СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО Е. Ф. АРХИПОВОЙ
учебно-методический материал по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_individual_nogo_zanyatiya_po_e_f_arkhipovoi_774.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО Е. Ф. АРХИПОВОЙ
I блок, подготовительный. В него входят следующие направления:
Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.
Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совер-шенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных пропри-оцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П. К. Анохиным.
Нормализация голоса и голосовых модуляций: с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.
Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика.
Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.)
Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна Н. А., Кольцовой М. М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.
II блок, основной. В него входят следующие направления:
Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).
Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.
Постановка звука традиционными в логопедии способами.
Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.
Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфиче-ских ошибок в школьном возрасте.
Отработка слов сложной звукослоговой структуры.
Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использова-нием разнообразного лексико-грамматического материала.
III блок, домашнее задание.
Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приоб-ретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия:
– развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);
– развитие конструктивного праксиса;
– формирование пространственных представлений;
– формирование графомоторных навыков и т. д.
Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут.
С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение 15 минут.
С детьми школьного возраста – 20 минут.
С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ АРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫ НА 2015 – 2020г.г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯАРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫНА 2015 – 2020г.г....
Структура индивидуального занятия по постановке звука (из опыта работы)
Алгоритм и последовательность структурных компонентов индивидуального занятия по постановке звука. Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]...
Структура индивидуального занятия логопеда
Инивидуальная работа логопеда в структуре коррекционных занятий...
Структура индивидуального занятия по постановке звука
Для начинающего логопеда очено важно знать стуктуру логопедического занятия: с чего начинаем работу, как проходит основной этап занятия и заключительная часть или итог занятия....
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО Е. Ф. АРХИПОВОЙ
Уважаемые коллеги, хочется поделиться с Вами ещё одной структурой индивидуальног занятия, которую я получила от Елены Филипповны Архиповой, профессор кафедры логопедии дефектологического факульте...
Логопедический массаж и самомассаж в структуре индивидуального занятия.
Для более успешного устранения патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата и для более эффективной работы по коррекции звукопроизношения я стала использовать в своей ра...
Структура индивидуального занятия учителя-логопеда
Структура индивидуального занятия включает 3 блока....