Использование приемов мнемотехники в обучении детей пересказу
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Важным условием для всестороннего развития дошкольника и для его дальнейшего обучения в школе является умение общаться с собеседниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большое количество детей, которые поступают в школу, испытывают затруднения и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она носит последовательный, систематический развернутый характер изложения. Навык связно передавать свои мысли является одним из главных показателей владения языком. Для создания связного развернутого пересказа важна сосредоточенность, собранность ребенка, хорошая предварительная подготовка, высокий уровень наличия композиционных, логических и речевых умений.
Такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, а также явная недостаточность предикативного словаря, затрудняют процесс полноценного общения, следствием перечисленных затруднений является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, проявление таких особенностей поведения, как незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а также проявление речевого негативизма. Всё вышеперечисленное значительно затрудняет нахождение ребенка в детском саду и отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии. Поэтому обучение пересказыванию, как метод формирования связной речи у старших дошкольников, относится к числу значимых, но все еще не до конца разобранных проблем [3].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material_shlyupikova.docx | 153.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ
Шлюпикова Галина Владимировна, учитель-логопед
ГБОУ СОШ №2 д/c «Петушок» г.Нефтегорск
E-mail: galina.yudenko@yandex.ru
Цель данной работы: формирование навыка пересказа у дошкольников 6-7 лет с ОНР.
Целевая аудитория – дети с общим недоразвитием речи III уровня подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Сроки реализации – работа рассчитана с начала сентября до конца декабря.
Практическая часть
Для повышения эффективности логопедической работы по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи предлагается включить в коррекционный процесс приемы мнемотехники на логопедических занятиях два раза в неделю.
Под мнемотехникой (с греч. – искусство запоминания) понимают систему методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации [1].
Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материал, который надо заучить наизусть или пересказать [5].
Этапы реализации работы:
- Подготовительный этап
Первые две недели сентября:
- Разработка серий заданий для исследования связной речи (Приложение 2);
- Первичная диагностика развития связной речи дошкольников;
- Составление логопедических заключений.
Для диагностики разработана серия заданий для исследования связной речи, с опорой на «Тестовую методику диагностики устной речи Т.А.Фотековой»[4]. Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта.
- Практический этап
- Проведение коррекционно-логопедических занятий с использованием мнемотехники.
Работа по мнемотаблицам состоит из 4 шагов:
Шаг 1: после прочтения сказки логопедом, дети рассматривают таблицу.
Шаг 2: дети разбирают то, что изображено на мнемотаблице: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Например: - лес, - избушка, - пирожки, - пенёк.
Шаг 3: после перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Шаг 4: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка? А что он делал в сказке? Кому помогал?..». Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которое идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, в которой «завязано» вокруг её главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В старшем возрасте детям на последнем этапе предлагается самим сделать символическую зарисовку мнемотаблицы по памяти. Затем каждая таблица воспроизводится ребенком при показе[1].
Содержание коррекционной работы по формированию навыка пересказа у дошкольников подготовительной к школе группы:
- Подготовительный этап.
Целью подготовительного этапа является – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию художественного произведения.
На подготовительном этапе работы рекомендуется отбирать небольшие по объёму тексты, в дальнейшем же их объем можно увеличивать по мере возрастания речевых возможностей дошкольников.
Структура первого занятия подготовительного этапа включает в себе следующие компоненты:
1. Вводные, подготовительные упражнения (организационный момент).
2. Выразительное чтение рассказа логопедом в медленном темпе.
3. Разбор содержания рассказа (проводится в вопросно-ответной форме; вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц, наиболее значимых деталей повествования).
4. Языковой разбор текста (лексический разбор, уточнение значения отдельных слов и словосочетаний).
5. Демонстрация картинок и разбор мнемосхемы (логопед показывает детям, как можно «спрятать» рассказ в табличке; если умело расшифровать каждую ячейку таблицы, то в итоге можно рассказать весь рассказ от начала до конца; затем, последовательно разбирается содержание каждой ячейки мнемотаблицы, подбирается соответствующий речевой материал).
