Дополнительная образовательная программа "Весёлый язычок"
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Шабардина Юлия Николаевна

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Весёлый язычок»

Возраст детей 4-5 лет

Срок реализации: 1 год (октябрь –апрель)

Объем _____ академических часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урай, 2023

Авторы программы:

Шабардина Юлия Николаевна, учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад №12», г. Урай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

________________________

(должность)

_______________________

(ФИО)

 

 

 

Пояснительная записка

 

Введение:

1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
  • В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013)
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 28 сентября 2020 года №  28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».

  • Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

 

1.2.       Направленность: социально-педагогическая, подразумевает работу с детьми дошкольного возраста, развитие их коммуникативных качеств, проявляется в создании

особых условий для развития речевых умений и навыков, а также профилактики (предупреждения) нарушений коммуникативно-речевой и познавательно-речевой деятельности дошкольников.

1.3.     Актуальность программы

     В последние годы отмечается тенденция к ухудшению показателей речевого развития детей дошкольного возраста.Объясняется это следующими причинами:

- слабость мышц артикуляционного аппарата;

- избирательное нарушение фонематического слуха;

- неблагоприятное речевое окружение;

- недоразвитие речевого дыхания.

             Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.

            Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.

            При благоприятных условиях воспитания усвоение звуко­вой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, воскли­цания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-4х летнего возраста.

            Основная задача развития звуковой культуры речи на дан­ном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного про­изношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой детей большой численности. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков, работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде.

 

1.4. Цель программы:

Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.

 

1.5. Задачи программы:

  • формирование навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;
  • формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие фонематического слуха;
  • формировать умение слышать отдельные звуки в словах;
  • развивать слуховое внимание;
  • формировать правильное произношение гласных а, о, у, э, и, согласныхп, б, т, д, к, г, в, ф;
  • развитие мелкой и общей моторики
  • совершенствование фоне­матического слуха, дикции, памяти.

       Работа по программе «Веселый язычок» проводится в  мини группах и индивидуально,- у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал.

1.6.      Адресат программы:

Программа рассчитана на обучающихся 4-5 лет (средняя группа)

Наполняемость групп3 человека.

 

 

 

 

 

 

 

1.7 Объем программы:

Возрастная группа

 

Количество занятий

 

Продолжительность

занятия

Норма времени на оказание услуги

 

В неделю

Месяц

Год

 

 

Средняя группа- 4-5 лет

2

8

56

20

18 час. 36 мин

 

 

 

1.8.  Учебный план

 

Тематическое планирование

Разделы программы

 

Количество часов

Формы и методы проведения

1.

 

Знакомство с артикуляционным аппаратом

2

Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадки, рассказывание сказки.

2.

Гласные звуки

12

Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадки, заучивание скороговорок

3.

Согласные звуки

26

Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадок, заучивание скороговорок

4.

Изобразительная деятельность и развитие речи.

32

Игры, задания, беседы, творческие задания, рассматривание картин

 

Итого:

72 ч.

 

 

Распределение материала на учебный год

 

Недели

№  занятия

Тема

Октябрь

1 неделя

1,2

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

2 неделя

3,4

Знакомство со звуком А.

3 неделя

5,6

Осень

4 неделя

7,8

Огород

Ноябрь

2 неделя

9,10

Знакомство со звуком О.

3 неделя

11,12

Грибы

4 неделя

13,14

Знакомство со звуком Ы.

Декабрь

1 неделя

15,16

Знакомство со звуком Э

2 неделя

17,18

Дикие животные и их детёныши

3 неделя

19,20

Знакомство со звуками Н-Нь

4 неделя

 

5 неделя

21,22

Зима

23,24

Новый год у ворот

Январь

3 неделя

25

Знакомство со звуками М-Мь.

4 неделя

26,27

Домашние птицы

5 неделя

28,29

Знакомство со звуками П-Пь

30,31

Транспорт

 

Февраль

1 неделя

2 неделя

32,33

Звуки Б-Бь

34,35

Виды транспорта

3 неделя

36,37

Звуки Т-Ть

4 неделя

38,39

Одежда

Март

1 неделя

40,41

Звуки Д-Дь

2 неделя

42,43

Обувь

3 неделя

44,45

Звуки К-Кь

4 неделя

5 неделя

46,47

Овощи

48,49

Звуки Г-Гь

Апрель

1 неделя

50,51

Звуки Х-Хь.

2 неделя

52,53

Посуда чайная

3 неделя

54,55

Звуки В-Вь

4 неделя

56

Домашние животные

 

 

 

1.9. Форма и режим занятий:

Занятия проводятся:

- в очном формате.

       Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня с 3 детьми, продолжительностью не более 20 минут. Состав исполнителей: учитель-логопед.

