Использование нейрофизиологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Обмен опытом
Тема по самообразованию
Использование нейрофизиологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы в современных условиях учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания из смежной профессиональной области нейрофизиологии.
Нейрофизиология – это изучение взаимодействия нейронов. Это раздел физиологии и неврологии, который фокусируется на функционировании нервной системы.
Нейрофизиологические упражнения – это комплекс упражнений, направленных на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических упражнений.
В 2021-22 учебном году свою коррекционную работу по воспитанию правильного звукопроизношения у дошкольников построила в соответствии с новейшими разработками научной и практической логопедии. Организационный – подготовительный этап к постановке звука включал традиционную логопедическую работу:
-Развитие фонематического восприятия /игры «Поймай звук», «Ловишки», «Хлопай, когда услышишь правильное слово» и др.
- Специфическая артикуляционная гимнастика
- Развитие речевого дыхания/ вдох через нос-выдох через рот – упражнение «Поезд едет и выпускает пар»/
- Развитие мелкой моторики
Вот этому пункту отводилось пристальное внимание. На логопедических занятиях детям в течение двух месяцев в виде нового материала были даны три комплекса специально подобранных упражнений, которые отрабатывались дополнительно воспитателем в группе и родителями дома. Данные комплексы были выучены с детьми до автоматизма.
Далее шла логопедическая работа по постановке звука и вот мы подошли к автоматизации. Это монотонный, требующий огромного терпения, выдержки и материальных затрат этап /изготовление игр и пособий/. И зачастую этот этап проходит успешно только в кабинете логопеда, на логопедических занятиях. В обычной же, в повседневной жизни ребёнок упускает воспитываемый логопедом звук. Забывает о неи, он же не на занятии. А это говорит о потерянном впустую времени.
В целях продуктивности логопедической работы при автоматизации изучаемого звука в коррекционную работу мною были включены нейрофизиологические упражнения.
Представляю Вам фрагмент занятия.
Старшая группа. Подгрупповое занятие.
Тема: «Автоматизация изолированного звука ш с использованием нейрофизиологических упражнений»
Цель: воспитание изолированного звука ш
Оборудование: зеркало, индивидуальная тетрадь, фишки
Ход занятия
1.Организационный момент
- Сейчас мы покажем, как работают наши ушки, язык и губки, пальчики и носик. Те ребята, которые будут стараться, получат фишки и наклейку.
2.Основная часть
1.Развитие фонематического восприятия Игра «Поймай звук змейки – ш
-Хлопните, когда услышите звук змейки шшш
Звуки: ш, а, ш, у, х, ф, ш, с,ш,с,ш
Фишки
2.Артикуляционная гимнастика – упр бегемот, Окошко, Тесто, Парус, Вкусное варенье, Чашка
по индивидуальной тетради, фишки
3.Дыхательная гимнастика – упр «Поезд едет и выпускает пар» - вдох через нос, выдох со звуком т через рот на тыльную сторону ладони
4.Закрепление изолированного звука ш – Чашка, Окошко, вдох – ш Проверка индивидуального произношения звука
5.Комплекс нейрофизиологических упражнений
Кулачок Колечки Обведи ладонь Фонарики Блины Кошка Зайчик Песенка змейки Фортепиано
3.Итог – подсчет фишек, уборка стола, стимулирование
Самоанализ занятия
Уважаемые коллеги! Вы наглядно увидели приемы логопедической работы с использованием нейрофизиологических упражнений, которые являются не просто необходимыми, базовыми при автоматизации звука, но и «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО ....
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...
"Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя – логопеда"
Актуальность кинезиологических упражнений обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия....
«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать пр...
Использование нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для воспитателей...