Конспекты занятий по формированию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_po_formirovaniyu_leksiki_i_nrammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по развитию
лексики и грамматического строя речи
у детей подготовительной к школе группы с ОНР
на тему:
«Какие разные животные»
Подготовила и провела
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Крогульская Е. А.
МБОУ школа-интернат
(дошкольное отделение)
г.о. Жуковский
Цель: совершенствование словаря по лексическим темам «Домашние животные» и «Дикие животные наших лесов».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать навык словообразования;
- формировать навык образования притяжательных прилагательных;
- формировать навык согласования слов в предложении.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Здоровьесберегающие:
- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных;
- беседы и чтение художественной литературы, сказок.
Оборудование:
фланелеграф, картинки диких и домашних животных, предметные картинки животных, пособие «Хвосты», мяч, перчаточные игрушки-животные.
Ход занятия:
- Орг. момент: Дети стоят полукругом на ковре.
Учитель-логопед:
- Давайте встанем дружно в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать!
- Ребята, проходите, присаживайтесь на свои места,
- – На фланелеграф выставляются картинки – кошка, собака, лиса, белка, волк, заяц. – Дети называют животных.
– Как их можно назвать одним словом? – Животные.
- Какие бывают животные? – Домашние и дикие.
– Какие сказки о животных вы знаете? – «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и т.д.
- Упражнение «Кто кем был?»
Учитель-логопед:
- Все звери когда-то были маленькими детенышами. У вас на столах лежат картинки.
- Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют на фланелеграф картинки животных.
- Кем был медведь? – Медведь был медвежонком.
- Кем был волк? – Волк был волчонком.
- Кем был ёж? – Ёж был ежонком.
- Кем была лиса? – Лиса была лисенком.
- Кем был заяц? – Заяц был зайчонком.
- Кем был лось? – Лось был лосенком.
- Кем был барсук? – Барсук был барсучонком.
- Кем была белка? – Белка была бельчонком.
4. Упражнение «Кто кем станет?»
- Кем станет котенок? – Котенок станет кошкой или котом.
- Кем станет щенок? – Щенок станет собакой или псом.
- Кем станет козленок? – Козленок станет козой или козлом.
- Кем станет теленок? – Теленок станет коровой или быком.
- Кем станет жеребенок? – Жеребенок станет лошадью или конем.
5. Дидактическая игра «Чья семья?» (с мячом)
Учитель-логопед:
- Давайте поиграем. Выходите на ковер, встаньте в полукруг.
- Все звери живут своими семьями. Я буду бросать вам по очереди мяч и называть членов семьи, а вы – чья это семья:
Медведь, медведица, медвежата – Это медвежья семья.
Волк, волчица, волчата – Это волчья семья.
Заяц, зайчиха, зайчата – Это заячья семья.
Барсук, барсучиха, барсучата – Это барсучья семья
Лис, лисица, лисята – Это лисья семья.
Еж, ежиха, ежата – Это ежиная семья.
Лось, лосиха, лосята – Это лосиная семья.
Бобр, бобриха, бобрята – Это бобриная семья.
6. Игра «Сказочные животные» (с мячом)
Учитель-логопед:
- Злой волшебник заколдовал животных. От их названий остались только половинки. Отгадайте, каких животных заколдовал злой волшебник
мед-жик – медведь и ёжик.
ли-лень – лиса и олень
соба–шадь – собака и лошадь
бел-са – белка и лиса
кош-яц – кошка и заяц
7. Физкультминутка «Лиса»
Утром лисонька проснулась, выполнять движения по тексту
Лапкой влево потянулась,
Лапкой вправо потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась,
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала, движения от периферии к центру
Ручки, ножки и бока –
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну – красавица – лиса!
До чего же хороша!
8. Игровое упражнение «Прятки»
- На одном острове все звери попрятались за камни, и приехавшие на остров путешественники увидели только хвосты этих животных. Расскажите, кто из животных там спрятался:
- Это кошачий хвост, значит там сидит кошка.
- Это беличий хвост, значит там сидит белка. И т.д.
9. Упражнение «Чей домик?»
