Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ТНР "Прогулка в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ТНР "Прогулка в осенний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_progulka_v_osenniy_les.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана  «Центр развития ребенка – детский сад №115»

Конспект интегрированного занятия для                         детей подготовительной группы с ТНР

«Прогулка в осенний лес»

                                                                            Учитель – логопед:

                                                                                       Гаврилейко В.П. 

Интегрированное  занятие

Тема: Прогулка в осенний лес.

Цель и задачи: Закрепление словаря по теме «Осень. Деревья». Умение согласовывать выполнение динамических и статических артикуляционных упражнений с ритмом музыки. Развитие в игровой форме навыков выполнения циклических упражнений. Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных и шумовых инструментах.        Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку спокойного характера.

Оборудование: осенние листья, массажные мячи, корзина, аудиозапись. В зале на полу по центру выложена дорожка из осенних листьев. На стене 4 осенних листа: вверху – рябиновый, внизу – кленовый, справа – берёзовый, слева – дубовый.

Этапы занятия. Действия педагога

Действия детей

Задачи этапа

1

 Организационный момент. Игра «Четвёртый лишний». Учитель-логопед показывает картинки деревьев: берёза, осина, клён, сосна.                                          - Назовите лишнее слово.                             - Почему это дерево лишнее?

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.                                       Называют лишнее дерево – сосна. Объясняют: берёза, осина, клён – это лиственные деревья, а сосна – это хвойное дерево.

Настроить детей на активную познавательную деятельность. Развивать словесно-логическое мышление.

2

 Введение в тему. Учитель-логопед:                                                               - Я приглашаю вас в лес. Как называется лес, в котором растут сосны?                                                                    - Как называется лес, в котором растут берёзы?                                                    - Как называется лес, в котором растут дубы?

Дети отвечают на вопросы:

- сосновый бор

- берёзовая роща

- дубрава

Активизировать словарь по теме «Деревья»: бор, роща, дубрава.

3

 Вводная часть.                                                       1. Ходьба по кругу, ходьба змейкой, перестроения. («Марш» Т.Ломовой, р.н.м. «Пойду ль я…»)       Воспитатель по физической культуре:                                                                              - В лес осенний на прогулку                                   Приглашаю вас пойти.                                       Интересней приключенья                          Нам, ребята, не найти.                              2. Команды: тропинка,                                         - узкая дорожка,                                                    - широкая дорожка.                                    3. По дорожкам, по тропинкам                                        По лесу гулять пойдём.                                      В сказочном лесу осеннем                     Мы листочки соберём.

Дети идут по кругу гимнастическим шагом;                                  

- идут по одному,                           - парами,                                                 - тройками.

Идут змейкой хороводным шагом между разложенными на полу листьями под текст. Берут по два листочка и встают в круг.

Настроить детей на занятие, организовать внимание на выполнение коллективных действий.

Воспитывать навыки движения в указанном направлении с соблюдением расстояния.

Вырабатывать правильную осанку.

4

 Общеразвивающие упражнения под музыку. Воспитатель по физической культуре:                                        1. Руки вверх мы поднимаем,                                         Как деревья подрастаем.                                  2. Дует ветер с севера,                                    Закачалось дерево.                                          3. Листья по ветру летят,                              Кружит, кружит листопад.                                   Исходное положение -  стоя, руки опущены вниз.                                                     4. Упал листочек в ручеёк                                 И, словно лодочка, плывёт.                        Исходное положение - сидя на полу, ноги выпрямлены.                           5. Ёжик листочков много собрал,                        В норку свою он скорей побежал. Исходное положение - лёжа на спине, руки вдоль туловища.                                                  6. Соберём из листьев                               Жёлтую дорожку,                                              Будем весело шагать,                                               Ноги выше поднимать.

1.Поднимают руки вверх и опускают.                2.Поднимают руки вверх, выполняют наклоны в стороны.                                      3. Выполняют повороты в стороны с разведением рук.                                      4. Выполняют наклоны вперёд-вниз; выпрямляются, упор рук сзади.                                                  5. Сгибают ноги, прижимают к груди.            6.Перешагивают шеренгой через разложенные на полу листья.

Вырабатывать чёткие и точные движения, выполняя их в определённом темпе и ритме с музыкальным сопровождением.

Гармонично развивать мышцы детей.

Воспитывать умение управлять своими мышцами.

Развивать слуховое внимание.

Вырабатывать правильную осанку.

