Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте с использованием ИКТ: "Сказочная история"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Обухова Любовь Николаевна

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте с использованием ИКТ: «Сказочная история».

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности», закрепить понятия «согласный твёрдый звук» и «согласный мягкий звук», закрепить умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, подбирать к ним соответствующую слоговую дорожку, упражнять в определении места звука в слове, продолжать работать над звуковым анализом слов и звуковой схемой.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, мышление, развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением под музыку, развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные: формировать умения работать в коллективе, слушать товарищей, слышать и правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, воспитывать интерес к школьным занятиям.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Сказочная история», музыкальные треки: «Учат в школе», «Плач девочки», «Гудок телефона», русские народные костюмы для Алёнушки и Иванушки, детский телефон, звуковые фишки, «Волшебные замки», предметные картинки по теме «Школьные принадлежности».

 Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети и логопед под музыку заходят в группу, здороваются с гостями и становятся в круг.

Психогимнастика «Давайте с вами встанем в круг».

Логопед: Давайте с вами встанем в круг,

(дети становятся в круг)

Сколько радости вокруг!

(дети поднимают руки вверх и машут ими)

Мы все за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать!

Логопед: Ребята, скоро в вашей жизни произойдёт очень важное событие-вы пойдёте в первый класс. А сейчас давайте на минуточку представим, что 1 сентября уже наступило, и мы собираемся с вами идти в школу.

Самомассаж «Надо умываться».

Рано утром мы встаём,

(потянуться)

Мыло в руки мы берём

(«намыливают» руки)

Лицо мы растираем,

(ладонями растирают щёки)

И водичкой всё смываем.

(поглаживающие движения лица ладонями)

Логопед: А теперь пройдите и присядьте на свои места.

  1. Сообщение темы и цели.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о школе и школьных принадлежностях.

Скажите, а вы хотите пойти в школу?

Дети: Да!

Логопед: Чтобы учиться на отлично, необходима хорошая подготовка. В детском саду вас учили рисовать, лепить, петь, составлять рассказы, отгадывать загадки и ещё многому другому. А ещё, вам читали много сказок. А сказки вы любите?

Дети: Да!

Логопед: Послушайте, я расскажу вам одну сказку.

Слайд №1.

Логопед: В небольшой деревне жила-была семья. Были у них дочка Алёнушка, да сынок Иванушка. Родители на целый день уезжали на работу в город, а дети оставались дома одни. Алёнушка готовила своего младшего брата к школе. Она хотела, чтобы он был умным, умел читать и писать.

Однажды пролетали мимо гуси-лебеди, увидели, как дети занимаются и рассказали об этом Бабе Яге. Баба Яга очень рассердилась, она не любила умных и образованных детей.

  1. Основная часть.

(За дверью раздаётся плач ребёнка)

«Плач девочки»

Логопед: Слышите, ребята, кто-то плачет? Заходит девочка.

Ребята, как вы думаете, кто эта девочка?

Дети: Это Алёнушка.

Логопед: Алёнушка, а почему ты плачешь?

Алёнушка: Прилетели гуси-лебеди, похитили моего братца Иванушку и отнесли к Бабе Яге.

Логопед: Ой, беда-то какая! Ребята, мы поможем Алёнушке вернуть братца обратно?

Дети: Да!

Логопед: Алёнушка, успокойся, не плач! Присаживайся рядом с ребятами.

Алёнушка: Спасибо.

Логопед: Посмотрите, какой у меня есть волшебный телефон. В нём есть номера всех сказочных героев. Давайте позвоним Бабе Яге.

«Гудок телефона» или настоящий звонок….

Голос Бабы Яги: Алло!

Логопед: Здравствуйте, это Баба Яга?

Голос Бабы Яги: Да!

Логопед: Баба Яга, миленькая, пожалуйста, верни мальчика. Мы выполним твои желания.

Голос Бабы Яги: Если выполните все мои задания-отпущу мальчишку! А присылать вам их будут мои верные слуги-гуси-лебеди.

Логопед: Спасибо большое, дорогая Баба Яга! Мы с ребятами постараемся выполнить все твои задания.

Логопед: Ребята, посмотрите, гуси-лебеди уже прислали нам первое задание.

Игровое упражнение «Определить первый звук в слове».

Слайд №2.

Логопед: Ребята, вслушайтесь в слова мальчики и девочки. Назовите первый звук в слове «мальчики».

Дети: В слове «мальчики» первый звук [М].

Логопед: Какой это звук?

Дети: Звук [М]-Согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед: А теперь назовите первый звук в слове «девочки».

Дети: В слове «девочки» первый звук [Дь].

Логопед: Какой это звук?

Дети: Звук [Дь]- согласный, звонкий, мягкий.

Логопед: Фишками какого цвета мы обозначаем твёрдые согласные?

Дети: Фишками синего цвета.

Логопед: Мальчикам я раздам синие фишки.

Логопед: А фишками какого цвета мы обозначаем мягкие согласные?

Дети: Фишками зелёного цвета.

Логопед: Девочкам я раздам зелёные фишки.

Я буду вам показывать картинки с изображением школьных принадлежностей. Если название предмета начинается с твёрдого согласного звука, значит фишки поднимают мальчики, а если с мягкого согласного, то фишки поднимают девочки.

