Использование речевых игр для развития социальной коммуникации дошкольников
консультация по логопедии
Создание условий социальной ситуации для коммуникации и развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_rabote_uchitelya.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование речевых игр для развития социальной коммуникации дошкольников
Проблема социального развития ребенка сегодня особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – «…создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками…».
Детский сад - начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью происходит именно в этой среде, где окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это сверстники, педагоги и родители. Ребенок от взрослых узнает, когда радоваться и когда злиться, как здороваться и как прощаться, как вести себя за столом и с другими людьми, когда и какие слова употреблять, как реагировать на те, или иные события. Основное условие развития ребенка как личности, познание и оценка себя через посредство других людей – это общение.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Наблюдая за играми детей нашего детского сада, можно отметить, что у некоторых детей существуют проблемы в общении, дети не умеют понимать другого человека, не умеют общаться, наблюдаются проблемные формы межличностных отношений такие как: агрессивность, обидчивость, замкнутость, застенчивость и демонстративность. Большинство таких детей социально несостоятельны в силу ряда обстоятельств:
- у них низкий уровень социально-личностного развития:
- недостаточная инициативность в общении;
- дети предпочитают пассивные роли;
- не умеют улаживать конфликты;
- не могут выразить свое внутреннее состояние речевыми способами.
Это остро переживается детьми и несет массу разных эмоций. И как сложится первый опыт отношений со сверстниками, это и определит характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Часто этот опыт складывается неудачно.
Чтобы не складывалась сложная картина межличностных отношений между сверстниками и социализация дошкольников проходила позитивно, необходимо:
- создать эмоциональный комфорт для каждого ребенка;
- воспитывать положительное отношение ребенка к окружающим людям;
- формировать коммуникативную компетентность дошкольника;
- развивать социальные навыки у ребенка.
Развитие коммуникативных навыков является огромным стимулом для развития ребенка в ненавязчивой игровой форме.
Поэтому развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте наиболее эффективно.
Своевременное, целенаправленное развитие социального поведения у детей, с проблемами в социально-коммуникативном развитии, способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, развитию речи.
Таким образом, в работе нужно использовать такие методы, которые позволяют решать не только специфические коррекционно - развивающие задачи, но и будут направлены на развитие социальной коммуникации. Этим методом является речевая игра.
Данные игры могут использоваться не только в рамках непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми на прогулке, в ходе режимных моментов.
Варианты игр
Игра «Колокольчик» Цель: формировать позитивных отношений в группе сверстников, учить детей употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например: - Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон! - Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон! (и так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).
| Игра: «Подарки» Цель: создать благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости, активизировать словарный запас; упражнять в согласовании сущ. с прилагательными, распространять предложение однородными прилагательными. Ход игры: Дети, глядя в глаза друг друга, говорят какой подарок хотят подарить соседу, передают закрытую красивую пустую коробочку. - Я хочу подарить тебе красивый, красный цветок. - Я подарю тебе синюю маленькую машинку. Повторять название подарка нельзя. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно» |
Игра: «Что в сундучке?» Ход игры: логопед ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется. | Игра: «Поварята» (Аналогично: «Садоводы», «Путешественники») Цель: проявлять внимание к собеседнику, активизировать словарный запас. Ход игры: дети стоят в кругу. Логопед говорит: - Представьте себе, что мы с вами будем варить суп. Давайте подумаем, какие продукты мы положим в суп. Первый «повар» держа кастрюльку называет продукт, который он положит в суп, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой. Третий припоминает, что взял второй «поварёнок» и добавляет свой продукт и так далее. Помните, что повторяться нельзя. |
Игра: «Всезнайки» Цель: развитие внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения, активизировать словарный запас. | Игра «Бусы дружбы» Цель: формирование позитивного отношения к сверстникам. Часто бусы я ношу |
Игра «Эхо» Каждый ребенок проговаривает и прохлопывает свое имя, а все остальные дети, как эхо, его повторяют. | Игра «Волшебные очки» Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить комплименты. Ход игры: (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети деляться комплиментами). |
Игра «Веселые ладошки» Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания. Цель: произносить текст и действовать в соответствии со словами. Дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей. Веселые ладошки Побежали по дорожке И к ребятам прибежали, да? (на слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится тоже ведущим, теперь двое идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка). | Игра «Ленточка» Цель: развитие коммуникативных навыков; творческих способностей. Цель: станцевать с партнером. Дети сидят на стульях. Ребенок с ленточкой в руках ходит перед ними и поет на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»: По кружочку я хожу, И всем ленту покажу. Саше (Свете, Маше…) ленту повяжу. И на танец приглашу (повязывает или накидывает на шею выбранному ребенку ленточку, выводит в центр, танцует с ним, остальные хлопают. |
Игра: «Ласковое эхо» Цель: формировать позитивных отношений в группе сверстников; учить детей употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Ход игры: дети стоят в кругу и говорят: Заблудились мы в лесу, Закричали мы: «Ау!» А нам эхо отвечает, Познакомится желает. Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают уменьшительно - ласкательный вариант его имени. Например, Ваня - Ванечка, Кристина - Кристиночка. | Игра «Салют» Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Цель: выразить себя и привлечь к себе внимание. Дети выбирают для себя материал (цветную бумагу, салфетки), в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо пользуются ножницами), готовят материал для салюта. Затем, услышав свое имя, подбрасывает свои кусочки — изображает свой салют, остальные ему хлопают. |
Игра «Я бросаю тебе мяч» Ход игры: дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.) Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например, «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкую конфету». | Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше» Задачи: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы. Ход игры: дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина. |
Игра «Давайте порадуемся» Содержание: Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» - маме и папе «Доброе утро!» - останется с нами. | Игра «Вежливые слова» Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Или индивидуально с ребенком. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование ростовых кукол в развитии социально-нравственных чувств старших дошкольников"
Презентация к педсовету «Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста".Представление опыта работы по теме: "Сюжетно-р...
Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности дошкольников
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять с...
Использование игровых технологий для развития социально-комуникативных навыков старших дошкольников
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а та...
Использование современных технологий в развитии навыков коммуникации у старших дошкольников (из опыта работы) Статья Иванова К.В., Цырдя Н.М.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Педагог должен стать координатором информационного потока. Обучение ребенка использованию ИКТ технологий дает ему возможность расширить обл...
Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в соответствии с ФГОС
В данном материале содержится методическая разработка по теме: "Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в соответствии с ФГОС"...
Мастер-класс для воспитателей "Использование коммуникативных игр для развития социальных навыков дошкольников"
Материал может быть интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений. Цель его - обмен опытом работы по использованию коммуникативных игр для формирования социальных навыков дошкольников разных ...