Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного среднего возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, последовательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotekhnika_skopintsevoy_e.n.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
мнемотехника |
Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного среднего возраста |
/воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад№139 Скопинцева Елена Николаевна/ |
- Теоретические основы.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, последовательными.
Актуальность данного метода заключается в следующем.
Объём зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи практически не отличается от нормы. Трудности возникают у этих детей при запоминании на слух вербального материала. Наблюдается нарушение объёма памяти и трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала. Продуктивность запоминания снижена по сравнению с нормально говорящими детьми.
Использование метода мнемотехники в обучении детей позволяют легче и более эффективно проводить работу со всеми детьми.
Предметно-схематическое изображение применимо во многих образовательных областях. Таких, как коммуникация, ознакомление с художественной литературой, социализация, безопасность,
- Методика проведения образовательной деятельности.
Цель:
- Воспитывать умение слушать сказку, рассказ, стихотворение. Поддерживать интерес детей в желании воспроизводить содержание художественных произведений.
- Стимулировать эмоционально-содержательное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Развивать все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности: оказывать помощь ребёнку в освоении разговорной речи, учить понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, учить выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
- Развивать слуховое восприятие, оперативную память и внимание.
Детям очень интересно предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста, когда модели рисуются «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Сказка буквально рождается перед их глазами.
Дети обогащаются знаниями за счет разных малых фольклора ( потешки, песенки, считалки), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, о знакомых детям животных.
Приём «рисуем стихотворение». Текст кодируется с помощью рисунков-символов. Воспитатель учит текст наизусть, выразительно читает и даёт детям установку «Сейчас мы нарисуем стихотворение. Я читаю текст и рисую по ходу чтения».
Далее я с детьми воспроизвожу текст с опорой на рисунки, затем читаем хором, по желанию, по одному. Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли самостоятельно рассказывать друг другу текст.
Приём использования серии картинок наиболее эффективен для детей с речевой патологией.
Опора на серию картинок для обучения увлекает их, превращает занятие в игру. Необходимо подбирать картинки построчно к тексту (яркие и узнаваемы). Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка – серая, листик – зелёныё и т. д.
Большая работа проводится с детьми по обучению чтению символов и картинок.
План образовательной деятельности на 2012-2013 учебный год.
Месяц | Рассматриваемая тема | Планируемый результат |
Сентябрь | Изучение метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего возраста. | Конспект по методике проведения образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. |
Октябрь | Подбор познавательного материала, расширяющий кругозор детей и выбор приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей во время образовательной деятельности. | Изготовление мнемотаблиц по временам года и для описания известных детям животных. |
Ноябрь | Изучение книги Е. А. Алябьевой «Как научить ребёнка запоминать стихи», в том числе: - приём «Использование серии картинок»; - приём «Рисуем стихотворение»; - приём «Играем стихи»; - приём «Показываем стихи». | Организация игр-драматизаций по содержанию текста и оборудование различными игровыми атрибутами. |
Декабрь | Подбор стихотворений и текстов для младшего возраста. | Изготовление мнемотаблиц и схем-моделей для заучивания текстов и стихотворений. |
Январь | Изучение книги Т.Большовой «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники». | Заучивание сказок «Теремок», «Рукавичка» по серии картинок. |
Февраль | Изучение метода «Речевые упражнения без музыкального сопровождения». | Ритмические речевые упражнения без музыкального сопровождения «Котёнок-шалун», «Ветер», «Дождик». |
Март | Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники. | Изготовление общей карты-схемы №1 и карты-схемы №2. |
Апрель | Изучение книги Н.Малетиной «Моделирование в описательной речи с ОНР. | Составление и заучивание рассказов по тематическим картинкам. |
Май | Просмотр статей в журналах «Дошкольная педагогика» по теме «Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественно научных представлений у дошкольников. /июль-август 2006 г. | Диагностика детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр для родителей.НОД ОО "Познание"-"Пирамида, призма".Средний возраст."средней группе.
16 октября 2012 года для родителей прошло занятие с детьми средней группы по математике. На этом игровом занятии дети познакомились с призмами, пирмидой, учились рисовать паспорт прямоугольной призмы,...
Родительское собрание в средней группе "Что такое патриотизм и надо ли его воспитывать у детей среднего возраста"
Родительское собрание на тему "Патриатическое воспитание детей среднего возраста"...
Родительское собрание в средней группе «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»
Конспект разработан с условиями регионального компонента (Бурятия - озеро Байкал). Вашему вниманию предоставляются: вопросы для интерактивной системы голосования "Вотум" «Компетентност...
Консультация для педагогов младшего и среднего дошкольного возраста "Игровая деятельность детей младшего и среднего возраста"
Выступление на педсовете...
Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»
Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....
Конспект НОД для средней группы . "Использование наглядного и раздаточного материала для формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста". Тема "Пара"
Конспект нОД для детей средней группы "Использование наглядного и раздаточного материала при формировании элементарных математических представлений"...
Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»
В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....