Конспекты занятий по формированию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Крогульская Елена Алексеевна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию

лексики и грамматического строя речи

у детей подготовительной к школе группы с ОНР

на тему:

«Какие разные животные»

                                                                Подготовила и провела

                                                                учитель-логопед высшей квалификационной категории

Крогульская Е. А.

МБОУ школа-интернат

(дошкольное отделение)

г.о. Жуковский

Цель: совершенствование словаря по лексическим темам «Домашние животные» и «Дикие животные наших лесов».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать навык словообразования;

- формировать навык образования притяжательных прилагательных;

- формировать навык согласования слов в предложении.

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных;

- беседы и чтение художественной литературы, сказок.

Оборудование:

фланелеграф, картинки диких и домашних животных, предметные картинки животных, пособие «Хвосты», мяч, перчаточные игрушки-животные.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: Дети стоят полукругом на ковре.

Учитель-логопед:

- Давайте встанем дружно в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать!

- Ребята, проходите, присаживайтесь на свои места,

  1. – На фланелеграф выставляются картинки – кошка, собака, лиса, белка, волк, заяц. –  Дети называют животных.

– Как их можно назвать одним словом? – Животные.

- Какие бывают животные? – Домашние и дикие.

– Какие сказки о животных вы знаете? – «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и т.д.

  1. Упражнение «Кто кем был?»

Учитель-логопед:

- Все звери когда-то были маленькими детенышами. У вас на столах лежат картинки.

- Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют на фланелеграф картинки животных.

- Кем был медведь? – Медведь был медвежонком.

- Кем был волк? – Волк был волчонком.

- Кем был ёж? – Ёж был ежонком.

- Кем была лиса? – Лиса была лисенком.

- Кем был заяц? – Заяц был зайчонком.

- Кем был лось? – Лось был лосенком.

- Кем был барсук? – Барсук был барсучонком.

- Кем была белка? – Белка была бельчонком.

4. Упражнение «Кто кем станет?»

- Кем станет котенок? – Котенок станет кошкой или котом.

- Кем станет щенок? – Щенок станет собакой или псом.

- Кем станет козленок? – Козленок станет козой или козлом.

- Кем станет теленок? – Теленок станет коровой или быком.

- Кем станет жеребенок? – Жеребенок станет лошадью или конем.

5. Дидактическая игра «Чья семья?» (с мячом)

Учитель-логопед:

- Давайте поиграем. Выходите на ковер, встаньте в полукруг.

- Все звери живут своими семьями. Я буду бросать вам по очереди мяч и называть членов семьи, а вы – чья это семья:

Медведь, медведица, медвежата – Это медвежья семья.

Волк, волчица, волчата – Это волчья семья.

Заяц, зайчиха, зайчата – Это заячья семья.

Барсук, барсучиха, барсучата – Это барсучья семья

Лис, лисица, лисята – Это лисья семья.

Еж, ежиха, ежата – Это ежиная семья.

Лось, лосиха, лосята – Это лосиная семья.

Бобр, бобриха, бобрята – Это бобриная семья.

6. Игра «Сказочные животные» (с мячом)

Учитель-логопед:

- Злой волшебник заколдовал животных. От их названий остались только половинки. Отгадайте, каких животных заколдовал злой волшебник

        мед-жик – медведь и ёжик.

        ли-лень – лиса и олень

        соба–шадь – собака и лошадь

        бел-са – белка и лиса

        кош-яц – кошка и заяц

7. Физкультминутка «Лиса»

        Утром лисонька проснулась,                выполнять движения по тексту

        Лапкой влево потянулась,

        Лапкой вправо потянулась,

        Солнцу нежно улыбнулась,

        В кулачок все пальцы сжала,

        Растирать все лапки стала,                движения от периферии к центру

        Ручки, ножки и бока –

        Вот какая красота!

        А потом ладошкой

        Пошлепала немножко.

        Стала гладить ручки, ножки

        И бока совсем немножко.

        Ну – красавица – лиса!

        До чего же хороша!

8. Игровое упражнение «Прятки» 

- На одном острове все звери попрятались за камни, и приехавшие на остров путешественники увидели только хвосты этих животных. Расскажите, кто из животных там спрятался:

- Это кошачий хвост, значит там сидит кошка.

- Это беличий хвост, значит там сидит белка. И т.д.

9. Упражнение «Чей домик?»

- Каждый зверь живет в своем домике.

Дупло – Это беличий домик.

Логово – Это волчий домик.

