иду, как кошка.
Вариант 2 Руки на столе. Попеременная смена положений на счет «раз-два». Левая рука – кулачок, правая ладошка. Поменять позиции. Повторить несколько раз.
7.Упражнение «Зайчик прячется под сосной»
Исходное положение. Левая рука – «зайчик» (указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижаты к ладони большим пальцем). Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Потом поменять положение рук.
Этот зайчик – под сосной. Этот зайчик под другой.
«Учимся правильно говорить звук Р» Рекомендации логопеда к занятию №1
1.Игра «Поймай звук Р» - собачка рычит ррр
Взрослый -Хлопай, когда услышишь звук Р
Звуки: р а р м л р ль р ш р ж р р в р х р
(2 вариант игры/ в случае горлового произношения – Хлопай. Когда услышишь, как рычит собачка
Чередование двух звуков – р нормированного и р горлового (ворона каркает)
2.Упражнение: «Кулачок»
Взрослый – Говори звук т и выполняй упражнение «Кулачок» (загибает по одному пальчику и произносит звук т 5 раз)
3.Развитие речевого дыхания
Упражнение «Вдох через нос – выдох через круглый рот» под счет раз-два
4.Развитие артикуляционной моторики
Упражнения: Бегемот, Улыбка-Бегемот, Лошадка, Маляр, Грибок, Дятел, Комар, Заведи мотор Комплекс выполнять ежедневно
Упражнение «Гоночная машина». Улыбнись, открой ротик. Подними за верхние зубки широкий язычок и сильно на него подуй. Проведи пальчиком по дорожке и порычи: «РРР»*.
«Учимся правильно говорить звук Р» Рекомендации логопеда к занятию №2
1.Повторение - Смотрите задания №2 - 4 Рекомендации логопеда к занятию №1
2.Игра «Поймай звук Р» Взрослый: Хлопай, когда услышишь звук Р
Слоги: ра, ла, ва, ро, жа, ру, ры, ар, жу, ру, ар
- Хлопай, когда услышишь слово «ракета»
Слова: ракета акета жакета лакета ракета акета лякета ракета
Упражнение «Слоговая ромашка». Проведи пальчиком от «Р» к каждому лепесточку. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз.
3.Прочитай слоги и слова, предложения/ повтори за взрослым
Ра-ра-ра
Рак рама рано радио радуга Ракета, работа, радость, Рая, рассказ
Гора, дыра, нора, кора, игра Баран, буран, парад, карась, курага
Муравей, баранка, Буратино, красный, равный
Над горами радуга. Вера и Рая барабанят в барабан.
Вера ест рагу из баранины. Ира ест курагу. Рая рассказывает сказку.
4.Выучи наизусть
Ра-ра-ра -мы поймали комара. Ра-ра-ра-вот так игра.
«Учимся правильно говорить звук Р» Рекомендации логопеда к занятию №3
1.Повторение - Смотрите задания №2 – 4. Рекомендации логопеда к занятию №1
2. Прочитай/ повтори за взрослым
Ро-ро-ро
Рот Рома народ ворона коробка
рог урок огород дорога Родина
ров перо сорока корова макароны
роза сырок курок мороз горох
роса порог паром сурок корона
3.Выучи наизусть
Ро-ро-ро - у Ромы ведро.
Ро-ро-ро – Рома уронил ведро.
4. Прочитай/ повтори за взрослым
Рома идет на уроки. По дороге идут коровы.
В коробке макароны. Сорока и ворона клюют горох.
За порогом огород. Унёс сурок у вороны сырок.
«Учимся правильно говорить звук Р» Рекомендации логопеда к занятию №4
1.Повторение - Смотрите задания №2-4. Рекомендации логопеда к занятию №1
2. Прочитай/ повтори за взрослым
Ру-ру-ру
Рука руль рубанок карусель
Рукав рубить кенгуру русалка
Рубка парус кукуруза изумруд
Рубаха рулет рулить Маруся
Рубин орудие рукавицы румяная
3.Выучи наизусть
Ру-ру-ру- ноту верхнюю беру.
Ру-ру-ру- я пою, а не ору.
4. Прочитай/ повтори за взрослым
Кенгуру любит игру. Крутится, крутится карусель.
Изумрудная русалка сидит у пруда. Юра надевает рубаху и рукавицы.
