мМоделирование в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.
консультация по развитию речи на тему
Использование знаково-символической деятельности
(моделирования) в работе по формированию речевых навыков
у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_5_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование знаково-символической деятельности
(моделирования) в работе по формированию речевых навыков
у старших дошкольников.
(консультация для воспитателей)
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и тд., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - Это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?" Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Что же делать? И вот, сегодня мы хотим поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.
Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Работа с модельными схемами проходила поэтапно. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.
Параллельно с этой работой мы считали необходимым обязательное использование настольно- печатных игр, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
1. Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.
2.Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании воспитатель может заменить какой-нибудь сюжет, или героя сказки на предмет-заместитель. Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму - квадрат, и т.д.
3.Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е мы предлагаем ребёнку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ.
4. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что-то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку самому проявить инициативу.
5. Следующим этапом работы по использованию схем - это самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. На занятиях мы используем комплекты моделей, придуманных вместе с детьми. Это комплекты моделей «Животные и птицы», «Природные явления», «Растения», предметов ближайшего окружения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Брифинг "Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок"
Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному воп...
Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок
Слайд2«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти исток...
Некоторые аспекты формирования речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Коммуникативно-деятельностный подход как одно из направлений формирования речевой активности у старших дошкольников....