Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи и овладение родным языком | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня.
-Введение
-Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
-Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
-. Обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня в современной логопедической теории и практике.
- Обследование детей с ОНР по методике В.П. Глухова.
-Выводы.
Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день
является организация речевого развития детей дошкольного возраста.
В чем заключается её актуальность:
- в том, что практическая деятельность показывает все большее
количество детей с общим недоразвитием речи. С каждым годом их число
возрастает, следовательно, проблема формирования связной речи требует
решения проблемы.
Развитие связной речи тесно связано с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия, наблюдательности.
Ребенок должен уметь использовать интонацию, логические (фразовые) ударения, подбор соответствующих для выражения данной мысли слов, умение строить сложное предложение, использовать языковые средства для связи предложений. От всего этого будет зависеть эффективность речевого общения и всего процесса обучения.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В. К. Воробьева,
В. П. Глухов, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова,
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко.
Так, С. А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи, Н. А. Никашина раскрыла цель работы развития речи, развернутого самостоятельного описательного и повествовательного высказывания. В. К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно графического плана, Т. А. Ткаченко предлагается развитие навыков описательного рассказа с использованием различных моделей и схем .
Связная речь – развернутое, грамматически оформленное, смысловое, законченное высказывание, которое обеспечивает взаимопонимание в процессе общения.
Существует несколько причин, по которым речь может быть несвязной:
- связи не осознаются самим говорящим и не развернуты в его мыслях, -связи не выявляются должным образом в речи говорящего.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при освоении способности создать замысел связного высказывания без опоры на исходный текст. Таким детям всегда нужна опора, но и это не гарантирует построение связного высказывания, так как нарушены все компоненты речи (лексико-грамматическое оформление, фонетико-фонематическая сторона и сама связная речь). Важным условием коммуникативности речи считают связность. Неважно монолог это или диалог. При овладении данной стороной речи у детей должен быть развит навык составления связных высказываний. Высказывание – это речевая деятельность и, как следствие, ее результат. В основе высказывания лежит смысл . У дошкольников с общим недоразвитием речи при построении высказывания отмечается однотипное построение фраз, предложений, так как их словарного запаса недостаточно.
Еще одним из важнейших критериев развернутого высказывания является последовательное изложение, нарушение которого приведет к неверному построению текста, а это отразится на связности.
Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была представлена Л. С. Выготским.
Он описал алгоритм построения высказывания так:
-переход от мысли к слову осуществляется от мотива оформления самой мысли;
-применение мысли во внутреннем слове;
- применение мысли в значении внешних слов;
- применение мысли в словах.
При отсутствии речевой патологии связная речь формируется одновременно вместе с мыслительной деятельностью и с общением.
Формирование связной речи, развитие лексической стороны речи невозможно без правильного грамматического построения слов в словосочетаниях и предложениях, без способности описания предметов, применяя разного рода характеристики данного предмета, без логичного построения предложений, перечисления событий в хронологической последовательности, способности делать выводы и умозаключения. В соответствии с нормами онтогенеза монологическая и диалогическая речь должна быть развита уже к старшему дошкольному возрасту (6-7 лет), что является необходимым и важным условием дальнейшей социализации и адаптации в учебной деятельности и повсе- дневной жизни.
Общее недоразвитие речи как термин появился во второй половине XX века. Термин был введен в употребление основоположником дошкольной логопедии в России Розой Евгеньевной Левиной. Общее недоразвитие речи у детей с сохранным слухом и интеллектом проявляется в виде специфической речевой аномалии, что приводит к нарушениям или отклонениям от нормы формирования главных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Типичным отклонением считается смысловая и произносительная стороны речи.
Все виды рассказывания почти недоступны данной категории детей. Обычно, они не могут уловить главный смысл, не понимают логику изложения, из-за ограниченного словарного запаса дети не могут подобрать подходящие по смыслу в конкретной ситуации слова. Вся речь сводится к тому, что ребенку нужно задавать много наводящих вопросов, при этом ребенок может отвлечься от темы и переключиться на другую, не связанную с заданной темой. Словарь таких детей носит ситуативный характер.
Главная задача коррекционно-развивающего обучения в области специального образования – развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Это обусловлено тем, что ее социальная значимость и функция в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями очень важна.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь выражена в неполных, односложных ответах. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:
- тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.
- Формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей является целью речевого развития детей дошкольного возраста.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
-- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
-- интонационная выразительность речи,
-- достаточная громкость,
-- отчётливость произношения.
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!),
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Задачи и содержание обучения монологической речи.
Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Выделяют типы монологов:
Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
-- работа над пересказом;
-- работа над составлением рассказа-описания;
-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
-- работа над самостоятельным рассказом.
Приёмы работы по формированию связной речи.
1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
В 1993г. в учебнике «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина включили рекомендации по формированию связной речи детей. Важным является то, что авторы указывают на обязательность соответствующего речевого материала и разнообразного наглядного оформления при организации работы по развитию связной речи. Поэтому на начальных этапах обучения пересказу целесообразно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации меняются на условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах дети сами составляют простые рисунки-схемы при пересказе, работе с деформированным текстом. Использование опорных рисунков для обучения пересказу увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запоминать текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту (желательно к каждому предложению - рассказы цепной структуры) Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении текста картинки выставляются на доске, после прочтения дети воспроизводят текст по опорным картинкам.
Дидактическим материалом для формирования связной речи детей могут служить:
Мнемоквадраты – изображения, картинки, обозначающие одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Мнемодорожки – состоящие из 3–4 символов, с помощью которых можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
Мнемотаблицы – представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, с помощью которых можно запомнить и воспроизвести целый рассказ стихотворение.
Схемы составления рассказов (Л. Н. Ефименкова). Составляя схемы, можно использовать опорные предметные картинки, которые можно расположить в последовательном рассказе.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок
Самостоятельное составление рассказа.
Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
- рассказ о дне, проведенном в детском саду;
- рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
- рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.
В заключении хочется ещё раз отметить, именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
В начале 2022-2023 учебного года проведено обследование детей с ОНР по методике В.П. Глухова.Методика обследования связной речи Глухова В.П. Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.
Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Методика включает следующий комплекс заданий:
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Материал: серия картинок следующего содержания:
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Материал:
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.
Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи.
Задание 4.
Материал: Серии картинок по сюжетам Н.Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.
Задание 6. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.
Задание 7. Закончи рассказ. Цель задания: выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал. Инструкция: ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.
Количественный и качественный анализ результатов
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы. Анализ результатов: 5 баллов – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание. 4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова. 3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания. 2 балла – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. 1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.
Оценка результатов:
5 баллов высокий уровень; 4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень; 2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания. Анализ результатов. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание - 5 баллов. Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации - 4 балла. Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание -3 балла. Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь -2 балла. Предложенное задание не выполнено -1 балл.
Оценка результатов:
5 баллов высокий уровень; 4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень; 2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 3. Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста -4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста -3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента -2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена -1 балл. Задание не выполнено -0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень; 1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов. Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ - 4 балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок - 3 балла. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь - 2 балла. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету - 1 балл. Задание не выполнено -0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень; 1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта. Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания -4 балла. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания -3 балла. В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна - 2 балла. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий -1 балл. Задание не выполнено -0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень; 1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 6. Составление рассказа – описания. Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета -4 балла. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета -3 балла. Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета -2 балла. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания- 1 балл. Задание не выполнено -0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Выводы:
Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как монологическая, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
Библиография
1. Ткаченко Т.А., Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. Москва, Гном и Д, 2001.
2. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет), Москва, 2004 г.
3. Ткаченко Т.А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
4. «Нарушения речи и голоса у детей», под редакцией С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской, Москва, 1969 г.
5. Эльконин Д.Б., «Развитие речи», Москва, 1964 год.
6. Леонтьев А.А., «Исследования детской речи» // Основы теории речевой деятельности, Москва, 1974 г.
7. Тихеева Е.И., «Развитие речи детей», Москва, 1964 год.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.
9. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.
10. Бородич А. М., «Методика развития речи детей». Москва, 1984 г.
11. Ястребова В.Я., «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, 1985 г.
12. Ефименкова Л. Н., «Формирование речи у дошкольников», Москва, 1985 г.
13. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.
14. Нищева Н.В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Совершенствование связной речи», Москва, 1994 г.
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., «Основы логопедии», Москва, 1989 г.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993 г.
18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение», Москва, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ lll УРОВНЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...
"Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях."
Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является...
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Данная статья раскрывает особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Анализ современной лингвистической, психолингвистичес...