Нора – Это лисий домик.

Норка – Это мышиный домик.

Берлога – Это медвежий домик.

Конура – Это собачий домик.

10. Игра «Самый-самый»

- Детям раздаются перчаточные игрушки животных.

Учитель-логопед:

- Каждое животное может чем-нибудь похвастаться. Расскажите, что у каждого животного самое-самое!

- Чьё самое вкусное молоко? – Я корова. Коровье молоко самое вкусное.

- Чей самый длинный хвост? – Я лошадь. Лошадиный хвост самый длинный.

- Чьи самые острые зубы? – Я волк. Волчьи зубы самые острые.

- Чей самый пушистый хвост? – Я лиса. Лисий хвост самый пушистый.

- Чей самый короткий хвост? – Я заяц. Заячий хвост самый короткий.

- Чьи самые ветвистые рога? – Я олень. Оленьи рога самые ветвистые.

- Чьи самые короткие лапки? – Я ёж. Ежиные лапки самые короткие.

11. Итог занятия.

- О каких животных мы сегодня говорили? Что нового вы узнали на занятии?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию

лексики и грамматического строя речи

в подготовительной к школе группе

для детей с ОНР

на тему:

«В стране родственных слов»

                                                

Цель: формирование понятия «родственные» слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять знания детей о временах года, игрушках;

- упражнять в образовании относительных прилагательных;

- формировать процессы образования новых слов;

- продолжать работу по формированию навыка согласования слов в предложении;

- формировать навык чтения, звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Кррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.

Оборудование:

Игрушка Карлсон, цветная коробка с предметами и игрушками, предметные картинки, три больших обруча, плакат со словами, кассы букв.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: дети стоят в кругу.
  2. Учитель-логопед: – Поздоровайтесь друг с другом плечиками, ладошками, глазками; передайте друг другу свое хорошее настроение. Скажем дружно «Доброе утро!»
  3. – Какое еще может быть утро? – радостное утро, солнечное утро, веселое утро и т.д.

- Если весна, то какое утро? – Весеннее утро.

- Если зима, то какое утро? – Зимнее утро. И т.д.

Посадка детей за столы.

  1. Мотивационный момент: – Стук в дверь. – Кто к нам пришел? – Карлсон. Он принес с собой какую-то коробку. Хотите посмотреть, что в ней?

- Первую игрушку достает учитель-логопед и называет: - Это мишка. Он из меха, значит – он меховой.

- Дети по очереди достают игрушки и называют, из чего сделана игрушка, какая она.

- Дети оставляют игрушки на уголках столов (Положите игрушки на уголок стола. Они посидят и посмотрят, как вы будете слушать сказку о родственных словах)

  1. Сказка о родственных словах (одновременно на доску выставляются картинки):

Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю и появились ростки – слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.

- Учитель-логопед еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов: начало всех слов – снег или снеж, значит, все эти слова обозначают предметы, сделанные из снега или относящиеся к снегу.

  1. Заучивание стихотворения:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

6.         - Подбор родственных слов к слову рыба – рыбки, рыбак, рыбаки, рыбачок, рыбный.

Кот – котик, коты, котенок, котята, котище.

7. Игра «Семейка»:

на полу раскладываются обручи; у детей на столах предметные картинки, родственные словам рыба, снег, кот; дети встают в круги в соответствии со своими картинками.

  1. Физкультминутка

Упражнения кинезиологии «Перекрестные шаги», «Крюки».

«Перекрестные шаги»

Цель: активизация полноценного функционирования мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела, перекрестно-латеральная ходьба на месте.

Выполнение:

Выполнять перекрестные шаги - касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

«Крюки»

Цель: приведение к сознательной и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, способствование сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения и выработки адреналина, что помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Выполнение:

Скрестить лодыжки; вытянуть руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз; перенести одну рук через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок»; затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз; прижать язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым нёбом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Стоять в таком положении 2 минуты (на счет до 10).

9. Чтение родственных слов:

на доску вывешивается плакат, на котором напечатаны слова –

ДОМ                                ДО-МИ-ЩЕ

ДО-МА                                ДО-МО-ХО-ЗЯЙ-КА

ДО-МИК

ДО-МИ-КИ

БЕЗ-ДОМ-НЫЙ

Дети читают слова по слогам.

10. Работа в кассах: составить слова, родственные слову сад:

        сады, садик, садики, садовод.        

