Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Цель
¨ создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения
Задачи
¨ изучение методологических основ формирования фонематических процессов в научной литературе;
¨ обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
¨ подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников;
¨ определение эффективности работы по формированию фонематических представлений в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.
Проблема
¨ Несформированность или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel.doc | 38 КБ |
dokument_microsoft_word_2.doc | 10.5 КБ |
dokument_microsoft_word_3.doc | 10.5 КБ |
dokument_microsoft_word_4.doc | 10.5 КБ |
dokument_microsoft_word_5.doc | 10.5 КБ |
dokument_microsoft_word_6.doc | 10.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Цель
- создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения
Задачи
- изучение методологических основ формирования фонематических процессов в научной литературе;
- обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников;
- определение эффективности работы по формированию фонематических представлений в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.
Проблема
- Несформированность или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
Цели и задачи I этапа
- Цель : развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, фонематического представления, фонематической дифференциации и обобщения).
- Задачи :
- - развитие слухового восприятия на примере различения неречевых и речевых звуков;
- -развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова;
- - формирование оптико-пространственной ориентировки;
- - обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда.
Узнавание неречевых звуков
- Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика , скрип двери и другие бытовые звуки.
- Предложите ребёнку закрыть глаза , прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало
Различение высоты, тембра, силы голоса
- Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит.
- Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
Моделирование и анализ предметного ряда
- Задачи: развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать фонематические представления; способствовать усвоению значений слов “ряд”, “слева”, “справа”, “после”, “между”, “начало”, “середина”, “конец”; обучать моделировать и анализировать состав предметного ряда; закреплять умение детей осуществлять порядковый и количественный счет от 1-3 на материале предметного ряда.
Цели и задачи II этапа
- Цель : формирование фонематического анализа и синтеза.
- Задачи :
- - Обучение простым формам фонематического анализа:
- - выделение звука на фоне слова;
- - выделение первого и последнего звука в слове.
- - обучение сложным формам фонематического анализа:
- - определение места звука в звукосочетаниях, слогах и словах;
- - определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и односложных словах;
- - определение количества звуков в односложных словах.
- - формирование навыка синтеза звуков в звукосочетания, слоги и односложные слова.
- - формирование фонематических представлений
Цели и задачи III этапа
- Цель: развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов.
- Задачи:
- научить ребенка с ОНР ориентироваться в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.
- формировать у дошкольников навыка чтения и письма («печатания»)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие....
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия,способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения, вслушиваться в звучание слова,узнават...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
laquo;Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»....
Формирование речи детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря дошкольников , что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках кот...