РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по логопедии
В статье рассмотрено духовно-нравственное воспитание, которое является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: духовые, нравственные ценности; ограниченные возможности здоровья; воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._rozhdestven.chteniya.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Л.С. Клементьева, учитель-логопед
Е.С. Яковлева, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №75»
(г. Чебоксары, Чувашская Республика)
В статье рассмотрено духовно-нравственное воспитание, которое является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: духовые, нравственные ценности; ограниченные возможности здоровья; воспитание.
В условиях современной жизни и развития общества вопрос о нравственности, духовности и нравственной культуре ставится на одно из первых мест. В настоящее время крайне важно создать функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, построенную на ценностях традиционной духовной культуры и отвечающую потребностям развития личности ребенка, направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека. Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1].
Духовно-нравственное воспитание одинаково необходимо детям с нормой развития и детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями испытывают проблемы в связи со сложностью усвоения нравственных норм их применения в реальной жизни. Важной задачей в современном образовании является правильная организация деятельности ребенка с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ).
Развитие личности, морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознанность действий, исходящих от родителей, воспитателей и окружающих его людей, примеряя к своим нравственным взглядам и ценностным ориентациям.
Дошкольное образовательное учреждение помогает обогатить внутренний мир ребенка, понять и представить о чем говорят, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды, пособий, которые помогают ознакамлению с родным городом, республикой, государственной символикой, достопримечательностями, историческим прошлым Чувашии и России.
Важной частью воспитательного и образовательного процесса в детском саду является знакомство детей с историей праздников, традициями, фольклору. Привитие любви к родной речи и языку преподаются через художественную литературу, где понятие о нравственности, правилах поведения заложены в ярких образах народного творчества, стихов, песен, поговорок, пословицах и т.д. Совместное прослушивание народных сказок дети учатся их пересказывать, анализировать и инсценировать характер образов сказок, формируя умение правильного поведения в тех или иных ситуациях.
Немаловажно отметить, что в воспитании ценностей духовной и нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Порой родители не придают значения в воспитании в период дошкольного возраста, когда происходит усвоение норм правил поведения, формирования семейных ценностей, усвоение нравственных социальных норм. Поэтому одной из задач становится помочь родителям осознать, что в именно семья, родители ответственна за воспитание детей, где должны сохраняться и передаваться традиции, нравственные и духовные ценности. Необходимую поддержку оказывают педагоги образовательного учреждения, взаимодействуя с родителями детей, в том числе с ОВЗ, активируя и придавая ей целенаправленный и общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников воспитательно-образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности способствуют становлению личности ребенка-дошкольника, в том числе и ребенка с ОВЗ [2].
Взаимодействие родителей и педагогов в МАДОУ «Детский сад №75» г. Чебоксары проходит в форме индивидуальных бесед, совместной подготовкой к мероприятиям в детском саду, проходят собрания, выставки семейного творчества и фотографий, поделок, рисунков.
В образовательном учреждении детского сада активно проводятся мероприятия, где дети совместно с педагогами учувствуют в подготовке, независимо от того, имеет ли ребенок какие-то трудности или нет. Ощущение сопричастности к празднику и процессу подготовки к нему помогает детям с ОВЗ поверить в свои возможности, а детям с нормой развития дополнительную возможность проявить поддержку к сверстникам, тем самым формируя чувство толерантности, уважения к другому человеку как основу духовной личности.
В завершении хотелось бы отметить, что развитие духовно-нравственных ценностей в воспитании у детей дошкольного возраста – это комплексный процесс формирования личности человека берущее начало в детском возрасте. Данный процесс невозможно осуществить без всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов и др. Воспитание и привитие духовных, нравственных ценностей у ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Какие нравственные качества будут развиваться у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, а именно от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят, тем самым сформируют у ребенка базу духовно-нравственных ценностей.
Список литературы
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155.
- Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. Детский сад и семья: методика работы с родителями. –М.: Мозаика — Синтез, 2008. 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»
· Развитие мелкой моторики рук; · Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...
Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация данного проекта способствует гармонизации детско...
Проект социального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Моя мама лучше всех".
Проект социального развития воспитанников с нарушением интеллекта с целью формирования значимости мамы в жизни ребенка....
Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».
Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...
Статья "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии"
Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии....
Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)
Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...