Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей
консультация по логопедии

Филатова Антонина Владимировна

Лексические темы для работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Журнал взаимодействия25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ранняя весна»

  1. Развитие общей моторики

   «В гости к нам пришла весна»

            Текст                                                             Движения

В гости к нам пришла весна,        Дети берутся за руки и идут по кругу.

Деток радует она,

Солнце светит, солнце греет,           Поднимают руки вверх и кружатся.

Всюду травка зеленеет.                             Приседают.

2. Развитие мелкой моторики

Капля – раз, капля – два.
Капли медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.

(Дети отстукивают ритм в соответствии с текстом)

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Теплый ветерок»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Живые слова» (звуковой анализ слов - так, ток, тук, тик).

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Называть признаки весны: солнце греет жарче; дни становятся длиннее, а ночи короче; снег темнеет и тает; на деревьях набухают почки; из теплых стран возвращаются перелетные птицы.
  • Образовать мн.ч. им. существительных (игра «Один-много»): дерево — деревья, сук — сучья, пень пни, корень корни.
  • Согласовать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Закончить предложения. На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях ... (гнезда). В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах ... (птенцы).
  • Прослушать рассказ: «Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда». Ответить полным предложением на вопросы: Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы? Зачем птицы вьют гнезда? Где вьют птицы гнезда? Пересказать.
  • Отгадать загадки о весенних явлениях природы и выучить по выбору.

Белое одеяло

Всю землю одевало.

Весной солнце припекло.

Одеяло потекло. (Снег)

Бегут, звенят, в речку хотят. (Ручьи)

Желтый мяч на голубом платке катается,

Людям улыбается. (Солнце)

Белая морковка вниз головой повисла. (Сосулька)

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

Составление описательного рассказа о ранней весне с опорой на сюжетные картинки.

Солнце светит ярче.

Снег почернел и

начал таять.

Появились кое – где проталины.

Побежали, зазвенели, зажурчали  звонкие ручейки.

С крыши капают сосульки.

Прилетают перелетные птицы с юга.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Ладонщиков Г. «Помощники весны». Токмакова И. «Весна». Плещеев А. «Травка зеленеет».

Тема: «Мамин праздник»

Развитие общей моторики

Текст                                                         Движения

Мы стираем, мы стираем,                    Имитатация движения стирки

Полоскаем, полоскаем.                                              и полоскания.

Мы бельё прополоскали

И нисколько не устали,

А теперь его отжали,                               Движения отжимания,

И прищепками зажали.                         стряхивания и развешивания.

Развитие мелкой моторики

«Наши мамы»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны!
Разводят руки, поднимают ладошками вверх.
Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

Развитие дыхания

Упражнение «Приятный запах»

 Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Наоборот»  (преобразование слогов КА-КЯ, КО- ….).

 Развитие лексико-грамматических процессов

  • Побеседовать с детьми о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день; припомнить словам поздравлений, которые они должны будут сказать в этот день маме, бабушке, педагогам и другим женщинам.
  • Подобрать признаки: мама (какая?) — добрая, ласковая, заботливая, ..., бабушка - … , сестренка - … , и т.д.
  • Изменить глаголы по временам (игра «Помощник»). Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.  Я стираю белье. Я буду ... . Я выстирал ... . Я поливаю цветы.  Я буду … .  Я полил … .
  •  Подобрать родственные слова: мама — мамочка, мамуля.
  • Закончить предложения, подбирая существительные в разных падежах. Папа подарил цветы (кому?) — маме, сестре, ... (дательный падеж имен существительных). Мы сделали маме в подарок (что?) — салфетку, открытку, ... (винительный падеж имен существительных). Дети гордятся (кем?) – бабушкой, мамой,… (творительный падеж имен существительных).
  • Выучить стихотворение о маме.

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

Составление  рассказа о маме по вопросам.

- Как зовут маму?

- Где работает? Кем?

- Какую работу выполняет?

- Чем занимается дома?

- Как ты помогаешь маме?

- Какой подарок приготовил маме?

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

С.Я.Маршак  «Весенняя песенка» Ю.Яковлев «Мама» Е.Серова «Подснежник»

Е.Благинина «Посидим в тишине» Г.Виеру «Мамин день»

Тема: «Профессии»

1.Развитие общей моторики

   Текст                                                                   Движения

    Быть шофёром хорошо,                         «крутят» воображаемый руль

    А лётчиком  - лучше.

    Я бы в лётчики пошёл,                                 широко расставляют руки,

    Пусть меня научат.                                             как крылья у самолёта

    Наливаю в бак бензин,

    Завожу пропеллер.                                            имитируют действия

   «В небеса, мотор, вези,                         бег на месте или по кругу

    Чтобы птицы пели».                                 широко расставив руки

2.Развитие мелкой моторики

 Игра “Догадайся по действиям, кто это и что он делает?”

Дети в кругу, выбирается один водящий, который выходит из комнаты, остальные договариваются о действиях человека той или иной профессии. Водящий входит и по движениям детей угадывает профессию человека.

