Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

 

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемсс овладения навыком письма имеет сложнейшую психо-физическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.

Данное нарушение может являтся результатом действия различных негативных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функционнальных систем, участвующих в обеспечении процессов письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_opticheskoy_disgrafii.odt29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемсс овладения навыком письма имеет сложнейшую психо-физическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.

   Данное нарушение может являтся результатом действия различных негативных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функционнальных систем, участвующих в обеспечении процессов письма. Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток некоторых отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптической дисграфии. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных прстранственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т. д.), путаются в симметричных сторонахпространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформироанными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.

   Среди механизмов оптических нарушений посьменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространнственного восприятия и представлений, зрительно-моторнорй координации, недостаточную сформированность зрительной памяти.

    У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного письма у детей с нарушением речи должна быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

      Цель работы — сформировать у детей навыки, которые предотвратят возникновение стойких нарушений письменной речи и улучшатсоциальную адаптацию детей к школьным условиям. Для достижения данной цели определяются следующие задачи:

  • развивать зрительное восприятие;
  • формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать буквенный гнозис, учить дифференцировать смешанные бквы.

   Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.

Подготовительный период

  1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий :
  • назвать контурные недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;
  • найти ошибку в изображении предмета;
  • распределить редметы по величине, учитывая их реальные размеры;
  • геометрическое и цветное лото;
  • подбор предметов, по форме нопоминающих определенную геометрическую фигуру;
  • найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);
  • матрицы Равена;
  • сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;
  • найти срди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т. д.), обвести или заштриховать их.
  1. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
  • Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию до конца, особенно когда линия пересекается с другими;
  • найти определенное число различий в изображении предметов;
  • медленно перелистывать правой рукой в течении 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой чертить геометрические фигуры.
  1. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

   Основной вид деятельности — работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец.

   Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисование с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:

  • на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т. д.), ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;
  • ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур), написнный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается начиная с 3-4 и к концу обучения достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти);
  • ребенку в течении 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить и, далее предлагают другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, прося показать все изображения с первого рисунка;
  • ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ — описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание;
  • запомнить изображение 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур, букв. Цифр) и найти их среди 8-10;
  • запомнить парные картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялияь;
  • что изменилось и чего не стало.
  1. 4. Формирование пространственного восприятия, зрително-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

    Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

1. Формирование риентировок ребенка в собственном теле.

2. Формирование ориентировок в окружающем пространствев следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображенниями, геометрическими фигурами, цифрами и буквами.

3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситауции.

4. Формирование ориентирповок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

5. Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр. Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:

  • назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на право, сверху вниз, снизу вверх;
  • выкладывание определенной последовательности;
  • определение последовательности предметов или цифрового ряда;
  • расположить предметы в пространстве по определенной схеме;
  • начертить графическое изображение направления с помощью стрелок;
  • рисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой  - постепенно увеличивающиеся. При рисовании нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получися фигур, тем лучше;
  • ребенку предлагается таблица с контурами геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) и образец — три фигуры, каждая из которых заштриховани по разному. Ребенок должен заштриховать фигура согласно образцу.

   Оценивая работу ребенка, следует обратить внимание на ошибки: несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, нечеткость линий, и т. д. Затем нужно объяснить ребенку как правильно сделать, при необходимости повторить задание.

  1. 5. Формирование временных ориентировок и представлений.

1. Формирование знаний о частях суток и их последовательности.

2. Формирование знаний о днях недели и их последовательности.

3. Формирование знаний о последовательности месяцев года.

4. Развитие понимания наречий временного значения и их использовании в речи.

6. Развитие зрительно-моторной координации

  • копировать фигуры и их сочетания;
  • дорисовать недостающие детали фигур с опорой на образец;
  • дорисовать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую;
  • найти в ряду фигур такую же как на образце и как можно аккуратнее обвести контур рисунка не отрывая карандаша от бумаги;
  • обвести контур рисунка по точкам;
  • заштриховать рисунок по заданным направлениям;
  • провести линии карандашом от одного предмета к другому\. Точно попадая в цель ;
  • точно воспроизвести графический ряд;

7. Развитие тонкокоординированных движений рук.

Основной период

  1. Развитие буквенного гнозиса
  • выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;
  • подбор зрительного образа буквы ( найти предметы, зрительно напоминающие букву);
  • стихотворное описание графического образа буквы;
  • анализ размеров и расположения элементов буквы;
  • конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);
  • знакомство с объемным вариантом буквы, закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);
  • развитие тактильного восприятия букв (обводка букв из пенопласта, дерева, пластилина и другого материала);
  • подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);
  • узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв;
  • нахождение букв, цифр, написанных неправильно;
  • нахождение букв и сочетаний букв в ряду сходных по заданному образцу.
  1. Автоматизация смешиваемых букв
  • знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;
  • самостоятельное написание буквы ( по образцу, словесной инструкции);
  • изображение буквы;
  • слуховые и зрительные диктанты;
  • автоматизация изучаемой буквы в слогах;
  • автоматизация изучаемой буквы в словах (шарады, ребусы);
  • запись букв и составление из них слова с его последующей записью.

3. Дифференциация смешиваемых букв

Проводится в следующей последовательности:

1. Дифференциация графически сходных букв изолированно:

  • разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;
  • записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;
  • реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;
  • зашифровать смешиваемые буквы при помощи графических опор или символов, а потом расшифровать их;
  • найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряду слитно.

2. Дифференциация графически сходных букв в слогах:

  • составить слоги из букв;
  • выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами.

3. Дифференциация графически сходных букв в словах:

  • «Не перепутай ведра»: два колодца со словами, в которых пропущены смешиваемые буквы, надо ведро с написанной буквой опустить в нужный колодец;
  • составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами;

4. Дифференциация графически сходных букв в предложениях:

  • найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;
  • вставить в предложения смешиваемые буквы.

    Реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи позволит успешно подготовить детей к обученю в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелым нарушением речи.

Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии....

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников.Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия.Этот вид ...