"Использование приемов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста".
презентация по логопедии
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_v_obuchenii_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия, события и в этом ему может помочь такой прием как мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Козаренко В.В. дает следующее определение мнемотехники: «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания, т.е. речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций».
Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника включает использование мнемоквадратов , мнемодорожек и мнемотаблиц .
«Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет) «Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои) «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов) «Большой – маленький»
Мнемодорожка
У крошки-матрешки пропали сережки. Серёжа сережки нашел на дорожке. «У крошки-матрешки пропали сережки. Сережа сережки нашел на дорожке» «У высокого куста Света видит аиста»
Мнемотаблицы для заучивания загадок 100
Мнемотаблицы для заучивания стихов « ОСЕНЬ » Осень, осень к нам пришла, всем подарки принесла: желтые листочки, вкусные грибочки, овощи и фрукты, хлебные продукты.
« САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАПА МОЙ! »
Мнемотаблицы для составления рассказов «ВЕСНА» В На улице В
Мнемотаблицы для пересказа «КОЛОБОК»
«ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ» 12
Результаты работы с использованием мнемотехники: - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; - словарный запас выходит на более высокий уровень. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» (В. Шаталов)
Литература: «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. «Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи». Омельченко Л.В. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Ткаченко Т.А. Интернет-ресурсы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного среднего возраста
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.Особое мест...
Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста.
Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста....
Использование приемов мнемотехники в обучении детей пересказу
Важным условием для всестороннего развития дошкольника и для его дальнейшего обучения в школе является умение общаться с собеседниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большое количеств...
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"
Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....
Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста
Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую про...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста»
участие в конкурсе Воснитатель года 2024...
Использование мнемотехники при обучении детей дошкольного возраста связному высказыванию
Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумываетс...