Структура индивидуального занятия по постановке звука (из опыта работы)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Алгоритм и последовательность структурных компонентов индивидуального занятия по постановке звука. Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_zanyatiya.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура индивидуального занятия по постановке звука
(из опыта работы)
Подготовила: учитель-логопед
Позднякова О.И.
Г.Клин.
Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР – процесс сложный и продолжительный, ведь помимо нарушений всех компонентов речевой системы, в структуре дефекта присутствует и нарушение высших психических функций, таких, как внимание, память, словесно-логическое мышление, слабая мотивация к деятельности.
В связи с этим, наибольшее значение имеет правильная организация индивидуальных занятий, в процессе которых ребенок не только осваивает правильную артикуляцию звука, улучшает кинестетические и кинетические ощущения, но и совершенствует неречевые процессы, которые качественно влияют на успех коррекционно-логопедической работы.
Работа над правильным звукопроизношением ведётся в три этапа:
- Подготовительный.
Цель данного этапа: подготовить артикуляционный аппарат, дыхательную систему в постановке или вызыванию звука.
- Постановка звука.
Цель: вызывание звука. Приемы постановки у всех специалистов разные. Я использую опорные звуки, предметы-заместители для механической постановки.
- Автоматизация звука.
Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.
- Дифференциация звука.
Цель: сформировать четкие артикуляционно-акустические образы смешиваемых звуков.
В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:
- Дифференциация изолированных звуков.
- Дифференциация звуков в словах.
- Дифференциация звуков во фразовой речи.
Традиционно структура индивидуального занятия занятия включает:
- Оргмомент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Постановка звука.
- Развитие фонематического слуха.
- Автоматизация в изолированном произнесении.
- Итог занятия.
Также можно включить физминутку в середине занятия.
Я предлагаю немного иную структуру, при которой этапы артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики представляют собой единую структуру, ведь основное время необходимо уделить именно постановке звука. Также необходимо использовать разнообразные игровые пособия и упражнения, которые вызовут у ребенка неподдельный интерес к работе над звуком.
Особенности организации индивидуального занятия:
- Компоненты занятия должны быть взаимосвязаны, соответствовать индивидуальному плану коррекционной работы, возрасту, уровню развития и речевому профилю ребенка.
- В ходе занятия должна чётко прослеживаться связь изучаемого материала с предыдущим, единство образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
- Переход от одной части занятия к другой должен быть последовательный и логически правильный.
- Упражнения и задания должны строиться с опорой на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную.
Предлагаю Вашему вниманию индивидуальное занятие по постановке звука [Ш].
Цель: формирование навыка правильного произношения изолированного звука [Ш].
Задачи:
Образовательные:
- формировать кинестетический образ звука [Ш];
- упражнять в правильном произношении изолированного звука [Ш].
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание и фонематический слух;
- развивать сильную целенаправленную воздушную струю;
- развивать артикуляторный праксис на основе выполнения артикуляционной гимнастики;
- развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие с помощью кинезиологических упражнений;
- развивать внимание и память.
Воспитательные:
- поддержать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность, умение контролировать себя.
Оборудование: аудиозапись, видеоматериал, предметные картинки, пособие для развития дыхания «Листопад», опорная схема артикуляции звука, колокольчик.
Ход занятия.
- Оргмомент.
- Здравствуй (имя ребенка). Сегодня у нас будет увлекательное и очень интересное занятие. Для начала я предлагаю тебе немного расслабиться, сесть удобно и закрыть глаза. Я включу тебе звуки природы, а ты потом расскажешь, что смог услышать.
(ребёнок слушает аудиозапись)
- Основная часть.
- Введение в тему.
- Что ты слышал? (шум ветра, шелест листьев.)
- Правильно, это шелестели листья, вот так ш-ш-ш.
- Сегодня мы будем с тобой учиться правильно произносить звук [Ш].
Звук [Ш] иногда шуршит,
И часто шелестит.
Звук [Ш] не поётся,
Он шипящим зовётся.
- Посмотри на картинки (демонстрация)
Змея шипит ш-ш-ш,
Мышь шуршит ш-ш-ш,
Листья шелестят ш-ш-ш.
- Игра на развитие слухового внимания «Правильно или нет?»
- Твои друзья решили с тобой поиграть. Ты послушай и скажи, правильно они назвали предмет или нет.
(ребенку предлагают посмотреть видеозапись, на которой дети называют предмет. Он должен определить, правильно они его называют или нет)
Это мафына? Это машина? Это масына?
- Игра на развитие фонематического слуха «Позвони в колокольчик».
