Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Цель

¨     создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения

 

Задачи

¨     изучение методологических основ  формирования фонематических процессов в научной литературе;

¨     обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

¨     подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников;

¨     определение эффективности работы по формированию фонематических  представлений  в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.

Проблема

¨     Несформированность или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые упражнения,  которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
¨
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Цель

  • создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения

Задачи

  • изучение методологических основ  формирования фонематических процессов в научной литературе;
  • обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
  • подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников;
  • определение эффективности работы по формированию фонематических  представлений  в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.

Проблема

  • Несформированность или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.

Цели и задачи I этапа

  • Цель : развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, фонематического представления, фонематической дифференциации и обобщения).
  • Задачи :
  • - развитие слухового восприятия на примере различения неречевых и речевых звуков;
  • -развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова;
  •  - формирование оптико-пространственной ориентировки;
  • - обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда.

Узнавание неречевых звуков

  • Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика , скрип двери и другие бытовые звуки.
  • Предложите ребёнку закрыть глаза , прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало

Различение высоты, тембра, силы голоса

  • Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит.

  •  Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

Моделирование и анализ предметного ряда

  • Задачи: развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать фонематические представления; способствовать усвоению значений слов “ряд”, “слева”, “справа”, “после”, “между”, “начало”, “середина”, “конец”; обучать моделировать и анализировать состав предметного ряда; закреплять умение детей осуществлять порядковый и количественный счет от 1-3 на материале предметного ряда.

Цели и задачи II этапа

  • Цель :  формирование  фонематического анализа  и  синтеза.
  • Задачи :
  • - Обучение простым формам фонематического анализа:
  • - выделение звука на фоне слова;
  • - выделение первого и последнего звука в слове.
  • - обучение сложным формам фонематического анализа:
  • - определение места звука в звукосочетаниях, слогах и словах;
  • - определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и односложных словах;
  • - определение количества звуков в односложных словах.
  •  - формирование навыка синтеза звуков в звукосочетания, слоги и односложные слова.
  • - формирование фонематических представлений

Цели и задачи III этапа

  • Цель:  развитие   навыка  фонематического  анализа  и  синтеза  слов.
  • Задачи:
  • научить ребенка с ОНР ориентироваться в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.
  • формировать у дошкольников  навыка чтения и письма («печатания»)



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие....

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

Игры, направленные  на развитие фонематического восприятия,способствуют формированию у детей направленности  на звуковую сторону речи, развивают умения, вслушиваться в звучание слова,узнават...

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

laquo;Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»....

Формирование речи детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря дошкольников , что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках кот...