Основные формы проведения занятий

Беседа, выполнение упражнений, ответы на вопросы, наблюдение, рассматривание картин и рисунков, занятия-игры, речевые игры, выполнение домашних творческих заданий.

Направления деятельности

1.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу. "Знакомство с артикуляционным аппаратом" (2 часа).

 2. Гласные звуки (12 часов). "Знакомство со звуком А", "Знакомство со звуком У»,  «Звуки и буквы АУ", "Знакомство со звуком И", "Знакомство со звуком О", "Знакомство со звуком и буквой «Ы», «Знакомство со звуком и буквой Э". 

3. Согласные (26 часов). Звуки Н-Нь, М-Мь, П-Пь, Б-Бь, Т-Ть, Д-Дь, К-кь, Г-Гь, Х-Хь, В-Вь, Ф-Фь, С-Сь, З-Зь.

4. Изобразительная деятельность и развитие речи (30 часов).

"Осень", "Зима», «Новый год у ворот», «Огород", "Фрукты», «Домашние животные», «Домашние животные и их детёныши", "Домашние птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Транспорт", "Виды транспорта», «Одежда", "Обувь", "Грибы», «Посуда чайная".

1.9. Планируемые результаты

            К концу обучения по данной программе у детей значи­тельно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.  

Ожидаемый результат

  • развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
  • выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
  • понимать и использовать грамматические формы;
  • дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.
  • развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;
  • совершенствуется интонационная сторона речи;
  • развивается артикуляционный аппарат;
  • развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;
  • формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.

1.10. Формы контроля и подведения итогов реализации программы

В образовательном процессе будут использованы следующие виды и методы контроля успешности освоения воспитанниками программы «Весёлый язычок»:

Текущий контроль с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения работ и стимулирования обучающихся. Для реализации текущего контроля в процессе объяснения материала педагог обращается к воспитанникам с вопросами и короткими заданиями; в процессе выполнения заданий педагог контролирует и оценивает выполненные этапы работы.

Итоговый контроль:

• организация выставки лучших работ: изобразительная деятельность по лексическим темам

• представление работ по лексическим темам (оригами, мозаика, штриховка, пластилинография, тестопластика)

  • открытое занятие
  • мастер-класс с родителями

2.         Организационно-педагогические условия реализации программы

2.1. Учебный план

Программа «Веселый язычок» реализуется с 1 октября по 30 апреля, 2 раза в неделю (во 2-й половине дня), продолжительностью 20 минут.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Весёлый язычок»

Возраст детей 4-5 лет

Срок реализации: 1 год (октябрь –апрель)

Объем _____ академических часов

Урай, 2023

Авторы программы:

Шабардина Юлия Николаевна, учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад №12», г. Урай.

 

 

 

 

Согласовано:

________________________

(должность)

_______________________

(ФИО)

Пояснительная записка

Введение:

1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
  • В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013)
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 28 сентября 2020 года №  28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».

  • Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

1.2.       Направленность: социально-педагогическая, подразумевает работу с детьми дошкольного возраста, развитие их коммуникативных качеств, проявляется в создании

особых условий для развития речевых умений и навыков, а также профилактики (предупреждения) нарушений коммуникативно-речевой и познавательно-речевой деятельности дошкольников.

1.3.     Актуальность программы

     В последние годы отмечается тенденция к ухудшению показателей речевого развития детей дошкольного возраста.Объясняется это следующими причинами:

- слабость мышц артикуляционного аппарата;

- избирательное нарушение фонематического слуха;

- неблагоприятное речевое окружение;

- недоразвитие речевого дыхания.

         Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.

        Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.

        При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-4х летнего возраста.

        Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой детей большой численности. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков, работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде.

1.4. Цель программы:

Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.

1.5. Задачи программы:

  • формирование навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;
  • формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие фонематического слуха;
  • формировать умение слышать отдельные звуки в словах;
  • развивать слуховое внимание;
  • формировать правильное произношение гласных а, о, у, э, и, согласныхп, б, т, д, к, г, в, ф;
  • развитие мелкой и общей моторики
  • совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.

       Работа по программе «Веселый язычок» проводится в  мини группах и индивидуально,- у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал.

1.6.         Адресат программы:

Программа рассчитана на обучающихся 4-5 лет (средняя группа)

Наполняемость групп – 3 человека.

1.7 Объем программы:

Возрастная группа

Количество занятий

Продолжительность

занятия

Норма времени на оказание услуги

В неделю

Месяц

Год

Средняя группа- 4-5 лет

2

8

56

20

18 час. 36 мин

1.8.  Учебный план

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

Формы и методы проведения

1.

Знакомство с артикуляционным аппаратом

2

Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадки, рассказывание сказки.

2.

Гласные звуки

12

Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадки, заучивание скороговорок

3.

Согласные звуки

26

Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадок, заучивание скороговорок

4.

