Дополнительная образовательная программа "Весёлый язычок"
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Весёлый язычок»
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации: 1 год (октябрь –апрель)
Объем _____ академических часов
Урай, 2023
Авторы программы:
Шабардина Юлия Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №12», г. Урай.
Согласовано: ________________________ (должность) | _______________________ (ФИО) |
Пояснительная записка
Введение:
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013)
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
1.2. Направленность: социально-педагогическая, подразумевает работу с детьми дошкольного возраста, развитие их коммуникативных качеств, проявляется в создании
особых условий для развития речевых умений и навыков, а также профилактики (предупреждения) нарушений коммуникативно-речевой и познавательно-речевой деятельности дошкольников.
1.3. Актуальность программы
В последние годы отмечается тенденция к ухудшению показателей речевого развития детей дошкольного возраста.Объясняется это следующими причинами:
- слабость мышц артикуляционного аппарата;
- избирательное нарушение фонематического слуха;
- неблагоприятное речевое окружение;
- недоразвитие речевого дыхания.
Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.
Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-4х летнего возраста.
Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой детей большой численности. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков, работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде.
1.4. Цель программы:
Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.
1.5. Задачи программы:
- формирование навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;
- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное произношение гласных а, о, у, э, и, согласныхп, б, т, д, к, г, в, ф;
- развитие мелкой и общей моторики
- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.
Работа по программе «Веселый язычок» проводится в мини группах и индивидуально,- у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал.
1.6. Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся 4-5 лет (средняя группа)
Наполняемость групп – 3 человека.
1.7 Объем программы:
Возрастная группа
| Количество занятий
| Продолжительность занятия | Норма времени на оказание услуги | ||
| В неделю | Месяц | Год |
| |
Средняя группа- 4-5 лет | 2 | 8 | 56 | 20 | 18 час. 36 мин |
1.8. Учебный план
Тематическое планирование
№ | Разделы программы |
Количество часов | Формы и методы проведения |
1.
| Знакомство с артикуляционным аппаратом | 2 | Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадки, рассказывание сказки. |
2. | Гласные звуки | 12 | Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадки, заучивание скороговорок |
3. | Согласные звуки | 26 | Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадок, заучивание скороговорок |
4. | Изобразительная деятельность и развитие речи. | 32 | Игры, задания, беседы, творческие задания, рассматривание картин |
| Итого: | 72 ч.
|
Распределение материала на учебный год
Недели | № занятия | Тема |
Октябрь | ||
1 неделя | 1,2 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата |
2 неделя | 3,4 | Знакомство со звуком А. |
3 неделя | 5,6 | Осень |
4 неделя | 7,8 | Огород |
Ноябрь | ||
2 неделя | 9,10 | Знакомство со звуком О. |
3 неделя | 11,12 | Грибы |
4 неделя | 13,14 | Знакомство со звуком Ы. |
Декабрь | ||
1 неделя | 15,16 | Знакомство со звуком Э |
2 неделя | 17,18 | Дикие животные и их детёныши |
3 неделя | 19,20 | Знакомство со звуками Н-Нь |
4 неделя
5 неделя | 21,22 | Зима |
23,24 | Новый год у ворот | |
Январь | ||
3 неделя | 25 | Знакомство со звуками М-Мь. |
4 неделя | 26,27 | Домашние птицы |
5 неделя | 28,29 | Знакомство со звуками П-Пь |
30,31 | Транспорт
| |
Февраль | ||
1 неделя 2 неделя | 32,33 | Звуки Б-Бь |
34,35 | Виды транспорта | |
3 неделя | 36,37 | Звуки Т-Ть |
4 неделя | 38,39 | Одежда |
Март | ||
1 неделя | 40,41 | Звуки Д-Дь |
2 неделя | 42,43 | Обувь |
3 неделя | 44,45 | Звуки К-Кь |
4 неделя 5 неделя | 46,47 | Овощи |
48,49 | Звуки Г-Гь | |
Апрель | ||
1 неделя | 50,51 | Звуки Х-Хь. |
2 неделя | 52,53 | Посуда чайная |
3 неделя | 54,55 | Звуки В-Вь |
4 неделя | 56 | Домашние животные |
1.9. Форма и режим занятий:
Занятия проводятся:
- в очном формате.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня с 3 детьми, продолжительностью не более 20 минут. Состав исполнителей: учитель-логопед.
Основные формы проведения занятий
Беседа, выполнение упражнений, ответы на вопросы, наблюдение, рассматривание картин и рисунков, занятия-игры, речевые игры, выполнение домашних творческих заданий.
