Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольника
презентация по логопедии на тему

Торгаева Ольга Анатольевна

В презентации собраны речевые упражнения и игры, способствующие формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiki_i_grammatiki.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие лексико-грамматической стороны речи Упражнения и игры Торгаева Ольга Анатольевна учитель-логопед МАДОУ д/с №17 г. Дивногорск

Слайд 2

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации. Упражнение 1. Дети встают в круг, выбирают водящего. Воспитатель спрашивает: «Кто стоит между Олей и Петей? Кто стоит перед Васей? Кто стоит после Кати?и т.п.» Играют по очереди.

Слайд 3

Упражнение 2. Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Слайд 4

Упражнение 3. Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого: Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д. Аппликации!

Слайд 5

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве. Упражнение 1. По инструкции воспитателя: поставь вверху листа точку, внизу палочку нарисуй справа крестик, слева птичку проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Слайд 6

Упражнение 2. От поставленной на листе точки ребенок без отрыва руки должен рисовать линию под команды взрослого: едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Слайд 7

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации. Упражнение1. Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.) Упражнение 2. Задания: сначала попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др .

Слайд 8

Упражнение 3. Взрослый задает ребенку задание. Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитай. Назови второе слово, первое, третье. Послушай предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитай. Назови третье предложение, второе, первое.

Слайд 9

РАБОТА НАД СЛОВАМИ ИГРА «ДЛИННОЕ-КОРОТКОЕ СЛОВО» На столе длинная и короткая полоски бумаги. Воспитатель произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы, полотенце, мак, лук, самовар, утконос, бак, рак, самолет, вертолет.

Слайд 10

Изучение слов, близких по звуковому составу: покажи, где… (с опорой на картинки) вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др.

Слайд 11

Игра «Верно-неверно» Воспитатель читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно - красный. Слова: павук , паук; вутка , утка; кокно,окно ; исы , весы; деверо , дерево; моко , молоко; мимон , лимон; манина , малина; небель , мебель; охоник , охотник; тмея , змея; тол, стол…

Слайд 12

Игра «Угадай слово» Воспитатель: «Догадайся, произнеси слово». Слоги: вед- , сет- , кух - , дос -, бел- ,мет- , ваф - , цве - и др.

Слайд 13

Игра «Назови ласково» Дети садятся в круг. По очереди ребёнок называет своё имя, а следующий называет его ласково: Валя-Валечка, Вася-Васенька и т.д. Показать на себе и назвать: голова-головка, нога-ножка, рука-ручка… Воспитатель называет большой предмет, а ребёнок – маленький: стол -столик, стул-стульчик, нож- ножик, тарелка-тарелочка и т.д.

Слайд 14

Игра «Один-много» Воспитатель называет один предмет, а дети – много (можно проводить игру с мячом): огурец-огурцы , помидор-помидоры , баклажан-баклажаны , тыквы-тыквы, яблоко-яблоки , слива-сливы, груша-груши и др. Затем проведите игру наоборот «Много-один».

Слайд 15

Игра «Посчитай…» В качестве предметов для счёта можно использовать муляжи фруктов, овощей, игрушки и т.д. Посчитай от 1 до 10. Посчитай по образцу: один баклажан-три баклажана-пять баклажанов.

Слайд 16

Игра «Есть - нет» Воспитатель говорит: «У меня есть свежая капуста». Ребёнок отвечает: «У меня нет свежей капусты». Слова: красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька и т.п.

Слайд 17

Игра « Какой-какая-какое » Дети рисуют, например, любой фрукт, затем подбирают как можно больше определений к нему: яблоко –красное, круглое, вкусное, сочное, спелое и т.д.

Слайд 18

Игра «Из чего сделан(а)» Можно использовать окружающие нас предметы (в группе, на улице): Кораблик из бумаги-бумажный кораблик. Кружка из стекла-стеклянная кружка. Шкаф из дерева-деревянный шкаф.

Слайд 19

Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением лягушки, мышки, зайца, волка, лисы, медведя. Просит вспомнить сказку, в которой живут все эти звери. Затем спрашивает: чей хвост? (заячий, мышиный, волчий, лисий, медвежий), чья голова? (лягушачья, мышиная, заячья и т.д )

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 21

Список использованной и рекомендуемой литературы Журнал «Логопед»,№ 5/2017, стр.77. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников , Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова , Т.Б. Филичева/Екатеринбург: Изд-во АРТ ЛТД, 1998. Основы дошкольной логопедии, Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В. Туманова и др./ Москва: Эксмо , 2015. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие, под общ. ред. Т.В. Волосовец / Москва, 2007. Учим говорить правильно, Т.А.Ткаченко/ Москва: Издательство «Гном и Д», 2002. https://yandex.ru/images/search?text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников

С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок....

Картотека дидактических игр для развития фонетико – фонетической стороны речи дошкольников

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анали...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Развитие лексико-грамматической стороны речи с дошкольниками

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и дл...