- Каждый зверь живет в своем домике.
Дупло – Это беличий домик.
Логово – Это волчий домик.
Нора – Это лисий домик.
Норка – Это мышиный домик.
Берлога – Это медвежий домик.
Конура – Это собачий домик.
10. Игра «Самый-самый»
- Детям раздаются перчаточные игрушки животных.
Учитель-логопед:
- Каждое животное может чем-нибудь похвастаться. Расскажите, что у каждого животного самое-самое!
- Чьё самое вкусное молоко? – Я корова. Коровье молоко самое вкусное.
- Чей самый длинный хвост? – Я лошадь. Лошадиный хвост самый длинный.
- Чьи самые острые зубы? – Я волк. Волчьи зубы самые острые.
- Чей самый пушистый хвост? – Я лиса. Лисий хвост самый пушистый.
- Чей самый короткий хвост? – Я заяц. Заячий хвост самый короткий.
- Чьи самые ветвистые рога? – Я олень. Оленьи рога самые ветвистые.
- Чьи самые короткие лапки? – Я ёж. Ежиные лапки самые короткие.
11. Итог занятия.
- О каких животных мы сегодня говорили? Что нового вы узнали на занятии?
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по формированию
лексики и грамматического строя речи
в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР
на тему:
«В стране родственных слов»
Цель: формирование понятия «родственные» слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания детей о временах года, игрушках;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- формировать процессы образования новых слов;
- продолжать работу по формированию навыка согласования слов в предложении;
- формировать навык чтения, звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Кррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Здоровьесберегающие:
- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.
Оборудование:
Игрушка Карлсон, цветная коробка с предметами и игрушками, предметные картинки, три больших обруча, плакат со словами, кассы букв.
Ход занятия:
- Орг. момент: дети стоят в кругу.
- Учитель-логопед: – Поздоровайтесь друг с другом плечиками, ладошками, глазками; передайте друг другу свое хорошее настроение. Скажем дружно «Доброе утро!»
- – Какое еще может быть утро? – радостное утро, солнечное утро, веселое утро и т.д.
- Если весна, то какое утро? – Весеннее утро.
- Если зима, то какое утро? – Зимнее утро. И т.д.
Посадка детей за столы.
- Мотивационный момент: – Стук в дверь. – Кто к нам пришел? – Карлсон. Он принес с собой какую-то коробку. Хотите посмотреть, что в ней?
- Первую игрушку достает учитель-логопед и называет: - Это мишка. Он из меха, значит – он меховой.
- Дети по очереди достают игрушки и называют, из чего сделана игрушка, какая она.
- Дети оставляют игрушки на уголках столов (Положите игрушки на уголок стола. Они посидят и посмотрят, как вы будете слушать сказку о родственных словах)
- Сказка о родственных словах (одновременно на доску выставляются картинки):
Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю и появились ростки – слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.
- Учитель-логопед еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов: начало всех слов – снег или снеж, значит, все эти слова обозначают предметы, сделанные из снега или относящиеся к снегу.
- Заучивание стихотворения:
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
6. - Подбор родственных слов к слову рыба – рыбки, рыбак, рыбаки, рыбачок, рыбный.
Кот – котик, коты, котенок, котята, котище.
7. Игра «Семейка»:
на полу раскладываются обручи; у детей на столах предметные картинки, родственные словам рыба, снег, кот; дети встают в круги в соответствии со своими картинками.
- Физкультминутка
Упражнения кинезиологии «Перекрестные шаги», «Крюки».
«Перекрестные шаги»
Цель: активизация полноценного функционирования мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела, перекрестно-латеральная ходьба на месте.
Выполнение:
Выполнять перекрестные шаги - касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
«Крюки»
Цель: приведение к сознательной и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, способствование сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения и выработки адреналина, что помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
Выполнение:
Скрестить лодыжки; вытянуть руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз; перенести одну рук через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок»; затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз; прижать язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым нёбом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.
Стоять в таком положении 2 минуты (на счет до 10).