Изобразительная деятельность и развитие речи.

32

Игры, задания, беседы, творческие задания, рассматривание картин

Итого:

72 ч.

Распределение материала на учебный год

Недели

№  занятия

Тема

Октябрь

1 неделя

1,2

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

2 неделя

3,4

Знакомство со звуком А.

3 неделя

5,6

Осень

4 неделя

7,8

Огород

Ноябрь

2 неделя

9,10

Знакомство со звуком О.

3 неделя

11,12

Грибы

4 неделя

13,14

Знакомство со звуком Ы.

Декабрь

1 неделя

15,16

Знакомство со звуком Э

2 неделя

17,18

Дикие животные и их детёныши

3 неделя

19,20

Знакомство со звуками Н-Нь

4 неделя

5 неделя

21,22

Зима

23,24

Новый год у ворот

Январь

3 неделя

25

Знакомство со звуками М-Мь.

4 неделя

26,27

Домашние птицы

5 неделя

28,29

Знакомство со звуками П-Пь

30,31

Транспорт

Февраль

1 неделя

2 неделя

32,33

Звуки Б-Бь

34,35

Виды транспорта

3 неделя

36,37

Звуки Т-Ть

4 неделя

38,39

Одежда

Март

1 неделя

40,41

Звуки Д-Дь

2 неделя

42,43

Обувь

3 неделя

44,45

Звуки К-Кь

4 неделя

5 неделя

46,47

Овощи

48,49

Звуки Г-Гь

Апрель

1 неделя

50,51

Звуки Х-Хь.

2 неделя

52,53

Посуда чайная

3 неделя

54,55

Звуки В-Вь

4 неделя

56

Домашние животные

1.9. Форма и режим занятий:

Занятия проводятся:

- в очном формате.

       Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня с 3 детьми, продолжительностью не более 20 минут. Состав исполнителей: учитель-логопед.

Основные формы проведения занятий

Беседа, выполнение упражнений, ответы на вопросы, наблюдение, рассматривание картин и рисунков, занятия-игры, речевые игры, выполнение домашних творческих заданий.

Направления деятельности

1.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу. "Знакомство с артикуляционным аппаратом" (2 часа).

 2. Гласные звуки (12 часов). "Знакомство со звуком А", "Знакомство со звуком У»,  «Звуки и буквы АУ", "Знакомство со звуком И", "Знакомство со звуком О", "Знакомство со звуком и буквой «Ы», «Знакомство со звуком и буквой Э".  

3. Согласные (26 часов). Звуки Н-Нь, М-Мь, П-Пь, Б-Бь, Т-Ть, Д-Дь, К-кь, Г-Гь, Х-Хь, В-Вь, Ф-Фь, С-Сь, З-Зь.

4. Изобразительная деятельность и развитие речи (30 часов).

"Осень", "Зима», «Новый год у ворот», «Огород", "Фрукты», «Домашние животные», «Домашние животные и их детёныши", "Домашние птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Транспорт", "Виды транспорта», «Одежда", "Обувь", "Грибы», «Посуда чайная".

1.9. Планируемые результаты

        К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.  

Ожидаемый результат

  • развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
  • выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
  • понимать и использовать грамматические формы;
  • дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.
  • развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;
  • совершенствуется интонационная сторона речи;
  • развивается артикуляционный аппарат;
  • развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;
  • формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.

1.10. Формы контроля и подведения итогов реализации программы

В образовательном процессе будут использованы следующие виды и методы контроля успешности освоения воспитанниками программы «Весёлый язычок»:

Текущий контроль с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения работ и стимулирования обучающихся. Для реализации текущего контроля в процессе объяснения материала педагог обращается к воспитанникам с вопросами и короткими заданиями; в процессе выполнения заданий педагог контролирует и оценивает выполненные этапы работы.

Итоговый контроль:

• организация выставки лучших работ: изобразительная деятельность по лексическим темам

• представление работ по лексическим темам (оригами, мозаика, штриховка, пластилинография, тестопластика)

  • открытое занятие
  • мастер-класс с родителями

2.        Организационно-педагогические условия реализации программы

2.1. Учебный план

Программа «Веселый язычок» реализуется с 1 октября по 30 апреля, 2 раза в неделю (во 2-й половине дня), продолжительностью 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умный Язычок"

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Среди них значительную часть составляют дети младшего и среднего дошкольного возраста, не овладевшие в...

Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшни...

Дополнительная образовательная программа коррекционно-логопедической направленности "Весёлый язычок"

Дополнительная программа направлена на создание компоексной помощи детям с речевыми недостатками....

Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)

Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на  профилактику...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Дополнительная образовательная программа «Волшебный язычок» (возрастная группа 4-6 лет)

Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми по развитию речи.Целевой раздел           Пояснительн...