Формирование лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Система работы по формированию лексики и грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_leksiko-grammaticheskih_kategoriy.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования лексики и грамматического строя речи у детей
с ОНР
Цель:
Уточнять и расширять запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Задачи:
- расширять объем словаря посредством увеличения представлений об окружающей действительности
- формировать познавательную деятельность
- уточнять значения слов
- формировать семантическую структуру слова в единстве его компонентов
- организовывать семантические поля, лексическую систему
- развивать словообразования
- уточнять грамматическое значение слова
- активизировать словарь, совершенствовать процессы поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения значительно увеличился словарный запас; дети овладели навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, сформировался и закрепился навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам), сформировано умение пользоваться различными способами словообразования, правильно употреблять предлоги; сформировано умение давать правильные ответы на вопросы, свободно составлять различные словосочетания и предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами, правильно строить сложные предложения; развились и совершенствовались возможности составления рассказов с употреблением различных синтаксических конструкций.
Логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется по следующим направлениям:
- Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.)
– На материале имен существительных: усвоение обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов, а также тех слов, которые вызывают наибольшие трудности у детей.
На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.
- Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.
На начальном этапе работы закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями. В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.
- Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности:
- глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных;
- закрепление глагольного словаря по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).
В процессе работы над прилагательными и глаголами большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.
2. Уточнение значений слов
- обучать дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.;
- уточнять контекстуальное значение слова, работать над его многозначностью; отрабатывать продуктивные конкретные значения слова (бежит мальчик), затем контекстуальные значения (бежит ручей), затем переносные значения (бежит время).
3. Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (понятийного, контекстуального)
4. Организация семантических полей, лексической системы
- группировка, объединение слов по тематическим признакам;
- дифференциация слов внутри семантического поля, установление связей на
основе противопоставления, аналогии.
Закрепление двухкомпонентных словосочетаний
Глагольные словосочетания:
а) словосочетание, включающее глагол и существительное в винительном падеже без предлога (несет сумку);
б) словосочетание, состоящее из глагола и существительного в дательном, творительном, родительном падеже без предлога (дарит маме, чистит щеткой);
в) словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию (идет к дому).
Именные словосочетания:
а) существительное + прилагательное (красный мак);
б) существительное в именительном падеже + существительное в косвенном падеже (хвост лисы).
5. Развитие словообразования
Логопедическая работа включает словообразование существительных, прилагательных и глаголов, осуществляющееся последовательно-параллельно в три этапа:
Содержание I этапа логопедической работы
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами К, ИК, ИЧК, ЧИК | Образование притяжательных прилагательных с суффиксом ИН | 1. Дифференциация совершенного и несовершенного вида
|
Содержание II этапа логопедической работы
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами ОНЬК, ЕНЬК, ЫШЕК, ЫШК 2. Образование существительных с суффиксами НИЦ (сахарница), ИНА (виноградина) | 1. Образование притяжатель- ных прилагательных с суффиксом и без чередования (коровий, лисий) 2. Образование относитель- ных прилагательных с суффиксами ЯНН, АН, ЕНН, Н
ных прилагательных с суффиксом ОВАТ |
с приставкой ПРИ |
Содержание III этапа логопедической работы
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
Образование названий профессий женского рода | 1. Образование притяжательных Прилагательных с суффиксом И с чередованием (волчий, собачий, медвежий) 2. Образование относительных прилагательных с суффиксами Н, ЯНН, ЕНН, АН, АТ 3. Образование уменьшительно -ласкательных прилагательных с суффиксом ЕНЬК 4. Образование прилагательных с суффиксами ЮЩ, ЧИВ, ЛИВ | Образование глаголов пространственного значения с приставками С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО |
6. Уточнение грамматического значения слова
- Уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений существительного, глагола, прилагательного;
- одушевленность и неодушевленность;
- число и род существительных и прилагательных;
- некоторые падежные значения существительных;
- родовая принадлежность (он, она, оно);
- включение слова в словосочетание, предложение.
Перспективный план
по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с нарушениями речи
Месяц | Лексическая тема |
Октябрь | «Огород. Овощи» |
«Сад. Фрукты». | |
«Лес. Деревья. Грибы» | |
«Осень» | |
«Игрушки» | |
Ноябрь | «Человек. Семья» |
«Одежда» | |
«Обувь» | |
«Кухня. Посуда» | |
Декабрь | «Мебель» |
«Домашние животные» | |
«Домашние птицы» | |
«Новый год» | |
Январь | «Зима. Зимующие птицы» |
«Дикие животные наших лесов» | |
«Транспорт» | |
Февраль | «Профессии» |
«Профессии на стройке» | |
«Наша Армия» | |
«Комнатные растения» | |
Март | «Мамин праздник» |
«Перелетные птицы» | |
«Откуда хлеб пришел. Продукты питания» | |
«Весна» | |
Апрель | «Наш город. Моя улица» |
«Космос» | |
«Весенние цветы» | |
«Насекомые» | |
Май | «Правила дорожного движения» |
«Пресноводные и аквариумные рыбы» | |
«Лето. Цветы» |
Литература
Н.В. Нищева, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....
Сказочные истории, направленные на формирование лексики и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
Грамматические категории и правила легче всего усваиваются детьми дошкольного возраста, если они будут преподноситься им в ненавязчивой увлекательной форме. Лучшим вариантом в данном случае будут явля...
Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...
Конспекты занятий по формированию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР
Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...