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Помоги самолетику взлететь»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Телеграф »  (деление слов на слоги)

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  1. Узнавать и называть людей различных профессий: повар, швея, воспитатель, почтальон, строитель, военный,… и т.д.Различать по внешнему  людей различных профессий.
  2. Подбирать признаки к предмету: добрый воспитатель, строгая заведующая, смелый лётчик,…
  3. Игра «один и много» - образовывать множественное число существительных: повара, шофёры, строители, воспитатели,…
  4. Подбирать действия и согласовывать их с предметами: стирает прачка, шьёт швея, убирает няня, воспитывает воспитатель, летает лётчик, …
  5. Отгадывать описательные загадки про профессии людей, опираясь на существенные признаки:

А) Ежедневно спозаранку                               Б) Он на мостике стоит

     В руки он берёт баранку.                                И имеет важный вид,

     Крутит, вертит так и сяк,                                Управляет кораблём.

     Но не съест её никак!                                      И бинокль всегда при нём.

                                          (шофёр)                                                          (капитан)

8.Согласовывать с порядковыми и количественными числительными 1 – 2  - 5: 1 шофёр – 2 шофёра – 5 шофёров, 1 моряк – 2 моряка –5 моряков, 1 лётчик – 2 лётчика – 5

9. Употреблять существительные в форме:

А) Р.п. ед.ч.:  у повара, у моряка, у воспитателя, у шофёра, …

Б) В.п. ед.ч.: вижу моряка, шофёра, капитана, строителя, …

В) Д.п. ед.ч.: к моряку, к повару, к капитану,…

Г) Т.п. ед.ч.: с моряком, с поваром, с воспитателем, с логопедом, …

Д) П.п. ед.ч.: о логопеде, о воспитателе, о моряке, о капитане, …

10. Учить стихи:

              Шофёр.                                                                      Воспитатель.

Качу, лечу во весь опор.                       Ты учишь буквы складывать, считать,

Я сам  - шофёр, я сам  - мотор.             Цветы растить и бабочек ловить.

Нажимаю на педаль –                            На всё смотреть и всё запоминать

И машина мчится вдаль!                       И всё родное, русское, любить.

    Повар.                                                                     Портниха.

Ходит повар в колпаке,                                         Целый день сегодня шью.

С поварёшкою в руке.                                           Я одела всю семью.

Он готовит нам обед:                                            Погоди немножко, кошка, -

Кашу, щи и винегрет.                                            Будет и тебе одёжка.

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

Составление рассказа по плану «Я хочу быть...» с опорой на предметные картинки.

План рассказа

  1. Кем я хочу быть?
  2. Чем занимается человек этой профессии?
  3. Что мне для этого нужно?

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

С. Я. Маршак "А что у вас?", «Почта»

Братья Грим  «Бременские музыканты»

Я. Аким «Неумейка»

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»

Тема: «Перелетные птицы»

1.Развитие общей моторики

«Птички»

Текст                                                         Движения

Птички прыгают, летают.                                  Дети прыгают,

Крошки птички собирают                                  «клюют»,

Перышки почистили,                                        изображают,                                  

Клювики почистили.                                          машут руками,

Птички летают, поют,                                        наклоняются.

Зернышки клюют.

2.Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей, эта птичка – воробей

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.

Эта - зяблик, эта стриж, это - развеселый чиж.

Ну, а это - злой орлан.

 Птички, птички, по домам!

(сжать все пальчики в кулак)

При назывании птицы – загибать пальцы поочередно

Сначала на одной руке, затем на другой.

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Сдуй перышко»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Составь звуковую схему слов ДЫМ, КИТ »  

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Назвать перелетных птиц: журавль, скворец, гусь, лебедь, утка ласточка, соловей, стриж, жаворонок, грач.; рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки; объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают.
  • Угадать по описанию внешних признаков перелетных птиц (игра «Узнай птицу по описанию»).
  • Подобрать приставочные глаголы. Птицы — улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают.
  • Составить предложения с числительными, верно согласуя их с существительными. У лебедя один птенец.  В гнезде журавля три яйца.
  • Назвать лишнюю картинку (игра «Четвертый лишний»). Жаворонок, воробей, грач, скворец.
  • Выучить считалку:  Начинается считалка: на дубу — скворец и галка.

Улетел домой скворец, и считалочке конец.

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

Пересказ рассказа «Предвестники весны» по серии сюжетных картин

Описание птиц по картинно-графическому плану

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

В.Бианки «Лесные домишки», «Грачи»

А.Майков «Ласточка»

А.Н. Плещеев «Сельская песенка»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности.

В журнале предусмотрена как фронтальная, так и индивидуальная работа по заданию логопеда и включает в себя следующие разделы: * Тема на неделю * Упражнения на развитие артикуляционной моторики и ды...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

     Работа воспитателей с детьми по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Для этог...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...

журнал взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем

журнал взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе...

Журнал взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями подготовительной группы к школе компенсирующей направленности

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осушествляет в ра...