Развитие речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии
Сообщение посвящено проблеме развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи. В данной работе освещаются основные упражнения для формирования правильного речевого дыхания. Основным методом является дыхательная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._razvitie_rechevogo_dyhaniya_gmo2023.docx | 12.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 17 «Непоседы»
Сообщение на тему
Развитие речевого дыхания
у старших дошкольников с ОНР
Учитель-логопед:
Фёдорова И.А.
27.01.2023 г.
г. Долгопрудный
2023 г.
Развитие речевого дыхания старших дошкольников с ОНР.
Развитие речи в детей – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное и неправильное речевое дыхание, как его развить в старшем дошкольном возрасте при ОНР.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более активная фаза дыхания, чем выдох.
Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, совершаются через нос, они коротки и равномерны по времени, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемого дыхательным центром головного мозга.
При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.
В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха (в соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.
Последовательность речевого дыхания – вдох, пауза, выдох. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильному речевому дыханию необходимо научиться.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как:
- нормализация ритма дыхания,
- увеличение силы дыхательных мышц,
- улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для старших дошкольников:
Упражнение « Футбол» - дуть на ватный мячик, стараясь попасть в ворота.
Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.
Упражнение «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка или пчелку.
Упражнение «Найди сокровища» - дуть на шарик и вести его по лабиринту к сундуку с сокровищами.
Упражнение «Вертушки» - дуть на цветочек и Дракошу.
Упражнение «Осенний листочек» - дуть на листочек.
Упражнение «Свечка» - дуть на на огонь свечи.
Упражнение «Снежинка» - Дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке и др.
Для выработки речевого дыхания, кроме фонации звуков, предлагали детям произносить на одном выдохе небольшие по объему шутки-чистоговорки. Следили за тем, чтобы дети произносили слова на одном выдохе, а фразы, состоящие из 6-7 слов членили на речевые отрезки, плавно распределяя паузы с учетом содержания текста. В качестве речевого материала использовали потешки, короткие стихотворения.
Вывод: развитиеправильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет:
Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.
Выработать четкую и внятную речь.
Достичь координации дыхания, речи и движений.
Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1.Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. «Книголюб»,2004.
2.Т.А.Суборова. Дыхательные упражнения в игровой форме.// Логопед.2010.№2.
3.С.И.Печинина. Играя, лечим! // Логопед. 2007.№4.
4.Л.Н.Стяпина, Е.А.Рогова. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.// Логопед.2009.№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»
Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...
Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"
Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"...
Развитие речевой активности старших дошкольников
Презентация по развитию речи...
карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников
В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...
Опыт работы учителя-логопеда по оформлению результатов диагностики уровней развития речевых умений старших дошкольников
Образец оформления учителем-логопедом результатов диагностики....