9. Чтение родственных слов:
на доску вывешивается плакат, на котором напечатаны слова –
ДОМ ДО-МИ-ЩЕ
ДО-МА ДО-МО-ХО-ЗЯЙ-КА
ДО-МИК
ДО-МИ-КИ
БЕЗ-ДОМ-НЫЙ
Дети читают слова по слогам.
10. Работа в кассах: составить слова, родственные слову сад:
сады, садик, садики, садовод.
11. Итог занятия: - Что нового узнали? Что вам понравилось на занятии?
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по развитию
лексики и грамматического строя речи
у детей подготовительной к школе группы с ОНР
на тему:
«Путешествие»
Цель: обогащение и активизация словаря по теме «Транспорт»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать знания детей о транспортных средствах;
- закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
- закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
- активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
- формировать умение составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
- закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;
- совершенствовать навыки слогового анализа;
- развивать общую и мелкую моторику;
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Здоровьесберегающие:
- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.
Оборудование:
предметные картинки с изображением разных видов транспорта; силуэт грузовика и детали к нему; «водительское удостоверение» на каждого ребенка; игрушечные автомобили; волшебный ящик с двойным дном; «волшебный поезд» с кармашками для картинок и слоговых схем; слоговые схемы; плакат-схема движения грузовика; контурные картинки на тему «Транспорт»; опорная схема для описательных рассказов; грамзапись гудка поезда; сладкие мармеладные машинки (призы).
Ход занятия:
1. Мотивационный момент
Учитель-логопед:
- Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда).
- К каждой картинке подберите схему с соответствующим количеством слогов. (Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль).
2. Постановка цели занятия:
- Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.
- Правильно, о транспорте.
- О людях какой профессии эта загадка? «Встаем мы очень рано, ведь наша забота - всех по утрам отвозить на работу».
- Правильно, это шофер (водитель).
- Какие это люди по характеру? (Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).
3. Дидактическая игра «Назови профессию»
(На наборном полотне выставляются картинки по теме «Транспорт»).
Учитель-логопед:
- Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте по моему образцу:
- Кто водит автобус? - Автобус водит внимательный шофер.
- Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
- Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист).
- Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт).
- Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый).
- Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан).
- Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).
- Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик).
- Назовите одним словом, что это? (Транспорт).
- Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный).
4. – Отгадайте загадку:
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина).
- Большая машина, а маленькая... (Машинка).
5. Дидактическая игра «Сборка грузовика»
- У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звездный воин. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком. (Показ плоскостной модели грузовика). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей.
- Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика.
- Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары, колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер).
(В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика).
- Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).
- У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-салабим, плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (учитель-логопед достает игрушечную машину).
- Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).
6. Усвоение глагола «ехать» с разными приставками.
- Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин. (На мольберте - плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).
Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
Яму... (объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
Мост... (переехали) и дальше... (поехали).
От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),
Во двор... (заехали), вот и... (приехали).
7. Дидактическая игра «Узнай по контуру»
(Наложенные один на другой контуры транспорта).
- А теперь все дружно пойдем по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. угадайте по контуру машину, обведите указательным пальцем и скажите, для чего нужна такая машина. (Составление предложений с союзом «чтобы»).
8. Физкультминутка «Шофёр»
Едем, едем на машине, движения «рулём»;
Нажимаем на педаль, сгибать и вытягивать ногу;
Газ включаем, выключаем, тянуть «рычаг» к себе, от себя;
Смотрим пристально мы вдаль. ладонь ко лбу;
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота. руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо
Волосы ерошит ветер. шевелить пальцами
Мы шоферы хоть куда! поднять большой палец
А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин - это магазин, где продаются машины.
9. Дидактическая игра «Один – много»
- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы).
10. Рассказывание по опорной схеме.
- Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.
(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).
11. Итог занятия:
- Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
- А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше никогда не будет ломать игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочные истории, направленные на формирование лексики и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
Грамматические категории и правила легче всего усваиваются детьми дошкольного возраста, если они будут преподноситься им в ненавязчивой увлекательной форме. Лучшим вариантом в данном случае будут явля...
Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.
Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....
Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии
В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....
Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...
Формирование лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР
Система работы по формированию лексики и грамматического строя речи...