Следовательно, задачами подготовительного этапа обучения являются:
- Развитие направленного восприятия речи педагога, внимания к речи других детей.
- Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.
- Формирование умений адекватно предавать в речи изображенные на картинке простые действия.
-Усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (глагольная лексика, слова-определения, и др.), необходимых для составления пересказа.
- Знакомство с мнемотаблицами.
ΙΙ Этап. Обучение детей пересказыванию с помощью мнемотаблиц.
Цель – научить детей составлять связные высказывания с использованием ориентировочной основы действия.
Таким образом, в задачи ΙΙ этапа обучения входит:
- Усвоение норм построения связных высказываний: тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения.
- Формирование навыков планирования развернутых высказываний.
- Обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построение связных высказываний.
- Активизация и развитие ряда психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Развитие творческой активности детей.
-Развитие умения перекодировать информацию (развитие межанализаторных связей).
ΙΙΙ Этап. Закрепление полученных навыков, отказ от ориентировочной основы действия.
В данном периоде обучения осуществляется постепенный отказ от ориентировочной основы действия и обучение внутреннему программированию речевых высказываний. Работа строится следующим образом:
1) Сначала детям предлагается мысленно «нарисовать» (представить) мнемосхему к предстоящему пересказу;
2) Затем, перед началом пересказа, ребенку предлагается устно описать мнемосхему, которую он представил по данному рассказу;
3) Пересказ данного текста.
По мнению В.П. Глухова, эффективным также при обучении пересказу на заключительном этапе можно считать прием использования детского рисунка [3]. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
Данная схема работы соответствует теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий (Приложение 3). Благодаря использованию мнемосхем дети учатся построению программы речевого высказывания [2]. Постепенное «сворачивание» мнемосхемы, отказ от зрительной опоры способствует переходу действий в умственный план. Согласно данным Л.С. Выготского и Ж. Пиаже переход эгоцентрической речи во внутреннюю осуществляется в возрасте 6-8 лет.
Перспективный план (подготовительная группа)
№ | Тема занятия | Месяц |
1 | Л. Толстой «Косточка» | Сентябрь |
2 | Е. Трутнева «Осень» | Сентябрь |
3 | М. Пришвин «Золотой луг» | Сентябрь |
4 | Н.Калинина «Разве так играют?» | Сентябрь |
5 | По И. Соколову-Микитову | Октябрь |
6 | С. Есенин «Береза» | Октябрь |
7 | В. Сутеев «Кораблик» | Октябрь |
8 | Я. Тайц «По ягоды» | Октябрь |
9 | С. Михалков «Как друзья познаются?» | Октябрь |
10 | М. Пришвин «Еж» | Октябрь |
11 | «Лиса и журавль» русская народная сказка | Октябрь |
12 | Л. Пеньевская «Как Миша варежку потерял» | Октябрь |
13 | Н. Носов «На горке» | Ноябрь |
14 | Н. Калинина «Про снежный колобок» | Ноябрь |
15 | К.Д. Ушинский «Пчелки на разведках» | Ноябрь |
16 | В. Бианки «Купание медвежат» | Ноябрь |
17 | «Лиса и козёл» русская народная сказка | Ноябрь |
18 | Е. Трутнева «Первый снег» | Ноябрь |
19 | В. Бунин «Хорошо, когда много снега» | Ноябрь |
20 | В. Сухомлинский «Стыдно пред соловушкой» | Ноябрь |
21 | К.В. Лукашевич «Зима» | Декабрь |
22 | Л. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку…» | Декабрь |
23 | «Как ёжик зайца выручил» творческая сказка | Декабрь |
24 | «День рождение зайца» творческая сказка | Декабрь |
- Аналитический этап
Последние две недели декабря:
- Повторная диагностика дошкольников группы коррекции с нарушениями речи;
- Составление логопедических заключений;
- Анализ эффективности коррекционно-логопедической работы;
- Консультация воспитателей о проделанной работе и полученных результатах;
- Групповая консультация родителей по результатам реализации коррекционно-логопедической работы;
- Ознакомление администрации детского сада с результатами реализации логопедической работы.