11. Итог занятия: - Что нового узнали? Что вам понравилось на занятии?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию

лексики и грамматического строя речи

у детей подготовительной к школе группы с ОНР

на тему:

«Путешествие»

                                                        

Цель: обогащение и активизация словаря по теме «Транспорт»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- систематизировать знания детей о транспортных средствах;

- закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

- закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;

- активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

- формировать умение составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;

- закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;

- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;

- совершенствовать навыки слогового анализа;

- развивать общую и мелкую моторику;

- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;

- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.

Оборудование:

предметные картинки с изображением разных видов транспорта; силуэт грузовика и детали к нему; «водительское удостоверение» на каждого ребенка; игрушечные автомобили; волшебный ящик с двойным дном; «волшебный поезд» с кармашками для картинок и слоговых схем; слоговые схемы; плакат-схема движения грузовика; контурные картинки на тему «Транспорт»; опорная схема для описательных рассказов; грамзапись гудка поезда; сладкие мармеладные машинки (призы).

Ход занятия:

1. Мотивационный момент

Учитель-логопед:

- Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда).
- К каждой картинке подберите схему с соответствующим количеством слогов.
(Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль). 

2. Постановка цели занятия:

- Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.
- Правильно, о транспорте.
- О людях какой профессии эта загадка? «Встаем мы очень рано, ведь наша забота - всех по утрам отвозить на работу».
- Правильно, это шофер (водитель).
- Какие это люди по характеру?
(Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные). 
3.
Дидактическая игра «Назови профессию»

(На наборном полотне выставляются картинки по теме «Транспорт»).
Учитель-логопед:

- Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте по моему образцу:

- Кто водит автобус? - Автобус водит внимательный шофер.
- Кто летает на самолете?
(На самолете летает смелый летчик).
- Кто управляет поездом?
(Поездом управляет зоркий машинист).
- Кто летает на ракете?
(На ракете летает умелый космонавт).
- Кто водит трамвай?
(Трамвай водит старательный вагоновожатый).
- Кто управляет кораблем?
(Кораблем управляет отважный капитан).
- Кто ездит на мотоцикле?
(На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).
- Кто летает на вертолете?
(На вертолете летает отважный летчик).
- Назовите одним словом, что это?
(Транспорт).
- Какие виды транспорта вы знаете?
(Водный, воздушный, наземный, подземный).
4.
– Отгадайте загадку:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
(Машина).

- Большая машина, а маленькая... (Машинка).

5. Дидактическая игра «Сборка грузовика»

- У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звездный воин. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком. (Показ плоскостной модели грузовика). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей.

- Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика.
- Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары, колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер).
(В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика).
- Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).
- У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-салабим, плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (учитель-логопед достает игрушечную машину).
- Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).

6. Усвоение глагола «ехать» с разными приставками.

- Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин. (На мольберте - плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы...
(доехали),
Яму...
(объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки...
(доехали),
Мост...
(переехали) и дальше... (поехали).
От моста...
(отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома...
(доехали),
Во двор...
(заехали), вот и... (приехали).
7.
Дидактическая игра «Узнай по контуру»

(Наложенные один на другой контуры транспорта).
- А теперь все дружно пойдем по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. угадайте по контуру машину, обведите указательным пальцем и скажите, для чего нужна такая машина.
(Составление предложений с союзом «чтобы»).
8.
 Физкультминутка «Шофёр»

Едем, едем на машине,                         движения «рулём»;
Нажимаем на педаль,                         
сгибать и вытягивать ногу;
Газ включаем, выключаем,                 
тянуть «рычаг» к себе, от себя;
Смотрим пристально мы вдаль.         
ладонь ко лбу;
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.                 
руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо
Волосы ерошит ветер.                         
шевелить пальцами
Мы шоферы хоть куда!                 
поднять большой палец

А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин - это магазин, где продаются машины.
9.
Дидактическая игра «Один – много»

- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине...
(микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине...
(легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине...
(милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине...
(спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине...
(мотоциклы).
10.
Рассказывание по опорной схеме.

- Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.
(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).

11. Итог занятия:

- Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
- А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше никогда не будет ломать игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочные истории, направленные на формирование лексики и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ЗПР

Грамматические категории и правила легче всего усваиваются детьми дошкольного возраста, если они будут преподноситься им в ненавязчивой увлекательной форме. Лучшим вариантом в данном случае будут явля...

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...

Формирование лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР

Система работы по формированию лексики и грамматического строя речи...