«Учимся правильно говорить звук Р» Рекомендации логопеда к занятию №5
1.Повторение - Смотрите задания №2 – 4. Рекомендации логопеда к занятию №1
2. Прочитай/ повтори за взрослым
Ры-ры-ры
Рыба комары заборы помидоры
Рык топоры дыры актеры
Рынок норы пары мундиры
Рысь куры самовары корыто
Рыть горы базары закрыто
3.Выучи наизусть
Ры-ры-ры – это куры не мои.
Ры-ры-ры – бегут бараны с горы.
4. Прочитай/ повтори за взрослым
У рыбака в неводе рыба. В сарае корыто и топоры.
Кот Барсик гоняет крыс на рынке.
На рынке забор и помидоры.
Упражнение «Скажи правильно». Попробуй назвать картинки, не пропустив звук [р].
Корзинка слов: друзья, дрова, дрозд, дракон, драчун, драже, дровосек.
«Учимся правильно говорить звук Р» Рекомендации логопеда к занятию №6
1.Повторение - Смотрите задания №2-4. Рекомендации логопеда к занятию №1
2. Прочитай/ повтори за взрослым
Ар- ор - ур – ир - ер
Дар вар парк карп март
Базар загар комар Макар самовар
Мир тир пир кефир зефир
3.Выучи наизусть
Ар-ар-ар- мы поставим самовар.
Ор-ор-ор- подметаем двор.
Ур-ур-ур – покорми кур.
Ир-ир-ир - Ира купит сыр.
4. Прочитай/ повтори за взрослым
Пра-про-пру-пры вра-вро-вру-вры
Бра-бро-бру-бры смра-смро-смру-смры
Дра-дро-дру-дры гра-гро-гру-гры
Тра-тро-тру-тры скра-скро-скру-скры
Игра «Посчитай». Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. Например: один дрозд, два дрозда, три дрозда и т.д.
«Учимся правильно говорить звук Р» Рекомендации логопеда к занятию №7
1.Повторение - Смотрите задания №2-4. Рекомендации логопеда к занятию №1
2. Прочитай/ повтори за взрослым
мра-мро-мру-мры спра-спро-спру-спры
нра-нро-нру-нры збра-збро-збру-збры
стра-стро-стру-стры вскра-вскро-вскру-вскры
здра-здро-здру-здры взбра-взбро-взбру-взбры
3.Выучи наизусть
Бра-бро-бру-бры – приходили к нам бобры.
Пра-про-пру-пры – любит Прохор пироги.
Скра-скро-скру-скры – раскрути-ка ты ковры.
4. Прочитай/ повтори за взрослым
Правда пруд брусника круг трава
Просо прыгать брынза крыса трогать
Просто брат краб кроты дрыгать
Прутик бросить кран кротик трус
«Учимся правильно говорить звук Р» Рекомендации логопеда к занятию №8
1.Повторение - Смотрите задания №2-4. Рекомендации логопеда к занятию №1
2. Прочитай/ повтори за взрослым
мра-мро-мру-мры
нра-нро-нру-нры
стра-стро-стру-стры
здра-здро-здру-здры
3.Выучи наизусть
Утром рано два барана. Бра-бро-бру-бры-
Столкнулись лбами у тротуара. в пруду водятся бобры.
Пра- про-пру-пры- становитесь для игры.
4. Прочитай / повтори за взрослым
Мрак строгий страдать быстро
Нрав трутень здравствуй стройка
Страх стружки мездра струсить
Здравый мрамор струна стручок
Игра «Посчитай». Раскрась картинки. Посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры.
Например: одна морковка, две морковки, три морковки и т.д.
Игра «Перепутанные вагончики». В каждом вагончике «едет» одно слово. Соедини слова так, чтобы получилось предложение — «прицепи» вагончики к паровозу в нужном порядке, а взрослые тебе помогут. Проставь номера вагончиков в каждом предложении.
Уважаемые родители! Мы закончили коррекционную работу над звуком Р, теперь только от вас зависит правильное употребление его ребёнком. Следите за речью ребенка. Поправляйте грамотно. Слышите неправильное произношение. Остановите беседу и утрированно произнесите правильный вариант звука в слове. Не заставляйте ребенка повторять за вами. Достаточно вашего правильного произнесения.
Ежедневно повторяйте знакомые стишки и чистоговорки. Используйте для этого время прогулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...