Конспект открытого занятия для старшей логопедической группы по теме:"Звук и буква У"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука У;
- учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;
- познакомить с понятием “гласный” звук;
- ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
- познакомить с буквой У;
- учить читать букву У;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_u.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук У. Буква У. Конспект занятия в старшей группе ДОУ
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука У;
- учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;
- познакомить с понятием “гласный” звук;
- ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
- познакомить с буквой У;
- учить читать букву У;
- обучать навыкам звука–буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
- закреплять правильное согласование местоимений мой, моя, моё, мои с именами существительными;
- закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
- обогащать предметный словарь со звуком У;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать пространственную ориентацию на плоскости;
- развивать память, внимание, мышление;
Оборудование: картинки со звуком У (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – утка, утки, гусь, гуси, петух, петухи, муха, мухи, курица, курицы, акула, арбуз, арбузы, луна, жук, уши, лук, лупа, руки, удочка, улитка, узел, улей, улица, уголь, круг, утюг, паук, лягушка, тулуп, кнут; зеркала логопедические индивидуальные; игрушка «дождик» для дыхательной гимнастики для каждого ребёнка, картинка артикуляции звука У; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква У, карточка – картинка “На что похожа буква У” – “Буква У как будто
ушки, У зайчонка на макушке”; настенная Азбука; палочки Кьюзенера для изготовления буквы У; квадратики из пластика красного цвета; карточки с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки; карандаши (простой, красный).
Организационный момент
Ребята, отгадайте, какой звук мы будем сегодня учить? Какой звук есть во всех этих словах: Удочка, ушки, утюг, утка, уж?
Какой звук мы услышали? – звук У;
Ход занятия:
Артикуляционная гимнастика
Картинка артикуляции звука У. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Дети произносят звук У, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук У – губы трубочкой, ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук У - гласный.
Дыхательная гимнастика «Дождик» Осенний ветер подул: У-у-у-у-у
Игра «поймай звук»
Ребята, веселый звук
Хочет с вами поиграть. Я буду
Произносить разные звуки, а
Когда вы услышите звук у,
Нужно быстро хлопнуть в
Ладоши и поймать его.
Поиграем? Будьте
Внимательны.
А,м,у,о,а,у,т,к,у,а,у,а
Ан, ом, ду, со, ша, ру, та, ко, гу, ла, ву, ба
Анна, кот, ушки, альбом, осы, утка, муха, мышь, астра, удочка, арка, зима, армия, лук
В игре можно дать слова на звуки У, А, О для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков У – А - О.
Игра «Где спрятался звук?»
Ребята, звук У хочет поиграть с вами в прятки.
Я буду называть вам слова со звуком у. Вам нужно определить в какой части слова он спрятался – в начале, середине или в конце.
В игре используются карточки с фишками для определения места звука У в слове.
Улитка, утка, кукла, арбуз, автобус, акула, радуга, ухо, утюг, курица, огурец.
Игра “Жадина”
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя утка. Мой утюг. Мои гуси и т.д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.
Игра “Чего нет”
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать слово. Дети проверяют есть ли звук У в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.п.
Физ. Минутка «Буква у»
У, как утка вперевалку – наклоны туловища в стороны.
Обошла кирпич и палку – продвижение вперед по извилистой линии.
Через камень ловко скок! – прыжки на месте.
Поглядела на носок– наклоны вперед.
И задрыгалась, как ушки у зайчонка на
макушке - руками имитируем движение ушей зайца
Игры с мячом “А ну-ка, повтори”
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:
- ду – ду – ду – дети бегают в саду;
- су – су – су – тихо осенью в лесу;
- ву – ву – ву – в лесу видели сову;
- шу – шу – шу – веточкой машу т. д.
Игра “Эхо” Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.
Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:
Ту – ту – ду
Ду – ду – ту
Пу – пу – бу
Бу – бу – пу и т.д.
Игра “Загадки – добавлялки”
Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.
- А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые ...(тучи);
- Подарили нам игрушки,
Целый день стреляли...(пушки);
- На лесной опушке,
Будут петь...(лягушки);
- У березы, по утру,
Коза вовсю грызет...(кору);
- Я по улицам брожу,
На прохожих я...(гляжу);
- В новом кресле я сижу,
Шерстяной носок ...(вяжу);
- На диване я лежу,
Сладкий леденец...(лижу);
- У меня в кармане брюк,
В коробочке зеленый...(жук);
- Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке ...(лапу).
- Нам темно, мы просим папу
Нам включить по ярче ...(лампу).
- Какой звук слышали в добавлялках? (Звук У).
Буква У
Мы уже знаем, что у каждого
звука как и у нас с вами, есть
свое лицо – буква. чем отличается звук от буквы?
дети: звук мы произносим и слышим, а букву мы читаем и пишем.
Показ буквы – карточки У. Показ карточки “На что похожа буква У” - Буква У как будто ушки, У зайчонка на макушке. Прописывание буквы У в воздухе.
Работа в тетрадях
Дети печатают букву У в тетрадях. Под буквой У рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква У обозначает звук У. Звук У не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.
Итог занятия
Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука У нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук У? (Буквой У). На что похожа буква У? (ушки зайчика, усики улитки). Как мы ее пишем? Молодцы ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе"Посвящение в следопыты"
Дифференциация звуков С,З,Ш,Ж...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Звуки и буква «П».
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Звуки и буква «П».Цель: Продолжать знакомить детей с артикуляционной позицией звуков. Научить характеризоват...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе. Тема: "Звук [Н]"
Конспект фронтального логопедического занятия....
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе«Путешествие в страну гласных звуков»....
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...