Основные направления реализации работы:
- Диагностическое направление;
- Коррекционно-развивающее направление.
Механизмы, средства и способы реализации работы:
В ходе реализации данного проекта нами будут использоваться следующие приемы, методы и техники:
- Мнемотехника;
- Метод беседы.
Ожидаемые результаты:
Ожидается, что описанные приемы работы будут способствовать эффективной коррекции речевых недостатков при общем недоразвитии речи III уровня, позволят повысить интерес и мотивацию детей к знаниям по развитию связной речи, а также могут быть одним из способов познания окружающего мира.
Критерии оценки результатов:
Оценку результативности можно проследить с помощью разработанной серии заданий для диагностики связной речи, с опорой на «Тестовую методику диагностики устной речи Т.А.Фотековой» [4] .
Заключение
На сегодняшний день актуальность более детального изучения вопроса развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи объясняется их дальнейшим обучением в школе и процессом успешной социальной адаптации. Значимость развития навыка пересказа обусловлена тем, что данный вид связного высказывания вызывает трудности у дошкольников с общим недоразвитием речи и в ходе спонтанного развития не достигает необходимого для данного возраста уровня.
Огромное количество методик и исследований в области развития связной речи подчёркивает то, насколько важными являются знания особенностей развития речи у вышеуказанной категории детей.
Наша работа посвящена процессу формирования навыка пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе теории и практики психолого – педагогических литературных данных.
Для успешного процесса формирования умений и навыков связной речи, а именно развития навыка пересказа, мы предлагаем включить в коррекционный процесс приемы мнемотехники, так как считаем, что мнемотаблицы, при их правильном использовании в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, помогут решить проблему развития связной речи в целом и могут быть одним из способов познания окружающего мира.
Литература:
1) [Электронный ресурс] URL: https://omn-omn-omn.ru/details.php?id=110859 Большова Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» (Дата обращения 13.12.2018 г.)
2) [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/3/0297/3_0297-162.shtml статья «Развитие исследований по формированию умственных действий» Гальперин П.Я. (Дата обращения 13.12.2018 г.)
3) [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/08/vp-glukhov-formirovanie-svyaznoy-rechi-detey статья «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Глухов В.П. (Дата обращения 12.12.2018 г.)
4) [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/06/04/tafotekova-testovaya-metodika-diagnostiki-ustnoy статья «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т.А. (Дата обращения 12.12.2018 г.)
5) [Электронный ресурс] URL: http://mama-pomogi.ru/2011/11/mnemotablitsyi/ Сайт для родителей, детей и педагогов. Статья про мнемотаблицы. (Дата обращения 12.12.2018 г.)
6) [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/vu/fakultet-nachalnogo-obrazovaniya/ispolzovanie-priemov-mnemotekhniki-pri-obuchenii-mladshikh-3 Виртуальный университет социальной сети работников образования. Лекция 4. Методические рекомендации по работе с мнемотаблицей, мнемоколлажем. (Дата обращения 12.12.2018 г.)
7) [Электронный ресурс] URL: http://www.logoped.ru/krajea02.htm Сайт книг и статей по логопедии. Использование мнемотехники в логопедической работе. (Дата обращения 13.12.2018 г.)
Приложение 1
Анализ ресурсов
Материально-технический ресурс
Для проведения занятий по данной программе необходимо подготовить:
- иллюстрированный материал;
- фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, бумага и др.;
- тексты рассказов, историй, сказок для чтения вслух и обсуждения.
Занятия могут проводиться в кабинете логопеда или в групповой комнате. В этих помещениях для занятий с детьми необходимо иметь доску, детские столы и стулья. Пространство помещения должно обеспечивать свободное размещение детей.
