Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольника
презентация по логопедии на тему
В презентации собраны речевые упражнения и игры, способствующие формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_leksiki_i_grammatiki.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации. Упражнение 1. Дети встают в круг, выбирают водящего. Воспитатель спрашивает: «Кто стоит между Олей и Петей? Кто стоит перед Васей? Кто стоит после Кати?и т.п.» Играют по очереди.
Упражнение 2. Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)
Упражнение 3. Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого: Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д. Аппликации!
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве. Упражнение 1. По инструкции воспитателя: поставь вверху листа точку, внизу палочку нарисуй справа крестик, слева птичку проведи в левом нижнем углу волну и т. д.
Упражнение 2. От поставленной на листе точки ребенок без отрыва руки должен рисовать линию под команды взрослого: едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.
Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации. Упражнение1. Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.) Упражнение 2. Задания: сначала попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др .
Упражнение 3. Взрослый задает ребенку задание. Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитай. Назови второе слово, первое, третье. Послушай предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитай. Назови третье предложение, второе, первое.
РАБОТА НАД СЛОВАМИ ИГРА «ДЛИННОЕ-КОРОТКОЕ СЛОВО» На столе длинная и короткая полоски бумаги. Воспитатель произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы, полотенце, мак, лук, самовар, утконос, бак, рак, самолет, вертолет.
Изучение слов, близких по звуковому составу: покажи, где… (с опорой на картинки) вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др.
Игра «Верно-неверно» Воспитатель читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно - красный. Слова: павук , паук; вутка , утка; кокно,окно ; исы , весы; деверо , дерево; моко , молоко; мимон , лимон; манина , малина; небель , мебель; охоник , охотник; тмея , змея; тол, стол…
Игра «Угадай слово» Воспитатель: «Догадайся, произнеси слово». Слоги: вед- , сет- , кух - , дос -, бел- ,мет- , ваф - , цве - и др.
Игра «Назови ласково» Дети садятся в круг. По очереди ребёнок называет своё имя, а следующий называет его ласково: Валя-Валечка, Вася-Васенька и т.д. Показать на себе и назвать: голова-головка, нога-ножка, рука-ручка… Воспитатель называет большой предмет, а ребёнок – маленький: стол -столик, стул-стульчик, нож- ножик, тарелка-тарелочка и т.д.
Игра «Один-много» Воспитатель называет один предмет, а дети – много (можно проводить игру с мячом): огурец-огурцы , помидор-помидоры , баклажан-баклажаны , тыквы-тыквы, яблоко-яблоки , слива-сливы, груша-груши и др. Затем проведите игру наоборот «Много-один».
Игра «Посчитай…» В качестве предметов для счёта можно использовать муляжи фруктов, овощей, игрушки и т.д. Посчитай от 1 до 10. Посчитай по образцу: один баклажан-три баклажана-пять баклажанов.
Игра «Есть - нет» Воспитатель говорит: «У меня есть свежая капуста». Ребёнок отвечает: «У меня нет свежей капусты». Слова: красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька и т.п.
Игра « Какой-какая-какое » Дети рисуют, например, любой фрукт, затем подбирают как можно больше определений к нему: яблоко –красное, круглое, вкусное, сочное, спелое и т.д.
Игра «Из чего сделан(а)» Можно использовать окружающие нас предметы (в группе, на улице): Кораблик из бумаги-бумажный кораблик. Кружка из стекла-стеклянная кружка. Шкаф из дерева-деревянный шкаф.
Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением лягушки, мышки, зайца, волка, лисы, медведя. Просит вспомнить сказку, в которой живут все эти звери. Затем спрашивает: чей хвост? (заячий, мышиный, волчий, лисий, медвежий), чья голова? (лягушачья, мышиная, заячья и т.д )
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список использованной и рекомендуемой литературы Журнал «Логопед»,№ 5/2017, стр.77. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников , Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова , Т.Б. Филичева/Екатеринбург: Изд-во АРТ ЛТД, 1998. Основы дошкольной логопедии, Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В. Туманова и др./ Москва: Эксмо , 2015. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие, под общ. ред. Т.В. Волосовец / Москва, 2007. Учим говорить правильно, Т.А.Ткаченко/ Москва: Издательство «Гном и Д», 2002. https://yandex.ru/images/search?text
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников
С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок....
Картотека дидактических игр для развития фонетико – фонетической стороны речи дошкольников
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анали...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»
Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....
Развитие лексико-грамматической стороны речи с дошкольниками
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и дл...
Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Презентация и мастер-класс...
Выступление на методическом часе «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников»
Понятие лексико-грамматическогостроя речи...