Направления деятельности
1.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу. "Знакомство с артикуляционным аппаратом" (2 часа).
2. Гласные звуки (12 часов). "Знакомство со звуком А", "Знакомство со звуком У», «Звуки и буквы АУ", "Знакомство со звуком И", "Знакомство со звуком О", "Знакомство со звуком и буквой «Ы», «Знакомство со звуком и буквой Э".
3. Согласные (26 часов). Звуки Н-Нь, М-Мь, П-Пь, Б-Бь, Т-Ть, Д-Дь, К-кь, Г-Гь, Х-Хь, В-Вь, Ф-Фь, С-Сь, З-Зь.
4. Изобразительная деятельность и развитие речи (30 часов).
"Осень", "Зима», «Новый год у ворот», «Огород", "Фрукты», «Домашние животные», «Домашние животные и их детёныши", "Домашние птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Транспорт", "Виды транспорта», «Одежда", "Обувь", "Грибы», «Посуда чайная".
1.9. Планируемые результаты
К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.
Ожидаемый результат
- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
- понимать и использовать грамматические формы;
- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.
- развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;
- совершенствуется интонационная сторона речи;
- развивается артикуляционный аппарат;
- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;
- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.
1.10. Формы контроля и подведения итогов реализации программы
В образовательном процессе будут использованы следующие виды и методы контроля успешности освоения воспитанниками программы «Весёлый язычок»:
Текущий контроль с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения работ и стимулирования обучающихся. Для реализации текущего контроля в процессе объяснения материала педагог обращается к воспитанникам с вопросами и короткими заданиями; в процессе выполнения заданий педагог контролирует и оценивает выполненные этапы работы.
Итоговый контроль:
• организация выставки лучших работ: изобразительная деятельность по лексическим темам
• представление работ по лексическим темам (оригами, мозаика, штриховка, пластилинография, тестопластика)
- открытое занятие
- мастер-класс с родителями
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Учебный план
Программа «Веселый язычок» реализуется с 1 октября по 30 апреля, 2 раза в неделю (во 2-й половине дня), продолжительностью 20 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/veselyy_yazychok.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Весёлый язычок»
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации: 1 год (октябрь –апрель)
Объем _____ академических часов
Урай, 2023
Авторы программы:
Шабардина Юлия Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №12», г. Урай.
Согласовано: ________________________ (должность) | _______________________ (ФИО) |
Пояснительная записка
Введение:
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013)
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
1.2. Направленность: социально-педагогическая, подразумевает работу с детьми дошкольного возраста, развитие их коммуникативных качеств, проявляется в создании
особых условий для развития речевых умений и навыков, а также профилактики (предупреждения) нарушений коммуникативно-речевой и познавательно-речевой деятельности дошкольников.
1.3. Актуальность программы
В последние годы отмечается тенденция к ухудшению показателей речевого развития детей дошкольного возраста.Объясняется это следующими причинами:
- слабость мышц артикуляционного аппарата;
- избирательное нарушение фонематического слуха;
- неблагоприятное речевое окружение;
- недоразвитие речевого дыхания.
Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.
Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-4х летнего возраста.
Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой детей большой численности. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков, работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде.
1.4. Цель программы:
Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.
1.5. Задачи программы:
- формирование навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;
- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное произношение гласных а, о, у, э, и, согласныхп, б, т, д, к, г, в, ф;
- развитие мелкой и общей моторики
- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.
Работа по программе «Веселый язычок» проводится в мини группах и индивидуально,- у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал.
1.6. Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся 4-5 лет (средняя группа)
Наполняемость групп – 3 человека.
1.7 Объем программы:
Возрастная группа | Количество занятий | Продолжительность занятия | Норма времени на оказание услуги | ||
В неделю | Месяц | Год | |||
Средняя группа- 4-5 лет | 2 | 8 | 56 | 20 | 18 час. 36 мин |
1.8. Учебный план
Тематическое планирование
№ | Разделы программы | Количество часов | Формы и методы проведения |
1. | Знакомство с артикуляционным аппаратом | 2 | Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадки, рассказывание сказки. |
2. | Гласные звуки | 12 | Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадки, заучивание скороговорок |
3. | Согласные звуки | 26 | Игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадок, заучивание скороговорок |
4. | Изобразительная деятельность и развитие речи. | 32 | Игры, задания, беседы, творческие задания, рассматривание картин |
Итого: | 72 ч. |
Распределение материала на учебный год
Недели | № занятия | Тема |
Октябрь | ||
1 неделя | 1,2 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата |
2 неделя | 3,4 | Знакомство со звуком А. |
3 неделя | 5,6 | Осень |
4 неделя | 7,8 | Огород |
Ноябрь | ||
2 неделя | 9,10 | Знакомство со звуком О. |
3 неделя | 11,12 | Грибы |
4 неделя | 13,14 | Знакомство со звуком Ы. |
Декабрь | ||
1 неделя | 15,16 | Знакомство со звуком Э |
2 неделя | 17,18 | Дикие животные и их детёныши |
3 неделя | 19,20 | Знакомство со звуками Н-Нь |
4 неделя 5 неделя | 21,22 | Зима |
23,24 | Новый год у ворот | |
Январь | ||
3 неделя | 25 | Знакомство со звуками М-Мь. |
4 неделя | 26,27 | Домашние птицы |
5 неделя | 28,29 | Знакомство со звуками П-Пь |
30,31 | Транспорт | |
Февраль | ||
1 неделя 2 неделя | 32,33 | Звуки Б-Бь |
34,35 | Виды транспорта | |
3 неделя | 36,37 | Звуки Т-Ть |
4 неделя | 38,39 | Одежда |
Март | ||
1 неделя | 40,41 | Звуки Д-Дь |
2 неделя | 42,43 | Обувь |
3 неделя | 44,45 | Звуки К-Кь |
4 неделя 5 неделя | 46,47 | Овощи |
48,49 | Звуки Г-Гь | |
Апрель | ||
1 неделя | 50,51 | Звуки Х-Хь. |
2 неделя | 52,53 | Посуда чайная |
3 неделя | 54,55 | Звуки В-Вь |
4 неделя | 56 | Домашние животные |
1.9. Форма и режим занятий:
Занятия проводятся:
- в очном формате.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня с 3 детьми, продолжительностью не более 20 минут. Состав исполнителей: учитель-логопед.
Основные формы проведения занятий
Беседа, выполнение упражнений, ответы на вопросы, наблюдение, рассматривание картин и рисунков, занятия-игры, речевые игры, выполнение домашних творческих заданий.
Направления деятельности
1.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу. "Знакомство с артикуляционным аппаратом" (2 часа).
2. Гласные звуки (12 часов). "Знакомство со звуком А", "Знакомство со звуком У», «Звуки и буквы АУ", "Знакомство со звуком И", "Знакомство со звуком О", "Знакомство со звуком и буквой «Ы», «Знакомство со звуком и буквой Э".
3. Согласные (26 часов). Звуки Н-Нь, М-Мь, П-Пь, Б-Бь, Т-Ть, Д-Дь, К-кь, Г-Гь, Х-Хь, В-Вь, Ф-Фь, С-Сь, З-Зь.
4. Изобразительная деятельность и развитие речи (30 часов).
"Осень", "Зима», «Новый год у ворот», «Огород", "Фрукты», «Домашние животные», «Домашние животные и их детёныши", "Домашние птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Транспорт", "Виды транспорта», «Одежда", "Обувь", "Грибы», «Посуда чайная".
1.9. Планируемые результаты
К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.
Ожидаемый результат
- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
- понимать и использовать грамматические формы;
- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.
- развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;
- совершенствуется интонационная сторона речи;
- развивается артикуляционный аппарат;
- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;
- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.
1.10. Формы контроля и подведения итогов реализации программы
В образовательном процессе будут использованы следующие виды и методы контроля успешности освоения воспитанниками программы «Весёлый язычок»:
Текущий контроль с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения работ и стимулирования обучающихся. Для реализации текущего контроля в процессе объяснения материала педагог обращается к воспитанникам с вопросами и короткими заданиями; в процессе выполнения заданий педагог контролирует и оценивает выполненные этапы работы.
Итоговый контроль:
• организация выставки лучших работ: изобразительная деятельность по лексическим темам
• представление работ по лексическим темам (оригами, мозаика, штриховка, пластилинография, тестопластика)
- открытое занятие
- мастер-класс с родителями
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Учебный план
Программа «Веселый язычок» реализуется с 1 октября по 30 апреля, 2 раза в неделю (во 2-й половине дня), продолжительностью 20 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Умный Язычок"
В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Среди них значительную часть составляют дети младшего и среднего дошкольного возраста, не овладевшие в...
Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"
В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшни...
Дополнительная образовательная программа коррекционно-логопедической направленности "Весёлый язычок"
Дополнительная программа направлена на создание компоексной помощи детям с речевыми недостатками....
Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)
Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на профилактику...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Дополнительная образовательная программа «Волшебный язычок» (возрастная группа 4-6 лет)
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми по развитию речи.Целевой раздел Пояснительн...