ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии (подготовительная группа)
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников являются различные дидактические игры и упражнения. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
У детей часто встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв.
Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» – длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.
Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Ребёнок должен дозреть до осмысления абстрактного, условного знака-буквы. Для этого ему надо пройти определённый путь развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii_u_doshkolnikov_statya_2023.docx | 131.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила
Учитель-логопед:
Юнькова Е.С.
2023г.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников являются различные дидактические игры и упражнения. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
У детей часто встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв.
Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» – длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.
Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Ребёнок должен дозреть до осмысления абстрактного, условного знака-буквы. Для этого ему надо пройти определённый путь развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
В основу дидактических игр, направленные на профилактику оптической дисграфии положены следующие приёмы: – развитие зрительных представлений в целом (форма, размер, расположение в пространстве);
- извлечение геометрических форм из разных предметов;
- нахождение отличий у одних и тех же предметов;
- различение геометрических фигур по форме и величине;
- усвоение пространственных отношений (верх-низ, справа-слева);
- называние перечёркнутых изображений, выделение предметов наложенных друг на друга;
- определение ошибок художника в рисунке;
- узнавание и называние буквы;
- нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;
- поиск названной буквы среди других букв (в тексте);
- конструирование буквы из элементов, палочек;
- рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;
- нахождение и выделение букв среди других изображений;
- узнавание букв в условиях зашумления (перечёркнутые дополнительными линиями, точками, штрихами);
- распознавание букв, наложение друг на друга;
- дифференциация правильно и зеркально написанных букв;
- называние и сравнений букв, сходных графически;
- узнавание букв при неполном их написании (с использованием зеркал);
-распознавание букв разного шрифта;
-узнавание букв на ощупь;
- обводка контуров букв.
Всё это, различение фигур и предметов, определение их местоположения в пространстве активизирует зрительное внимание ребёнка, приучает его присматриваться и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия. Что способствует преодолению ошибок на письме по оптическому сходству букв.
Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.
Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скрупулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.
Варианты кинезеологических упражнений.
1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
«Колечко» – как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование» – на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально – симметричные картинки, буквы, узоры.
«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.
2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.
3. Игры – раскраски.
При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:
- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;
- раскраски наоборот (нужно раскрасить только фон, а рисунки оставить не закрашенными);
- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
- раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;
- штриховки – дорисовки.
Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв – от 2 до 5 букв в день.
Избегайте переутомления!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....
Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...
"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"
Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...
Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников
Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...
Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».
Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...