Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТРН старшего возраста «Путешествие в царство Грамоты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
«Путешествие в царство Грамоты»
Цель: Закрепление усвоенных детьми лексико-грамматических средств языка и актуализировать фонетико-фонематический строй речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
-Совершенствовать навык подбора слов-антонимов.
-Закреплять умения определять количество слогов в слове.
-Совершенствовать навык фонематического анализа и фонематические представления, навыки звуко-буквенного синтеза.
-Совершенствовать навык понимания пространственного значения предлогов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Закрепить навык правильности оформления фраз, неторопливого ритма речи.
- Развивать мышление, зрительное внимание.
-Развивать навыки общей и мелкой моторики, координировать речь со словами.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Пробудить чувства взаимопомощи и отзывчивости.
- Способствовать развитию доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности
для детей с ТРН старшего возраста
«Путешествие в царство Грамоты»
Учитель – логопед
Высшей квалификационной категории
Пермякова Татьяна Владимировна
Санкт –Петербург
2023
«Путешествие в царство Грамоты»
Цель: Закрепление усвоенных детьми лексико-грамматических средств языка и актуализировать фонетико-фонематический строй речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
-Совершенствовать навык подбора слов-антонимов.
-Закреплять умения определять количество слогов в слове.
-Совершенствовать навык фонематического анализа и фонематические представления, навыки звуко-буквенного синтеза.
-Совершенствовать навык понимания пространственного значения предлогов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Закрепить навык правильности оформления фраз, неторопливого ритма речи.
- Развивать мышление, зрительное внимание.
-Развивать навыки общей и мелкой моторики, координировать речь со словами.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Пробудить чувства взаимопомощи и отзывчивости.
- Способствовать развитию доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование и наглядный материал:
- Презентация «Путешествие в царство Грамоты»
- Пазл «ПОЕЗД»
- Поезд с «вагончиками» (картинки для выделения последнего звука )
- Предметные картинки (сказочные герои), буквы с недописанными элементами
- Слоговой домик с картинками
- Замки с картинками
- Ребусы с со схемами предлогов (для составления предложений)
Путешествие в царство Грамоты
Логопед: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться (вместе с детьми) «Доброе утро!»
-Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
Логопед: И каждый становится добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
Логопед: Ребята, к нам прилетела наша знакомая, мудрая сова, у нее для нас есть сообщение, давайте её послушаем. Дети прослушивают голосовое сообщение о помощи.
Логопед Что нас просит сделать мудрая сова?
Дети : Расколдовать царство грамоты , пройдя по карте, которую она нам оставила.
Логопед: Вы готовы помочь мудрой сове и её друзьям?
Дети: Да
Логопед: Мы с вами отправимся по карте, которую она нам передала. На чём мы можем в наше путешествие?
Дети: На машине, на поезде, на самолете, на корабле, на ракете.
Логопед: Как одним словом можно это назвать?
Дети: Транспорт
Логопед: А чтобы узнать на каком транспорте мы с вами отправимся, вы должны проявить смекалку и взаимовыручку. Каждый из вас сейчас выберет часть транспорта и вы все вместе должны его составить в одну картинку.
Дети выкладывают картинку поезда на небольшой магнитной доске
Логопед: На чём мы с вами отправимся в наше путешествие?
Дети: На поезде
Логопед: Чтобы наш волшебный поезд и оправился в путь, вы должны назвать сказочного героя противоположным по значению словом.
Игра «Скажи наоборот» (добрый-злой, молодой-старый, худой-толстый, здоровый-больной, сильный-слабый, трудолюбивый-ленивый, вежливый-грубый, весёлый-грустный, быстрый-медленный. умный-глупый и т.д.)
Итак, отправляемся в царство Грамоты. Дети встают друг за другом, звучит музыка паровозика и вместе с логопедом дети начинаю движение. Логопед вместе с детьми останавливается у первой станции.
Логопед: Мы прибыли на первую заколдованную станцию.
- Станция «звуковая»
Логопед: на этой станции злая колдунья «Клякса» заморозила звуки. Давайте снимем колдовство с них, разморозим наши звуки, но для этого надо вспомнить что такое звуки?
Дети: звуки -это то что слышим и произносим.
Логопед: Какие бывают звуки речи?
Дети: гласные и согласные.
Логопед: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Логопед: Чтобы окончательно разморозить наши звуки, вам надо заселить картинки по звуковым замкам (проводится игра «Замки» выделение первого звука в названии картинки).
Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали эту станцию и отправляемся дальше
(звучит музыка). Дети подходят к следующей станции.