5

 Самомассаж кистей рук (с массажными мячами). Воспитатель по физической культуре:                                 - В осеннем лесу мы встретили семейство ежей. Поиграем с ними, пока они не легли спать на зиму.                                                       У сосны, у пихты, ёлки                          Очень колкие иголки.                             Очень колкие иголки                                          У ежа, как и у ёлки.                                           Но ещё сильней, чем ельник,                              Вас уколет можжевельник.

Катают между ладонями массажный мяч, проговаривая вместе с логопедом.

Учить выполнять самомассаж ладоней. Развивать ручную моторику. Воспитывать умеренный темп речи. Автоматизировать  звук «л» во фразовой речи.

6

 Гимнастика для глаз. Воспитатель по физической культуре разбрасывает листья:                                                                 1. Праздник осенью в лесу:                                       И светло, и весело.                                     Вот какие украшенья                              Осень  здесь развесила.                                  2. На стене 4 листочка.  Логопед обращает внимание детей на эти листочки:                                                       - Какие листочки развесила осень?                                                              - Какой листочек вверху?                              - Какой листочек внизу?                                   - Какой листочек справа?                                  - Какой листочек слева?                                       3. Посмотрите вверх на березовый листочек, вниз – на кленовый,  посмотрите влево на дубовый листочек, вправо – на рябиновый.

Дети разбрасывают листья, одновременно проговаривая совместно с воспитателем.

Дети отвечают на вопросы: рябиновый, кленовый, берёзовый, дубовый.

Отвечают на вопросы простым распространенным предложением.

Смотрят на листочки вверх-вниз (8 раз), влево-вправо (8 раз)

Профилактика миопии.

Закреплять в речи детей относительные прилагательные.

Закреплять умение употреблять в речи предложения с пространственными наречиями.

7

Игра «Найди одинаковые листочки» (М. Красев «Падают листья»). Учитель-логопед:                                                               - Продолжается осень,  с деревьев осыпается листва. Как называется это природное явление? Подойдите ко мне, выберите себе один осенний листочек. Мы будем гулять под музыку по осеннему лесу. Вы внимательно смотрите на осенний ковёр и ищите такой же листочек, какой у вас в руке. Когда музыка закончится, поднимите такой же листочек.                                                             - Какие у тебя листочки?                                 - У кого ещё кленовые листочки?

Дети отвечают: листопад.

Под музыку дети гуляют по залу.  По окончании музыки находят такой же листочек и поднимают его.

Отвечают на вопросы:

- У меня кленовые листочки.

- У меня жёлтые берёзовые листочки.                                       И  т д.

Воспитывать выдержку. Развивать  чувство музыкального темпа.

Развивать зрительное внимание.

Закреплять в самостоятельной речи относительные прилагательные.

8

Пальчиковая игра «Осенний букет» (под музыку). Учитель-логопед:                                                      1.Раз, два, три, четыре, пять            2.Будем листья собирать:                     3.Листья берёзы, листья рябины,      Листики тополя, листья осины,  Листики дуба мы соберём                                                     4.Маме осенний букет отнесём. 5.Песню осеннюю маме споём.

1. Сжимают и разжимают кулачки.                                            2. Потирают ладони.                        3. Загибают поочерёдно пальцы, начиная с большого.                                4.Сжимают и разжимают кулачки, на последнее слово вытягивают вперёд прямые руки со сцепленными пальцами.           5.Хлопают метр стиха.

Развивать мелкую моторику, подвижность пальцев рук, точность и переключаемость движений.

Нормализовать речевое дыхание и слитность речи.

9

 Пение. Попевка «Осень» Е.Тиличеевой (с использованием музыкальных и шумовых инструментов). Музыкальный руководитель:                                                         Клен наряд багряный сбросил,                     Серый дождик слёзы льёт.                           Это значит, снова осень,                              Снова осень настаёт.

Играют на музыкальных инструментах:

- мешочек,

- треугольник,

- мешочек и треугольник.

Расширять певческий диапазон. Развивать навыки игры на музыкальном и шумовом инструментах.

10

Отгадывание загадок. Учитель-логопед: Отгадайте загадки:                                                                             1. Под ярусом, ярусом                                     Висят кисти красным гарусом (Рябина).                                                                  - Покажите, как вы восхищаетесь.                                                            2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).                                                            - Покажите, как испугалась осина.                                                                  3. Все паны скинули кафтаны,    Один пан не скинул кафтан.                       - Покажите, как вы удивились.                   4. Голубой платок,                                      Красный колобок                                                По платку катается,                                      Людям усмехается. (Солнце)                                            - Улыбнитесь солнышку, посмотрите на  солнце, прищурьте глаза.

Дети отгадывают загадки.

Мимикой изображают:                              - восхищение;

- испуг;

- удивление:

- улыбаются солнцу, прищуривают глаза.

Развивать мимическую моторику.

Учить выражать мимикой испуг, восхищение, удивление, радость.

11

 Упражнение на развитие фонематического слуха. Учитель-логопед:                                                                    - Послушайте стихотворение:                         До свиданья, лес, сад,                                    Все деревья спят, спят.                                                       - Какой звук чаще других слышится в стихотворении? Произнесите его.

Дети отвечают:

- Звук «с»

Произносят хором, индивидуально.

Развивать фонематический слух.

Закреплять правильное произношение изолированного звука «с».

12

 Артикуляционная гимнастика (под музыку). Учитель-логопед  1. Солнышко выглянуло – все улыбнулись, налетела туча – завыл ветер.                                                            2. Листочки висят на деревьях, не шелохнутся.                                                         3. Подул ветерок – закачались листочки.                                                                   4. Стоят деревья. У них стройные, ровные стволы.                                                             5. Поднялись на горочку и любуемся красивым нарядом деревьев.                                                       6. Поднимаемся на горочку – спускаемся с горочки.                                                                     7. Пошёл дождик, вода течёт по желобочку – губы то в улыбку, то в трубочку.

Дети выполняют статические и динамические артикуляционные упражнения под музыку: «Улыбка» - «Хоботок»,                         «Лопаточка»,                                  

«Часики»,                                    

                                                                                «Заборчик»,                                                                                                                                  

«Горочка»,                                    

                                                       «Кошечка сердится»,            

«Желобок».

Совершенствовать артикуляционную моторику: умение принимать и  удерживать позу, переключаться с одного артикуляционного движения на другое.

13

 Речь с движением (под музыку). Учитель-логопед:                                               - Вам нравится гулять по осеннему лесу и слушать, как шелестят сухие листья под ногами?                      1.Листопад, листопад,                   2.Осыпается лес, сад.                          3.Листья с дерева летят,                           4.Под ногами шелестят.

1.Идут по кругу и поочерёдно поднимают руки.       2.Руки вверх, плавно опускают вниз, перебирая пальцами.                                3.Руки сгибают в локтях на уровне груди; на каждый слог – поочерёдное отведение правой (левой) руки в сторону.           4.Выполняют скользящий шаг с поворотом вокруг себя, руки на поясе.

Вырабатывать чёткие координированные действия во взаимодействии с речью.

Автоматизировать звук «с» во фразовой речи.

14

 Упражнение на дыхание «Ветер и листья». Воспитатель по физкультуре:                                                               А ветер щёки толстые                                    Надул (длительно)                                              И на деревья пёстрые                                       Подул.

Правая рука лежит на груди, левая – на животе. На первую строчку делают вдох через нос и надувают живот, на вторую строчку – выдох через рот и втягивают живот.

Тренировать диафрагмальное дыхание.

15

 Релаксация «Звуки осени» (под музыку П. Чайковского «Октябрь» из ф/п цикла «Времена года» ). Учитель-логопед:                             - Сядьте на ковёр (обращает внимание на осанку). Послушаем звуки осени (звучит аудиозапись). Что вы слышите?

Дети сидят на ковре в позе «Лотоса» с закрытыми глазами, слушают звуки осени. Открывают глаза. Отвечают на вопрос:                        - Я слышал шум дождя, шорох листьев, крик журавлей, вой ветра, шум мотора трактора)

Обучать расслаблению. Развивать слуховое внимание. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

16

 Итог. Учитель-логопед:                         - Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.                                         - Что мы делали?                                              - Что мы видели?                                              - Вам понравилась прогулка?                                  - Что понравилось?

Отвечают на вопросы.

Успокоить детей, переключить их внимание на другие занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы с применением ИКТ по теме "Осень. Перелетные птицы"

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы с применением информационно - коммуникативных технологий (мультимедийная презентация, аудиозапись голосов птиц). интеграция по областям - ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Здравствуй, осень золотая…»

Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать не...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР «Что? Где? Когда?»

Цель данного занятия - закрепление знаний и умений, полученных детьми по нескольким образовательным областям. Данное занятие позволяет:закреплять умения детей решать простые арифметические задачи на с...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Осенняя викторина"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно - исследовательская, музыкально - художественная, трудовая, двигательная.Цели: Закрепить знания детей о приметах осени. Формировать ум...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Наряд для Осени"

Конспект интегрированного занятия целью которого, является   формирование представлений детей об осенних изменениях в природе.   Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникаци...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Воспитатель: Мальгина Елена Викторовна Тема: «Осеннее настроение» (Рисование осенней природы).

Цель деятельности педагога:Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного город...