Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемсс овладения навыком письма имеет сложнейшую психо-физическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.
Данное нарушение может являтся результатом действия различных негативных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функционнальных систем, участвующих в обеспечении процессов письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii.odt | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемсс овладения навыком письма имеет сложнейшую психо-физическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.
Данное нарушение может являтся результатом действия различных негативных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функционнальных систем, участвующих в обеспечении процессов письма. Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток некоторых отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптической дисграфии. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных прстранственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т. д.), путаются в симметричных сторонахпространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформироанными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.
Среди механизмов оптических нарушений посьменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространнственного восприятия и представлений, зрительно-моторнорй координации, недостаточную сформированность зрительной памяти.
У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного письма у детей с нарушением речи должна быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Цель работы — сформировать у детей навыки, которые предотвратят возникновение стойких нарушений письменной речи и улучшатсоциальную адаптацию детей к школьным условиям. Для достижения данной цели определяются следующие задачи:
- развивать зрительное восприятие;
- формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать буквенный гнозис, учить дифференцировать смешанные бквы.
Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.
Подготовительный период
- Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий :
- назвать контурные недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;
- найти ошибку в изображении предмета;
- распределить редметы по величине, учитывая их реальные размеры;
- геометрическое и цветное лото;
- подбор предметов, по форме нопоминающих определенную геометрическую фигуру;
- найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);
- матрицы Равена;
- сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;
- найти срди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т. д.), обвести или заштриховать их.
- Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
- Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию до конца, особенно когда линия пересекается с другими;
- найти определенное число различий в изображении предметов;
- медленно перелистывать правой рукой в течении 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой чертить геометрические фигуры.
- Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти
Основной вид деятельности — работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец.
Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисование с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:
- на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т. д.), ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;
- ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур), написнный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается начиная с 3-4 и к концу обучения достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти);
- ребенку в течении 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить и, далее предлагают другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, прося показать все изображения с первого рисунка;
- ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ — описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание;
- запомнить изображение 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур, букв. Цифр) и найти их среди 8-10;
- запомнить парные картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялияь;
- что изменилось и чего не стало.
- 4. Формирование пространственного восприятия, зрително-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:
1. Формирование риентировок ребенка в собственном теле.
2. Формирование ориентировок в окружающем пространствев следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображенниями, геометрическими фигурами, цифрами и буквами.
3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситауции.
4. Формирование ориентирповок в пространственном расположении частей предметов и изображений.
5. Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр. Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:
- назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на право, сверху вниз, снизу вверх;
- выкладывание определенной последовательности;
- определение последовательности предметов или цифрового ряда;
- расположить предметы в пространстве по определенной схеме;
- начертить графическое изображение направления с помощью стрелок;
- рисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся. При рисовании нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получися фигур, тем лучше;
- ребенку предлагается таблица с контурами геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) и образец — три фигуры, каждая из которых заштриховани по разному. Ребенок должен заштриховать фигура согласно образцу.
Оценивая работу ребенка, следует обратить внимание на ошибки: несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, нечеткость линий, и т. д. Затем нужно объяснить ребенку как правильно сделать, при необходимости повторить задание.
- 5. Формирование временных ориентировок и представлений.
1. Формирование знаний о частях суток и их последовательности.
2. Формирование знаний о днях недели и их последовательности.
3. Формирование знаний о последовательности месяцев года.
4. Развитие понимания наречий временного значения и их использовании в речи.
6. Развитие зрительно-моторной координации
- копировать фигуры и их сочетания;
- дорисовать недостающие детали фигур с опорой на образец;
- дорисовать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую;
- найти в ряду фигур такую же как на образце и как можно аккуратнее обвести контур рисунка не отрывая карандаша от бумаги;
- обвести контур рисунка по точкам;
- заштриховать рисунок по заданным направлениям;
- провести линии карандашом от одного предмета к другому\. Точно попадая в цель ;
- точно воспроизвести графический ряд;
7. Развитие тонкокоординированных движений рук.
Основной период
- Развитие буквенного гнозиса
- выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;
- подбор зрительного образа буквы ( найти предметы, зрительно напоминающие букву);
- стихотворное описание графического образа буквы;
- анализ размеров и расположения элементов буквы;
- конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);
- знакомство с объемным вариантом буквы, закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);
- развитие тактильного восприятия букв (обводка букв из пенопласта, дерева, пластилина и другого материала);
- подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);
- узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв;
- нахождение букв, цифр, написанных неправильно;
- нахождение букв и сочетаний букв в ряду сходных по заданному образцу.
- Автоматизация смешиваемых букв
- знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;
- самостоятельное написание буквы ( по образцу, словесной инструкции);
- изображение буквы;
- слуховые и зрительные диктанты;
- автоматизация изучаемой буквы в слогах;
- автоматизация изучаемой буквы в словах (шарады, ребусы);
- запись букв и составление из них слова с его последующей записью.
3. Дифференциация смешиваемых букв
Проводится в следующей последовательности:
1. Дифференциация графически сходных букв изолированно:
- разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;
- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;
- реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;
- зашифровать смешиваемые буквы при помощи графических опор или символов, а потом расшифровать их;
- найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряду слитно.
2. Дифференциация графически сходных букв в слогах:
- составить слоги из букв;
- выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами.
3. Дифференциация графически сходных букв в словах:
- «Не перепутай ведра»: два колодца со словами, в которых пропущены смешиваемые буквы, надо ведро с написанной буквой опустить в нужный колодец;
- составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами;
4. Дифференциация графически сходных букв в предложениях:
- найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;
- вставить в предложения смешиваемые буквы.
Реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи позволит успешно подготовить детей к обученю в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....
Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...
Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».
Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...
Развитие мыслительных процессов, закрепление понятий «цвет, форма, величина», профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие мыслительных процессов у детей с ТНР...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелым нарушением речи.
Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии....
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями
Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников.Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия.Этот вид ...