(Картинки: портфель, тетрадь, карандаши, кисточка, альбом, краски, дневник, мелки).

Дети выполняют задание. (Альбом-объясняют, почему никто не поднял фишки).

Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием! А гуси-лебеди объявляют  перемену!

Звенит колокольчик.

Логопед: Приготовьте ваши пальчики!

Пальчиковая гимнастика «Переменка».

Переменка! Переменка! (Ритмично сжимают-разжимают кулачки попеременно правой и левой рукой).

Отдохните хорошенько! (Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз).

Можно бегать и шуметь, (стучат кулачок об кулачок)

Танцевать и песни петь, (хлопают в ладоши)

Можно сесть и помолчать (пальцами рук образуют «замок»)

Только-чур! (Показывают ладошки с расставленными пальцами.)

Нельзя скучать! (Движения указательными пальцами обеих рук вправо-влево).

Логопед: Молодцы! Посмотрите, ребята, гуси-лебеди прислали нам следующее задание.

Игровое упражнение «Слоговые дорожки»

Слайд №3.

Логопед: Встретишь слово на дороге-раздели его на слоги! Ребята, приготовьте ваши ладошки. Давайте разделим на слоги слово книга.

Дети: Кни - га.

Логопед: Сколько слогов в слове книга?

Дети: В слове книга два слога.

Логопед: Ребята, под каким номером находится слоговая дорожка к слову книга?

Дети аналогично выполняют все задания по слайдам.

Логопед: И с этим заданием вы справились, молодцы!

Слайд №16.

Ребята, посмотрите, какое следующее задание нам прислали гуси-лебеди. Давайте присядем на места.

Игровое упражнение «Где спрятался звук?».

Ребята, гуси-лебеди хотят, чтобы вы определили в какой части слова-в начале, середине или конце, спрятался звук [Л]. Послушайте и отгадайте загадку.

Раз! Два! И тотчас

В раз наточен карандаш.

Стружек, как на лесопилке,-

Тут работала…(точилка)

Логопед: Правильно, молодцы! Ребята, скажите, где в слове точилка спрятался звук [Л]?

Дети: В слове точилка звук [Л] спрятался в середине слова.

Логопед: В какой вагончик нужно поставить фишку?

Дети: Фишку нужно поставить во второй вагончик.

Логопед: Фишка какого цвета нам понадобится?

Дети: Нам понадобится фишка синего цвета.

Логопед: А почему нам понадобится фишка синего цвета?

Дети: Потому что звук [Л] в слове точилка согласный твёрдый.

Логопед: Правильно, ребята. Послушайте следующую загадку…

(Отгадываем загадки и выполняем задание).

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Отлично потрудились, а теперь давайте отдохнём и выполним гимнастику для наших глаз.

Зрительная гимнастика «Будь здоров».

Чтобы глазки зорче были,

И в очках чтоб не ходить,

Эти нужные движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим…

И под ножки…

Влево, вправо…

Побыстрей…

Удивился-что такое?

И закроем их скорей.

А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов.

Открывай глаза. И снова

На занятье. Будь готов! (Движения-по тексту стихотворения)

Логопед: Ребята, гуси- лебеди принесли нам волшебный замок. Он закрыт. Если мы сможем его открыть-Баба Яга отпустит Иванушку. Готовы?

Дети: Да!

Логопед: Посмотрите, на замке изображены разноцветные кружочки. Давайте вспомним, что они обозначают.

Дети: На замке изображены звуковые схемы.

Логопед: Ребята, посмотрите, а ещё здесь есть картинки с изображением школьных принадлежностей. Нам нужно подобрать к картинкам звуковые схемы.

(Дети подбирают звуковые схемы к картинкам).

Звуковой анализ слов: мел, пенал, книга, кисти, ручка, гуашь, альбом.

Логопед: Молодцы, ребята. Вы выполнили все задания Бабы Яги. Я думаю Баба Яга, как обещала, отпустит Ванечку домой.

Заходит Баба Яга с Ванечкой.

Алёнушка: Иванушка, братец мой.

Обнимаются.

Баба Яга говорит свои слова….. и уходит.

Алёнушка: Ребята, спасибо вам большое за помощь, а нам уже пора возвращаться домой, а то нас уже родители заждались! До свидания!

Уходят.        

Логопед: Ребята, а скажите, какие задания Бабы Яги были для вас сложными?

А какие задания были интересными?

А какое задание было самым лёгким?

Как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Дети: Потому что мы очень дружные и хорошо занимались на всех занятиях.

Логопед: Ребята, я надеюсь, что полученные в детском саду знания вы будете применять в школе и учиться с огромным желанием. Я желаю вам успехов.

Наше занятие закончено, скажем до свидания!

Дети уходят под музыку «Учат в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Космическое путешествие».

Сформировать у детей элементарное представление о космосе. Отрефлексировать сформированность субъектной позиции ребенка в общении со взрослыми и сверстниками в познавательной и учебной деятельности. О...

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте

Выявить у детей навыки звукового анализа слова....

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте

Это занятие поможет закрепить и повторить пройденный материал по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Путешествие по островам»

Конспект  открытого итогового занятия в подготовительной группе «Путешествие по островам»...