Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_igr.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников
- Упражнение «Что делает»
Цель: сформировать умение образовывать приставочные глаголы со значением законченности и пространственной направленности действия.
На примере по картинкам показать образование слов со значением действия, используя с ними словосочетания (бежал –убежал от волка – выбежал из дома – забежал за угол, нес – унес – вынес , летел – улетел – вылетел - залетел ).
- Упражнение «Он – она
Цель:направлено на закрепление образования слов по профессиональной тематике с дифференциацией по половому признаку.
На картинках изображены представители профессий, детям предлагается подобрать слово, относящееся к женскому или мужскому роду деятельности (пловец –пловчиха, учитель –учительница , продавец – продавщица и т.д.).
- Игра «Угадай, чьи это хвосты?»
Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных
Детям предлагаются картинки: на одних картинках изображены животные без хвостов, на других – хвосты. Педагог задаёт вопрос: «Кому принадлежит этот хвост?»
- Игра «Звериная семья»
Цель: совершенствовать образование существительных с помощью суффиксов по теме «Животные леса».
Дети встают в круг или колонну, ведущий бросает мяч ребенку и называет маму (папу), а ребенок подбирает детеныша, можно усложнить и предложить называть детенышей.
- Игра «Послушай и хлопни»
Цель: развитие слухового восприятия и анализа услышанных родственных слов в тексте.
Детям зачитываются фразы с использованием однокоренных слов, когда они слышат такие слова – хлопают.
Гуляла по улице кошка, Я маме собрал букетик цветов
Посмотрела она в окошко. Чтоб ей подарить в день рожденья.
Там сидел милый котик, А брат ей бумажный цветочек принес,
Грел на солнце животик. И мамочка просто в удивлении.
- Упражнение «Приготовим обед»
Цель: образование родственных слов от названий продуктов.
Например, хлеб – хлебушек – хлебница, огурец – огуречный, томат – томатный, макароны – макаронный, соль – солить – соленый – солонка, сахар – сахарок – сахарная – сахарница и т.д.
- Упражнение «Кто что делает?»
Цель: образование слов по теме «Профессии».
Например, в форме вопросов – Что делает летчик? – летает.
- Что делает дворник? – двор метет.
- Что делает пожарник? – тушит пожар.
- Что делает сапожник? – сапоги чинит.
Или в форме добавления слова: - повар … (варит обед), дровосек…(рубит дрова), гонщик… (гонится).
- Коммуникативная игра «Два брата ИК и ИЩ»
Цель: развитие образования слов со значением величины.
— Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
У ИКА был носик, а у ИЩА?.. В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.
- Упражнение « Изменить слово по аналогии»
Цель: развитие образования слов со значением числа и величины..
а) виноград — виноградина, горох — ...
свинья — ... жемчуг— ..
баран — ... картофель — ...
теленок — ... лед — ...
б) бусы — бусинка, дождь — ...
пыль — ... снег— ...
дождь — ... песок — ...
изюм — ... пух- …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
Требования ФГОС ДО нацеливают педагогов на формирование у дошкольников умения владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать сво...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»
Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....
Доклад на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста» ГБУ ДО ЦППМСП...
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...
КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»
Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»...
Использование игр и упражнений в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников
Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи....