"Формирование речевого дыхания у старших дошкольников с ТНР"
статья по логопедии

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль­ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dyhaniya.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Формирование  речевого дыхания у старших дошкольников с ТНР»

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Внимание:

  • Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.

Важно,чтобы ребёнок дул с силой(а не просто выдыхал).Воздушная струя должная быть узкая,холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук,похожий на [Х],значит,ребёнок дует неправильно

Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек.

2. «Пёрышко». Предложить сдуть пёрышко с ладони.

3. «Листья летят». Сделать вдох через нос, сдуть листок с ладошки.

4. «Платочек». Детям предлагается подуть на цветной платочек.

5. «Жук полетел». Сдуть бумажного жука со стола.

6. «Покатай карандаш». Сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить

карандаш по столу.

7. «Рыбки плавают». Детям предлагается подуть на модуль «Рыбки».

8. «Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку («сильный ветер»).

9. «Дудочка». Учить извлекать звук из дудочки.

10. «Узнай по запаху». Узнать по запаху яблоко среди набора фруктов.

11. «Пускание мыльных пузырей». Учить делать длительный выдох через рот.

12. «Птичка летает». Предлагается подуть на птичку (бумажную) на ниточке.

13. «Свистульки». Учить извлекать звук из свистулек.

14. «Шарик воздушный летит». Предлагается подуть на воздушный шарик.

15. «Самолёт». Предлагается подуть на бумажный самолёт на ниточке.

16. «Физкультурные свистки». Чей свисток будет свистеть дольше?

17. «Прокати шарик». Дети вдыхают через нос и дуют на шарик, который на столе.

18. «Ёлочный дождик». Подуть на дождик, посмотреть, как искрится.

19. «Сдуй снежинку» (на прогулке). Сдувать снег с варежки.

20. «Свеча». Задуть свечу резким выдохом.

21. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки.

22. «Узнай по запаху». Узнать по запаху апельсин среди набора фруктов.

23. «Снежок тает». Подуть на снег, выдыхая ртом, чтоб снег растаял.

24. «Подуй на цветок». Подуть на листья комнатного цветка.

25. «Снежинка». Предлагается подуть на кусочек ваты.

26. «Узнай по запаху». Узнать по запаху лук среди набора овощей.

27. «Согрей игрушку». Дети вдыхают через нос и дуют на «замёрзшую» игрушку.

28. «Узнай по запаху». Узнать по запаху чеснок среди овощей.

29. «Трубочка». Покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку.

30. «Бурлящая вода». Предлагается подуть в воду через трубочку.

31. «Узнай по запаху». Узнать по запаху фрукты.

32. «Морские гонки». Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.

33. «Султанчики». Детям предлагают подуть на султанчик из бумаги.

34. «Кто спрятался за занавеской?». Предлагают дуть на тонкую занавеску, чтоб та

открылась, посмотреть, кто за ней спрятался.

35. «Флажок». Детям предлагается подуть на цветной флажок.

36. «Духовые инструменты». Учить извлекать звук из дудочки, трубы и др.

37. «Бабочка». Предлагается подуть на бабочку на верёвочке.

38. «Одуванчик» (на прогулке). Сдуть пушинки с первого-третьего раза.

39. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА».

Оглавление Ι Информационно-справочный раздел ΙΙ  Технология опыта2.1.Актуальность2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы2.3. Понятие речевого дыхания и его особеннос...

мМоделирование в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.

Использование знаково-символической деятельности(моделирования) в работе по формированию речевых навыкову старших дошкольников....

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи. Структура дефекта. Коррекция. Музыкальная терапия.Совершенствование существующих и создание новых эффективных методов, оптимизирующих логопедическую работу с д...

Формирование речевых компетенций у старших дошкольников средствами музыкальной терапии

Формирование речевых компетенций у старших дошкольников средствами музыкальной терапии в музыкальном воспитании дошкольников  является одной из интересных и нетрадиционных форм и методов раб...

Перспективный план коррекционной работы по развитию физиологического и речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР.

Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Правильное дыхание не только одна из функций жизнеобеспечения человека, но и основа его звучащей речи. Дыхание обеспечивает нор...

Развитие речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР

Сообщение посвящено проблеме развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи. В данной работе освещаются основные упражнения для формирования правильного речевого дыхания. Осн...