Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольников
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Презентация содержит напавления развития лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста. Предложены конкретные игры на уточнение и расширение словаря и совершенствование грамматических категорий с наглядным материалом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие лексико-грамматической стороны речи в играх у старших дошкольников Подготовила учитель-логопед ГБДОУ №26 Курортного района Санкт-Петербурга Дорт-Гольц Т.Н.

Слайд 2

Лексико-грамматическая сторона речи – это объём словарного запаса человека и его качественный состав, а также умение пользоваться этим словарным запасом в общении (грамотно изменять слова и образовывать новые).

Слайд 3

Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольников осуществляется по направлениям: расширение и активизация речевого запаса ребёнка на основе углубления представлений об окружающем; уточнение значения слов; развитие словообразования.

Слайд 4

Активизация словаря « Кто как передвигается ?» « Кто как ест ?»

Слайд 5

« Кто как голос подаёт ?»: « Что какие звуки издаёт?»: дождь - … ветер - … ручей - … бумага - … « Кто что умеет делать?»

Слайд 6

« Кто придумает больше слов?» (что делает?): Курица – кудахчет, квохчет, несётся, клюёт, созывает,… Кошка – мяукает, лакает, царапается, крадётся, … « Отгадай, что это за животное?»: Летает, жужжит, жалит - … Сторожит, грызёт, лает - … Ржёт, бегает, скачет - … « Кто или что может это делать ?»: бегать - … скакать - … ползать - … летать - … « Подбери словечко» (кто? что?): замерзает - … блестит - … кружатся - … летит - … катаются - …

Слайд 7

« Кто придумает больше слов?» (какой? какая? какое? какие ?) « Кто придумает больше слов?» (что делает?)

Слайд 8

Классификация слов на основе различных семантических признаков Игра «Назови лишнее слово» (и объяснить свой выбор) Игра «Пара к паре» Игра «Отгадай по описанию» (предмет или животное) Игра «Отгадай предмет по названию его частей» Игра «Назови части» (по картинке или по представлению)

Слайд 9

Развитие антонимии « Выбери слово-«неприятель» (из 3-х – 4-х слов) «Сравни» Игра «Скажи наоборот»

Слайд 11

Развитие синонимии « Выбери из 4-х слов два слова- «приятеля» « Придумай слова-«приятели» Игра «На что похоже?» (подбор сравнений): белый снег похож на … густой туман похож на … ажурные снежинки похожи на … Игра «Закончи предложение» (подбор сравнений): Лёд блестит у берега, как … Дождинки текут по лицу, как …

Слайд 12

Формирование многозначности слова « Объясни»: глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка. «Ответь на вопросы: у кого? у чего?»: ручка – у …. язычок – у … «Найди слова, которые звучат одинаково»: Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. Не хочет косой косить косой.

Слайд 13

Словообразование Игра «Два брата ИК и ИЩ»: - домик – домище, носик – носище, глазик – глазище, усики – усищи Игра «Придумай одно слово вместо двух»

Слайд 14

Игра «Куда что положить?» (называть предметы или картинки) Игра «Ералаш» (используются разрезные картинки с изображением животных)

Слайд 16

Значение игр, направленных на развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольников: Активизации словаря. Уточнение значения слов. Совершенствование словообразования. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Развитие памяти, слухового внимания, воображения. Формирование коммуникативной сферы: умения взаимодействовать в игре. Совершенствование волевой сферы при выполнении игровых правил.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников

С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок....

Картотека дидактических игр для развития фонетико – фонетической стороны речи дошкольников

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анали...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольника

В презентации собраны речевые упражнения и игры, способствующие формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР....

Развитие лексико-грамматической стороны речи с дошкольниками

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и дл...