"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Беляева Татьяна Владимировна

    Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по ней было немного, а дидактических игр и того меньше. Это обстоятельство побудило меня к созданию дидактических игр и пособий, некоторые из которых я представлю сейчас. Возможно, кто-то из педагогов уже знаком с этой статьей (я опубликовала ее в прошлом году в сборнике статей ЛОИРО "Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования").  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uchitelya-logopeda_belyaevoy_t.v._g.vyborg.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

    «Дидактические игры  для  профилактики  оптической  дисграфии  у дошкольников»                                                                                                                                                                                                        

          Дисграфия – это частичное  специфическое и стойкое нарушение процесса   письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

      Дисграфия  выражается в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием правил правописания, и допускаются эти «странные» ошибки там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.                                                                                                  

     Распространенность  дисграфии у детей за несколько десятилетий резко возросла. Если согласно данным профессора М.Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам XX века, число учащихся с дисграфией в массовых школах Ленинграда составляло 6%, то теперь (по данным Л.Г. Парамоновой), даже к концу 3-го года обучения, количество учащихся с дисграфией составляет 37%.

        В связи с ростом процента детей, страдающих дисграфией, возрастает актуальность профилактики этого расстройства до начала школьного обучения.

        У детей со зрительными нарушениями чаще всего встречается оптическая  дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв. Часто смешивание букв по оптическому сходству принимают за обыкновенные «описки», но это не так – эти ошибки не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии.                                                

       Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является  несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» - длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.

          Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.

          Проявления оптической дисграфии заключаются в следующем:                   1. Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (письменные И-Ш,Ц-Щ,П-Т, Л-М) или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (письменные строчные В-Д, Б-Д, Ш-Т).                              2. Недописывание элементов букв.                                                                                    3. «Зеркальное» изображение букв.

          В основу дидактических игр, направленные на профилактику оптической дисграфии положены следующие приёмы:                                                                                               - развитие зрительных представлений в целом (форма, размер, расположение в пространстве);                                                                                                                                      - узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и т.д.);                                                                                                  - узнавание букв, наложенных друг на друга;                                                                      - узнавание букв по верхней или нижней половине;                                                              - обводка контуров букв;                                                                                                       - вылепливание  смешиваемых букв из пластилина, «письмо» их в воздухе (опора на более сохранный, например, зрительный (у детей с нормальным зрением) или двигательный анализатор) и т.д.                                                          

          В работе с детьми можно использовать дидактические игры «Веселые картинки»,  «Волшебная рамка»,  «Кубик-букварик», «Буквы-половинки», «Узнай по силуэту», «Хитрый трафарет».

           Целями и задачами дидактических  игр, направленных на профилактику оптической дисграфии, является следующее:                                                                                                                                    - формирование у детей  правильного зрительного образа буквы;                                            - развитие зрительного внимания;                                                                                                  - развитие зрительного восприятия;                                                                                                - ориентировка в пространстве и на листе бумаги;                                                                            - формирование понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре;                                                                - развитие мелкой моторики;

1. Игра «Веселые картинки». В игру входят картинки, составленные из разных комбинаций букв. «Например, «Домик», «Девочка» и другие, по разным лексическим темам.

        Ребенку предлагается:                                                                                                                                                                  - найти и назвать буквы, из которых состоит изображение на картинке;                                   - показать, какие из этих букв изображены правильно, а какие нет (написаны                                 зеркально, перевернуты и т.д.);                                                                                                   - сказать, на какой предмет похожа буква по форме;                                                                                                                                                                                                                                                                            - сказать, где находится буква по отношению ко всему изображению в целом (справа, слева, внизу, вверху, в центре);  

                                  

    Игра «Весёлые картинки»         Игра «Волшебная рамка»

2. Игра «Волшебная рамка». Игра представляет собой набор парных карт. На одной карте написаны три варианта одного и того же слова. Один вариант правильный, а в остальных допущены ошибки (зеркально написанные буквы, перевернутые и т.д.). Слова разной степени сложности. Самые простые состоят из трёх букв, сложные из шести. На другой карте вырезано правильно написанное слово (это и есть «волшебная рамка»).

     Ребенку сначала предлагается найти правильно написанное слово. Затем взрослый дает ему вторую карту и предлагает проверить, правильный ли выбор ребенок сделал. Если задание выполнено верно, то в «окошечках» станут видны буквы («слово в рамочке»). Если неверно, то не все «окошечки» окажутся закрытыми полностью.

3. Игра «Кубик-букварик». Игра представляет собой куб, состоящий из маленьких кубиков, на внешние стороны которых наклеены буквы (В основе «Кубик Рубика»). Буквы, обозначающие согласные звуки, написаны черным цветом, а гласные – красным.

        Ребенку предлагается путем передвижения этих кубиков  составить короткие слова (из 3-х звуков).              

                                                            

  Игра «Кубик-букварик»     Игра «Буквы-половинки»    Игра «Узнай по силуэту»

4. Игра «Буквы-половинки». Игра состоит из 64 карточек. На 32-х изображена верхняя часть букв алфавита, на оставшихся 32-х – нижняя. Буквы, обозначающие гласные звуки, написаны красным цветом, согласные – черным.

         Ребенку предлагается собрать букву. В игре может принимать участие один или несколько детей (например, «Кто больше букв соберет?»).         

5. Игра «Узнай по силуэту». В игру входит набор карт по разным лексическим темам.

         Ребенку предлагается узнать изображенные предметы, назвать их расположение  на листе (справа, слева и т.д.), найти похожие предметы, а также лишние предметы и т.д.  

6. «Хитрый трафарет». Игра состоит из 32-х трафаретов (формата А4), выполненных из плотного картона, с правильно и неправильно изображенными буквами (зеркально написанными, перевернутыми и т.д.).

      Ребенку нужно обвести только те буквы на трафарете, которые, на его взгляд, изображены верно. Можно дать дополнительное задание: раскрасить или заштриховать обведенные буквы. В игре может принимать участие один ребенок или небольшая группа детей.

       Профилактика оптической  дисграфии в дошкольном возрасте позволяет избежать  появления  или минимизировать  проявления данного нарушения письменной речи у детей во время школьного обучения.

                                 Список используемой литературы:

  1. Беккер К.П., Совак М., Логопедия. М., 1981.
  2. Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой. М., 2009.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. М., 2006.
  4. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р.Е. Левиной. М., 1968.
  5. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. С-Пб, 2002.
  6. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. С-Пб, 2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной ре...

Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ТНР

Распространенность дисграфии у детей за несколько десятилетий резко возросла. Если согласно данным профессора М. Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам XX века, число учащихся с дисграфией в массовых ш...