Сообщение из опыта работы "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через дидактические игры и упражнения"
материал по логопедии
Сообщение из опыта работы
на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через дидактические игры и упражнения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskoe_vospriyatie.pptx | 1.85 МБ |
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ЦЕЛЬ: Развивать фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста используя дидактические игры и упражнения.
ЗАДАЧИ: Развивать фонематический слух, умение слышать и находить заданный звук. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза. Вовлекать в коррекционную работу родителей и педагогов групп.
Предполагаемый результат: Подготовка к успешному усвоению навыков чтения и письма, что положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась по следующим направлениям: работа с детьми работа с родителями работа с педагогами
I этап Узнавание неречевых звуков. Д/и «Что звучит?»
II этап Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Д/и «Животные и их детёныши»
Д/и «Три медведя» - «Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?»
III этап Различение слов, близких по своему звуковому составу. Д/и «Хорошо послушай»
Д/и «Слова-паронимы»
IV этап Дифференциация слогов. Игра «Цепочка слогов» Воспроизведение слогов по очереди ( па-та-ма ; то-пу-ах ) Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ. Игра«Живые слоги» Дети запоминают по одному слогу составляющее слово и определяют какой слог был первым, вторым и третьим. ( например МА-ШИ-НА )
V этап Дифференциация фонем. Д/и «Покажи картинку»
Д/и «Выбери правильно»
Д/и «Различай звуки»
VI этап Развитие навыков элементарного звукового анализа. Д/и «Звуковой калейдоскоп». Д/и «Светофор»
Д/и «Составь слово»
Работа с родителями Семинар-практикум «Использование компьютерных игр для развития фонематического восприятия у дошкольников »
Работа с педагогами Выступление на педсовете
Семинар-практикум «Дидактические игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»
Дидактические пособия
Использование компьютерной технологии с детьми.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»
Сообщение из опыта работы
на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПРР через дидактические игры и упражнения».
Ахмадуллина Р.Ф.
учитель-логопед
г. Советский, 2022г.
Введение
Состояние звуковой стороны речи и фонематического восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе. Логопеды-практики отмечают, что число детей с общим недоразвитием речи с каждым годом увеличивается. Недостатки фонематического восприятия замедляют и осложняют процессы звукобуквенного анализа и синтеза, что неизбежно приводит к трудностям в овладении грамотой, нарушениям чтения и письма. Своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических нарушений у детей с ЗПР в дошкольном возрасте являются необходимыми условиями подготовки этой категории детей к школьному обучению.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего оказываются несформированными все элементы звуковой стороны речи – звукопроизношение, слоговая структура слова, звуконаполняемость, восприятие фонем. В результате словарь ребенка не пополняется словами, если те содержат трудноразличимые звуки. А в дальнейшем ребенок по своему словарному запасу начинает отставать от возрастной нормы. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. При недостаточности восприятия многие предлоги или безударные окончания слов ребенок не воспринимает.
Актуальность:
Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. На наш взгляд, развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи уделено недостаточное внимание, поэтому эта тема актуальна для нас.
Цель:Развивать фонематическое восприятие у дошкольников с ЗПР с общим недоразвитием речи, используя дидактические игры и упражнения.
Задачи:
- Развивать фонематический слух, умение слышать и находить заданный звук.
- Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Вовлекать в коррекционную работу родителей и педагогов групп.
Предполагаемый результат:
- Подготовка к успешному усвоению навыков чтения и письма, что положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Моя коррекционно-развивающая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с педагогами.
Работа с детьми по формированию фонематического восприятия проводилась по этапам:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
I этап– Узнавание неречевых звуков.На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Игра «Что звучит?» Взрослый сначала показывает детям муз.инструменты и предлагает послушать как они звучат. Затем дети закрывают глаза и называют звучащий инструмент.
На данном этапе можно использовать следующие игры: «Что ты слышишь?», «Угадай по звуку».
II этап — Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игра «Животные и их детёныши»
Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Аналогично можно поиграть в игры: «Узнай по голосу», «Эхо».
III этап — Различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Игра «Слова-паронимы». Ребёнок подбирает пару картинке,название которой наиболее близко по звучанию.
Также можно предложить игру: «Добавим и запомним».\
IVэтап – Дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги.
(читать на слайде)
Vэтап – Дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
Игра «Покажи картинку»
Взрослый раздает детям картинки с изображением волка, ослика и объясняет, больной девочки и т.д. и объясняет: «Волк воет»: у – у – у», «У девочки болит зуб»: о-о-о» и т.д. Затем попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: о-о-о-о, или у – у – у – у. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Различай звуки».Дифференциация звуков в словах имеющих акустико-артикуляционное сходство и различия. Ребёнок выделяет смешиваемые звуки Ж и З в словах на слух, называет картинки сначала со звуками Ж,затем со звуками Ш.
VI этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двусложные и трехсложные слова, объясняя и показывая детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков,затем слогов и слов.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Провела для родителей семинар-практикум под названием «Использование компьютерных игр для развития фонематического восприятия у дошкольников ».Изготовила пособие «Использование компьютерных игр для развития фонематического восприятия у дошкольников».
Приглашаю родителей на индивидуальные консультации, даю рекомендации по речевому развитию детей.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
К своей работе привлекаю педагогов. Провожу индивидуальные консультации, оказываю помощь при поборе дидактических игр для развития речи, выступаю на педсоветах.
Провела семинар-практикум для воспитателей по развитию фонематического восприятия у детей. Ознакомила с множеством интересных игр, упражнениями, с новыми пособиями.
Так как применение ИКТ является всё более актуальным, я в рамках своей работы приготовила компьютерные игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, также игры для обучения чтению. Игры вызывают у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия.
Вывод:
Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через театрализованную деятельность»
Я работаю учителем – логопедом в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность процессов инто...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Цель¨ создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...
Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.
Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»
В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»
Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....