Следовательно, что касается материально-технического ресурса, то он не требует значительных затрат. Все, что необходимо для проведения занятий можно изготовить собственными руками или подобрать из имеющегося дидактического арсенала учителя-логопеда. Что касается фломастеров, акварельных красок, кисточек и бумаги для рисования, то такой комплект есть на каждого ребенка.
Кадровый ресурс
Коррекционные занятия проводит учитель-логопед. Ведущий занятий должен быть открытым и искренним в выражении чувств, тем самым, подавая пример детям. Речь взрослого должна быть четкой, внятной, неторопливой и лаконичной.
Учитель-логопед и воспитатели групп компенсирующей направленности должны также работать в тесном сотрудничестве. Использование воспитателями некоторых заданий из логопедической работы в течение дня позволяет еще лучше отработать новый материал. Правильнее будет вначале воспитателю проводить занятия вместе с учителем-логопедом, это позволит избежать многих ошибок и повысить уровень личностного развития самого воспитателя.
Временной ресурс
Логопедическая работа рассчитана на четыре месяца. Она состоит из двадцати четырех занятий с использованием мнемотаблиц. Занятия проводятся с периодичностью два раза в неделю, по подгруппам из шести человек. Время непосредственной реализации логопедической работы с третьей недели сентября по третью неделю декабря.
Короткий отрезок времени реализации логопедической работы, в четыре месяца, позволяет в относительно небольшой срок получить желаемый результат или проследить динамику.
Приложение 2
Исследование связной речи состояло из четырёх заданий.
Используется бально-уровневая система для оценивания выполнения заданий.
Задание №1.
Цель: выявить особенности пересказа на основе незнакомого текста у детей с моторной алалией (рассказ «Зима в лесу»).
Инструкция: «Я прочитаю рассказ, послушай его внимательно, запомни и перескажи его».
Оценка производилась по нескольким критериям:
1) Критерий смысловой целостности: 3 балла - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.
2) Критерий лексико-грамматического оформления: 3 балла - пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ не доступен.
3) Критерий самостоятельности выполнения: 3 балла - самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов - пересказ даже по вопросам не доступен.
Задание №2 .
Цель: выявить особенности пересказа на основе знакомого текста (русская народная сказка «Лиса и кувшин»).
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ, послушай его внимательно, запомни и постарайся пересказать его».
Оценка производилась по тем же критериям, что и в первом задании.
Задание № 3.
Цель: вывить особенности внутреннего планирования текста на основе составления последовательной цепочки событий (рассказ «Мишка ждёт гостей»).
Инструкция: «Сейчас я прочту тебе рассказ, внимательно послушай его. Затем разложи картинки так, как говорится в рассказе по ним. Перескажи его».
Оценка основывалась на следующих критериях:
1) Критерий смысловой целостности: 3 балла - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.
2) Критерий лексико-грамматического оформления: 3 балла - пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипностью оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ не доступен.
3) Критерий самостоятельности выполнения: 3 балла - ребёнок без затруднений разложил все карточки по порядку; 2 балла – ребёнок справился с заданием при условии минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – ребёнок выполнил задание с помощью логопеда; 0 баллов – ребёнок не справился с заданием.
Задание № 4.
Цель: выявить особенности составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Инструкция: «Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь по ним рассказ».
Результат выполнения задания оценивался по тем же критериям, что и в третьем задании.
По успешности выполнения нами было выделено 4 уровня развития связной речи. Высоким уровнем развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 36 до 31 баллов за три задания, средним – при сумме баллов от 30 до 23, низким – при сумме баллов от 0 до 22.
Диагностические задания.
Задание № 1.
Текст «Зима в лесу».
Наступила осень. Голый и холодный шумит лес. Испугались зайцы – беляки. Ведь сквозь деревья видна белая заячья шубка. Пришла зима. Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались зайцы – беляки. Теперь никто не увидит их белую шубку.
