Статья "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_duhovno_nravst.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Никифорова Т.Ю.,
Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Сказка»,
Артинский Г.О.
Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья, сказкотерапия, дошкольный возраст.
Дошкольное детство (в частности возраст с 3 до 7 лет) – продолжительный и ответственный период развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Это период ранней социализации детей, который рассматривается в качестве основополагающего в развитии личности ребенка [1, с. 85].
Обращение к духовной жизни начинается так же в дошкольном возрасте и в дальнейшем обеспечивает становление самосознания, способствует нравственному самоопределению. Происходит активное накопление нравственного опыта [2].
Целенаправленная деятельность по духовно-нравственному развитию детей с первых лет жизни способствует гармоничному формированию личности. Очень важно сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Необходимо научить детей жить в нём, постоянно находиться в спокойном, радостном состоянии, быть уверенными в себе и поступать наилучшим образом [3].
Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как дети с ОВЗ это такие дети, которые имеют временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, [3] у которых их жизнь характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности самостоятельно осуществлять жизненно важные действия характерные нормальному человеку. Их жизнь это борьбой за выживание, здоровье, они в основной своей массе очень закрепощенные, закрытые, замкнутые. Они стесняются своего недуга, своих особенностей. Следовательно у таких детей заниженная самооценка, они постоянно принижают себя, не понимают собственной значимости, они не испытывают яркой радости от детства, плохо адаптируются в коллективе, любая трудность кажется им непреодолимой, они опускают руки и перестают бороться, что в их состоянии нежелательно. Им нужна помощь в развитии таких личностных качеств, которые помогли бы сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью, а поэтому нуждаются в помощи, в создании специфических условий для социализации.
Один из способов по осуществлению духовно нравственного воспитания у детей с ОВЗ можно отнести проведение занятий в форме сказкотерапии.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранения тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке [4].
Сказкотерапия для детей с ограниченными возможностями это своего рода обучающий процесс, он корректирует поведенческую деятельность, развивает возможности ребенка и потенциал раскрывает в полной мере. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка [5], она вызывает всплеск радости или заставляет огорчиться за какого-то персонажа, вызывает сочувствие. Для ребенка с ограниченными возможностями черпать эти эмоции особо не откуда, поэтому привлечение на помощь сказки является, столь важным для эмоционального раскрепощения ребенка в результате чего, у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь таким детям справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию [6]. Сказкотерапия позволит им раскрепоститься, понять сущность отношений, чтобы строить подобные модели и со сверстниками, позволяет детям с ограниченными возможностями лучше адаптироваться в незнакомой среде, легче находить друзей. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Депрессивное состояние часто сопутствует таким невеселым настроем, пассивностью, мнительностью, повышенной ранимостью, обидчивостью. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Сказкотерапия позволит им ощутить уверенность в себе, придаст значимости.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам. Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Да и сама сказка не только учит правильным поступкам, она учит правильно их понимать и трактовать, ведь в сказках смысл никогда не лежит на поверхности, он всегда скрыт, завуалирован, но этим и интересна сказка еще больше, что смысл необходимо понять, вникнуть в суть, разгадать загадку. Этот метод легок для понимания для детей, им легче через сказку понять действительность. Дети учатся контролировать свои эмоции, читая сказки, учатся развивать свою фантазию. Когда ребенок погружается в сказку, он переживает за героев, ассоциируя себя с ними, развивает мышление, учится отличать добро от зла, плохие поступки от хороших. Пытается преодолевать свою агрессию, смотрит на свои проблемы со здоровьем с другой точки зрения. Сказка учит ребенка, как нужно правильно себя вести, ребенок переносит свои личные качества на своего персонажа, видит как бы со стороны свою личность.
Главное, заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри. С ребенком необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем [7].
Терапия с помощью сказок для детей с ограниченными возможностями очень важна, она учит детей восприятию реальности, помогают справиться с поведенческими трудностями. Очень полезно в игровой форме понять предпочтения ребенка, черты его характера, попытаться помочь ему преодолеть собственные страхи. Ребенку с заниженной самооценкой необходимо давать роли героических личностей или прекрасных принцесс, чтобы в процессе игры другие дети превозносили этого персонажа, тем самым повышая самооценку ребенка. А застенчивому и робкому ребенку лучше дать роль трусливого зайки, который в процессе игры сможет побороть свои страхи и комплексы.
Таким образом, сказкотерапия способствует развитию духовного мира детей с ОВЗ и его ценностных ориентаций. Она является очень эффективным средством для налаживания контактов с особыми детьми, а также для улучшения их адаптации в среде сверстников и взрослых. Сказкотерапия позволяет ребенку научиться контролировать свои эмоции, а также побороть свои страхи и комплексы, воспитает волю и воображение, развивает способности к творческой деятельности, лидерские качества что в дальнейшем позволит им справиться со сложными задачами.
Список источников:
1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и [др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2004. – 164 с.
2. Дети. : Сборник статей научно-духовной Школы В.В. Антонова. [Текст] Под редакцией кандидата биологических наук В.В. Антонова. Санкт-Петербург 2001.ББК 86.37 ISBN 83-90-2754-6-5
3. Методические разработки для специалистов ДОУ. Педагогу-психологу. Сказкотерапия как способ психокоррекции социального взаимодействия детей с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://konkurs-dlya-pedagogov.info/konkursy-dlya-vospitatelej-mbdou-crr-ds-20-metodist-g-tomsk-tgpu-magistrant/ – свободный. – Яз. рус. (Дата обращения : 15.03.2015).
4. Короткова Л.Д. К 66. Сказкотерапия в школе. [Текст] Методические рекомендации. - М.: ЦГЛ, 2006. = 144с.
5. Консультация по теме: «Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/25/vliyanie khudozhestvennoy-literatury-na-emotsionalnoe-razvitie – свободный. – Яз. рус. (Дата обращения : 8.03.2015).
6. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии [Текст] /Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
7. Зинкевич-Естингнеева Т.Д . Практикум по сказкатерапии. [Текст] /Под ред. Зинкевич-Естингнеева Т.Д. Издательство Речь. Санкт-Петербург. 2000. – 310с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....
Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Использование телесно-ориентированного подхода в совместной работе педагога и инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ...
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....
Консультация для педагогов "Формирование духовно–нравственных норм у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Консультация для педагогов о формировании у детей с ОВЗ духовно-нравственных норм....
«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Народные подвижные игры являются традиционным средством дошкольной педагогики и составляют основу этно-игрового подхода....