2. Станция «Вокзальная»
Логопед: На этой станции злая колдунья «Клякса» расцепила вагончики и поезд не может отправиться в путь. Чтобы поезд отправился в путь, надо чтобы вагончики между собой снова сцепились, а для этого надо определить на какой звук заканчивается картинка в первом вагончике и найти новый вагончик с картинкой, которая начинается с этого звука. Прикрепить его и определить последний звук в этой картинке, чтобы найти следующий вагончик.
Дети выбирают себе вагончики и в нужной последовательности их соединяют.
Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали эту станцию и отправляемся дальше
(звучит музыка). Дети подходят к следующей станции
3. Cтанция «весёлая»
Логопед: На этой станции мы с вами дружно сделаем зарядку и тогда с этой станции снимутся злые чары колдуньи. Готовы?
Дети: Любим спортом заниматься
Будем очень мы стараться
Мяч бросать и принимать,
Метко вдаль его кидать.
Ловко прыгать на скакалке,
Ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать,
Руки быстро поднимать
Наклоняться вправо, влево
Все мы делаем умело
Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали эту станцию и отправляемся дальше
(звучит музыка). Дети подходят к следующей станции
4. Станция «слоговая»
Логопед: На этой станции колдунья «Клякса» запутала картинки и они потерялись, мы должны помочь им найти свои квартиры и нужный этаж, но для этого надо разделить название картинки на слоги с помощью хлопков, и мы помним, что слог - это часть слова с гласной. Каждый выберет себе картинку и заселит ее в свою квартиру на нужном этаже. Далее дети делят слова на слоги с помощью хлопков, заселяют картинки в окошки
Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали эту станцию и отправляемся дальше
(звучит музыка). Дети подходят к следующей станции
5. Станция « сказочная»
Логопед: Ребята, посмотрите и скажите кто нас здесь встречает на этой станции ? Дети: Мальвина, незнайка, айболит, красная шапочка, колобок и т.д.)
Логопед: А кто это?
Дети: Сказочные герои.
Логопед: Злая колдунья их заколдовала и они забыли свои имена, а мы с вами им поможем их вспомнить.
Для этого вы выберете себе понравившегося сказочного героя, назовёте с какого звука начинается его имя, найдете букву, которой обозначаем этот звук на письме и подарите этому сказочному герою. Но для этого вы должны нужную букву сначала вылечить, дописав у нее один элемент, потому что и буквы злая колдунья заколдовала. Давайте вспомним, что такое буквы?
Дети: буквы-видим и пишем.
Далее дети выполняют задание : выделяют первый звук в имени сказочного героя, находят и дописывают букву.
Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали и эту станцию, отправляемся дальше
(звучит музыка). Дети подходят к следующей станции.
5. Станция «сюрпризная».
И вот мы с вами прибыли на конечную станцию сюрпризную. Ребята, посмотрите на карту царства Грамоты. Мы с вами расколдовали его и их жителей. В знак благодарности сказочные жители этого царства хотят вас отблагодарить, но чтобы найти подарок, нужно отгадать, где он лежит. А для этого вам надо вспомнить схемы маленьких слов ( предлогов) и тогда мы узнаем где он.
ПОДАРОК ……Схема предлога НА ( на окне), В( в машине), ПОД ( под столом), ЗА
(за цветком).
Логопед: Молодцы, подарок находится на окне( в машине)……
Дети находят коробки с подарками и подводится итог занятия( рефлексия).
Логопед: А сейчас я хочу у вас спросить что вам понравилось выполнять в нашем путешествии, чтобы расколдовать царство Грамоты и ее жителей?
Прослушиваются ответы детей. Благодарю их за работу, дети прощаются с гостями и уходят в группу под песенку поезда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель:Коррекционно-образовательная:· Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...
Конспект непосредственно организованной логопедической образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи по подготовке к обучению грамоте. Тема: Лыжная прогулка.
НОД по обучению грамоте в рамках лексической темы "Здоровей-ка" с развернутым звукослоговым анализом слова "лыжы"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...
Подгрупповая НОД учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Подгрупповая НОД предполагает решение задач по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, направленных на обучение составлению описательного рассказа о домашнем жив...
Тексты авторских рассказов для пересказа в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Данная подборка охватывает небольшие авторские тексты по различным лексическим темам и предназначается для пересказов детьми групп компенсирующей направленности. Материал будет интересен учителям-лого...
Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тнр старшего дошкольного возраста "Проделки Снежной королевы"
Цель: Обобщение и расширение представлений о зимующих птицахОбразовательные задачи: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти, уточнить знания детей о последовательности ...