Формирование лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Крогульская Елена Алексеевна

Система работы по формированию лексики и грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_leksiko-grammaticheskih_kategoriy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования лексики и грамматического строя речи у детей

с ОНР

Цель: 

Уточнять и расширять запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Задачи:

- расширять объем словаря посредством увеличения представлений об окружающей действительности

- формировать познавательную деятельность

- уточнять значения слов

- формировать семантическую структуру слова в единстве его компонентов

- организовывать семантические поля, лексическую систему 

- развивать словообразования

- уточнять грамматическое значение слова

- активизировать словарь, совершенствовать процессы поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь

Ожидаемые результаты:

В процессе обучения значительно увеличился словарный запас; дети овладели навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, сформировался и закрепился навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам), сформировано умение пользоваться различными способами словообразования, правильно употреблять предлоги; сформировано умение давать правильные ответы на вопросы, свободно составлять различные словосочетания и предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами, правильно строить сложные предложения; развились и совершенствовались возможности составления рассказов с употреблением различных синтаксических конструкций.

Логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется по следующим направлениям:

  1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.)

– На материале имен существительных: усвоение обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов, а также тех слов, которые вызывают наибольшие трудности у детей.

На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

- Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.

        На начальном этапе работы закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями. В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.

- Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности:

- глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных;

- закрепление глагольного словаря по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).

В процессе работы над прилагательными и глаголами большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Уточнение значений слов

- обучать дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.;

- уточнять контекстуальное значение слова, работать над его многозначностью; отрабатывать продуктивные конкретные значения слова (бежит мальчик), затем контекстуальные значения (бежит ручей), затем переносные значения (бежит время).

3. Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (понятийного, контекстуального)

4. Организация семантических полей, лексической системы

- группировка, объединение слов по тематическим признакам;

- дифференциация слов внутри семантического поля, установление связей на

основе противопоставления, аналогии.

Закрепление двухкомпонентных словосочетаний

Глагольные словосочетания:

а) словосочетание, включающее глагол и существительное в винительном падеже без предлога (несет сумку);

б) словосочетание, состоящее из глагола и существительного в дательном, творительном, родительном падеже без предлога (дарит маме, чистит щеткой);

в) словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию (идет к дому).

Именные словосочетания:

а) существительное + прилагательное (красный мак);

б) существительное в именительном падеже + существительное в косвенном падеже (хвост лисы).

5. Развитие словообразования

Логопедическая работа включает словообразование существительных, прилагательных и глаголов, осуществляющееся последовательно-параллельно в три этапа:

Содержание I этапа логопедической работы

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами К, ИК, ИЧК, ЧИК

Образование притяжательных прилагательных с

суффиксом ИН

1. Дифференциация совершенного и

несовершенного вида

  1. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов

Содержание II этапа логопедической работы

Существительные

Прилагательные

Глаголы

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами ОНЬК, ЕНЬК, ЫШЕК, ЫШК

2. Образование существительных с суффиксами НИЦ (сахарница), ИНА

(виноградина)

1. Образование притяжатель-

ных прилагательных с суффиксом и без чередования (коровий, лисий)

2. Образование относитель-

ных прилагательных с суффиксами ЯНН, АН, ЕНН, Н

  1. Образование качествен-

ных прилагательных с суффиксом ОВАТ

  1. Образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА
  2. Образование глаголов пространственного значения

с приставкой ПРИ

Содержание III этапа логопедической работы

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Образование названий профессий женского рода

1. Образование притяжательных

Прилагательных с суффиксом И с чередованием (волчий, собачий, медвежий)

2. Образование относительных прилагательных с суффиксами Н, ЯНН, ЕНН, АН, АТ

3. Образование уменьшительно -ласкательных прилагательных с суффиксом ЕНЬК

4. Образование прилагательных с суффиксами ЮЩ, ЧИВ, ЛИВ

Образование глаголов пространственного значения с приставками С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО

6. Уточнение грамматического значения слова

- Уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений существительного, глагола, прилагательного;

- одушевленность и неодушевленность;

- число и род существительных и прилагательных;

- некоторые падежные значения существительных;

- родовая принадлежность (он, она, оно);

- включение слова в словосочетание, предложение.

Перспективный план

по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с нарушениями речи

Месяц

Лексическая тема

Октябрь

«Огород. Овощи»

«Сад. Фрукты».

«Лес. Деревья. Грибы»

«Осень»

«Игрушки»

Ноябрь

«Человек. Семья»

«Одежда»

«Обувь»

«Кухня. Посуда»

Декабрь

«Мебель»

«Домашние животные»

«Домашние птицы»

«Новый год»

Январь

«Зима. Зимующие птицы»

«Дикие животные наших лесов»

«Транспорт»

Февраль

«Профессии»

«Профессии на стройке»

«Наша Армия»

«Комнатные растения»

Март

«Мамин праздник»

«Перелетные птицы»

«Откуда хлеб пришел. Продукты питания»

«Весна»

Апрель

«Наш город. Моя улица»

«Космос»

«Весенние цветы»

«Насекомые»

Май

«Правила дорожного движения»

«Пресноводные и аквариумные рыбы»

«Лето. Цветы»

Литература

Н.В. Нищева, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Сказочные истории, направленные на формирование лексики и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ЗПР

Грамматические категории и правила легче всего усваиваются детьми дошкольного возраста, если они будут преподноситься им в ненавязчивой увлекательной форме. Лучшим вариантом в данном случае будут явля...

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...

Конспекты занятий по формированию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР

Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...