- Я буду произносить разные звуки, а ты, если услышишь шипение змеи (ш-ш-ш), позвони в колокольчик.
(логопед закрывает органы артикуляции экраном и произносит ряд звуков. Ребёнок, услышав звук [Ш], звенит в колокольчик)
- Артикуляционная гимнастика.
- А теперь пора потренировать наш язычок. Послушай сказку и повтори все упражнения.
Жил на свете Язычок, любил он гулять, играть. Вот однажды вышел язычок во двор и увидел собаку. Она ему улыбнулась «Улыбка», и Язычок ей в ответ улыбнулся «Улыбка» Они подружились. Тошка (так звали собаку) угостила Язычка бубликом «Бублик», а он её ириской. Тошка попробовал ириску, а она прилипла «Ириска». Язычок сказал: «Не волнуйся, пойдём чай скорее пить, она и отлепится». Язычок налил чай для Тошки в свою любимую чашку «Чашечка». Чай был очень горячий и Тошка стал дуть на чашку. Язычок угостил его малиновым вареньем. Оно было очень вкусным и Тошка начал облизываться. «Вкусное варенье». Тошке пора было возвращаться домой, он попрощался с язычком и убежал.
- понравилась тебе история?
- покажи ещё раз, как улыбнулся Тошка? («Улыбочка»)
- а что Тошка ему подарил, покажи? («Бублик»)
- а что Язычок ему дал? («Ириска»)
- из чего они пили чай? («Чашечка»)
- как облизывать варенье Тошка? («Вкусное варенье»)
5. Дыхательная гимнастика.
- На следующий день Тошка и язычок снова встретились, чтобы поиграть с осенними листьями. Они решили устроить листопад, подули в трубочку
(ребёнок дует в трубочку в коробке, листья разлетаются)
- Смотри, один кленовый лист улетел и приземлился прямо тебе на нос, сдуй его.
(упр «Фокус»)
6.Физминутка.
- Ох, сколько листьев разлетелось. Давай устроим соревнование, кто больше соберет.
(ребенок с логопедом выполняют упражнения, а потом собирают разбросанные листья)
7. Знакомство с артикуляцией звука [Ш].
- Как здорово у тебя всё получилось, теперь будем учиться шипеть, как змея.
- Посмотри на меня как я делаю.
- В каком положении находятся губы? (губы слегка округлены)
- В каком положении зубы? (верхние и нижние зубы сближены)
- Где находится язык? (поднят «Чашечкой» к верхним зубам)
- Какая струя выходит из рта? (струя воздуха ощущается как тёплая)
8. Постановка звука [Ш]
- по подражанию,
- от звука [Т].
9. Кинезиологическая сказка.
- Наш Язычок почти научился шипеть, как змея, и отправился он на прогулку, чтобы всем показать. Во дворе он увидел колечко. Оно было очень красивое и он стал его примерять. («колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу)
Раз, два, три, четыре, пять,
Весело колечко примерять.
А потом он увидел кошку, и начал шипеть (вызывание звука [Ш]). Но кошка не испугалась, она бегала по поляне и что-то искала («Кошка» - правая ладонь лежит на столе, левая в кулаке, затем меняем положение)
Кулачок-ладошка
Так гуляет кошка.
Вдруг она подбежала к Язычку, схватила колечко и убежала. Язычок как зашипит (вызывание звука [Ш]) и бегом за ней. («Кошка» двумя руками). Но так и не догнал. «Ну ничего» - сказал Язычок, пусть носит колечко, зато я шипеть научился.
10.Автоматизация изолированного звука [Ш].
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
- Как шелестят листья? (ш-ш-ш)
- Как шуршит мышка? (ш-ш-ш)
III. Итог занятия.
- Тебе понравилось занятие?
- В какую игру тебе больше всего понравилось играть?
- Какой звук ты научился сегодня произносить?
- Спасибо тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Из опыта работы: «Способы постановки и автоматизации звуков: традиционные и инновационные»
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь. Причины возникновения этих нарушений...
Структура логопедического занятия на этапе постановки звука
Примерный план структуры индивидуального логопедического занятия...
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий (по постановке звуков)
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильно...
Доклад "Волшебный мир звуков" (из опыта работы)
Как помочь дошкольникам войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие, способствовать усвоению музыкальных знаний в игро...
материал из опыта работы по использованию методики постановки звуков "Дерево"
материал из опыта работы по постановке звуков по подражанию на основе экспресс- методики Архиповой Е.Ф. "Дерево" в работе с детьми, имеющими нарушения речи...