Задание № 2.
Текст «Лиса и кувшин».
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Задание № 3.
Текст «Мишка ждёт гостей».
Позвал Мишка гостей и стал ягоды мыть. Потом подумал: "Может, ягода невкусная, гостям не понравится! Сначала я сам попробую". Одну попробовал, другую... Одна сладкая, другая - ещё слаще. Так и гостям ничего не останется! Тогда завязал мишка себе рот платочком и стал гостей ждать.
Картинный материал, используемый в эксперименте.
«Мишка ждёт гостей» (Задание № 3).
«Глупая мышка» (Задание № 4).
Приложение 3
Приведём пример того, как можно применить мнемотаблицу в соответствии с изучаемым текстом на данном этапе работы. Опираясь на перспективное планирование, выберем текст, для данной категории детей (текст Л.Н. Толстого «Косточка»).
I этап
Данный текст небольшой по объёму, доступен для понимания детей, имеет чёткое разграничение начала, середины и конца:
(Начало) Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.
(Середина) Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали, что нет. Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: « Что если кто и съел из вас, это хорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я этого боюсь».
(Конец) Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
Все засмеялись, а Ваня заплакал.
После прочтения рассказа педагогом, задаются вопросы по тексту (Примерные вопросы: «Про кого этот рассказ? Назовите главного героя? Что с ним потом произошло? Можно ли так делать? »). Затем, учитывая речевые возможности детей, проводится словарная работа, разбор языковых средств.
К данному тексту можно предложить мнемотаблицу следующего плана:
Примерная мнемотаблица по тексту Л.Н. Толстого «Косточка».
По изображенной мнемотаблице проводится разбор «спрятанного» по рассказу:
1. Это мама. Она принесла слив, хотела дать их после обеда.
2. Ваня (В) очень хотел попробовать сливы, потому что никогда их не ел. Он ходил и нюхал спелые сливы.
3. Очень они ему нравились. Он так хотел сильно всех их съесть.
4. Когда никого не было, Ваня не удержался и съел одну сливу.
5. Перед обедом мама посчитала все сливы и поняла, что одной не хватает.
6. Мама рассказала об этом папе. Папа хотел узнать кто же съел сливу и сказал, что кто съест сливу – проглотит косточку и умрёт. Ваня испугался. И рассказал, что это он съел сливу, а косточку выбросил в окно. Все засмеялись.
II этап
Продолжая пример с текстом Л.Н. Толстого «Косточка». Логопед активизирует полученные знания дошкольниками: уточняет про кого был написан рассказ, что купила мама для угощения? Ваня любил сливы? Что произошло дальше? Почему он так сделал? Можно ли так делать? Почему?
Далее педагог повторно читает текст с указанием на созданную мнемотаблицу.
Дети совместно с логопедом создают текст пересказа по таблице, затем каждому ребенку предлагается пересказать весь текст рассказа «Косточка» самостоятельно также с опорой на мнемотаблицу. И наконец, к концу занятия дети с педагогом разбирают пересказы друг друга, указывают на достоинства текстов, дополняют их, анализируют недочёты. Следовательно, при анализе отмечаются такие качества составленного пересказа, как полнота, связность, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту; обращается внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества. В процессе коллективного обсуждения пересказа (по указаниям логопеда) детьми вносятся дополнения, уточнения, указывается на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Важно отметить, что благодаря данному анализу создаются дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного среднего возраста
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.Особое мест...
Приемы мнемотехники при обучении детей связной речи
Материал повествует о приемах развития связной речи на примере использования мнемотехники....
Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста.
Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста....
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"
Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....
«Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию» (конспект НОД с детьми старшей группы)
laquo;Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию».(конспект НОД с детьми старшей группы) Задачи:Область «Коммуникация»1.Закрепить и расшир...
Деловая игра для педагогов «Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
Деловая игра для педагогов....
"Использование приемов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста".
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники....