«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко – буквенного анализа и синтеза»
учебно-методический материал по логопедии
Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза, а они, в свою очередь, предполагают наличие знаний о звуках речи, а именно: умение различать гласные и согласные звуки, определять согласные по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости, устанавливать количество и последовательность звуков в слове, а также умение делить слова на слоги и правильно ставить ударение.
Данный буклет сможет быть хорошим подспорьем для овладения вашими детьми навыками звукового анализа и синтеза.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одним из компонентов правильной письменной речи является сформированный звуковой анализ и синтез.
Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
В дальнейшем при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что
наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква – это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Помним: для звукового анализа следует брать такие слова, звучание и написание которых полностью совпадает, например, дом, сыр, лиса, кран и т.д. Подбирая игры со звуком помните, что звонкий согласный звук в конце слова оглушается (таз) и перед глухими согласными (кружка)
Слоги
Слова можно разделить на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Пример: в слове «кот» один гласный звук – «о», значит, в нём всего один слог. Количество слогов также можно проверить хлопками.
Ударение
В слове, если в нём больше одного слога, один из слогов является ударным, т.е. произносится с большей силой голоса. Ударение падает только на гласные звуки: рЫба, малИна, лимОн.
Начинайте работу со словом из 3 звуков/букв. Объясните ребёнку, что у слова есть начало, середина и конец. Слово идёт слева – направо. Произносите в словах звук, который хотите, чтобы ребенок услышал утрированно. Н-р: ММММак, какой ты услышал первый звук? дООООм, какой звук спрятался посередине?
Наглядно можете показать на квадратах и закрасить их вместе. Пример звукового анализа слова «дом». В слове «дом» 3 звука. Первый звук [д] - согласный, твёрдый, звонкий (закрасим синим цветом); второй звук [о] – гласный (гласный звук закрашиваем красным цветом); третий звук [м] - согласный, твёрдый, звонкий (закрашиваем синим цветом).
Далее можете перейти к словам из 4 звуков/букв и т.д Пример звукового анализа слова «лиса». В слове «лиса» 4 звука. Первый звук [ль] - согласный, мягкий, звонкий (закрасим зелёным цветом); второй звук [и] – гласный, безударный (закрасим красным цветом); третий звук [с] - согласный, твёрдый, глухой (закрасим синим цветом); четвёртый [а] – гласный, ударный (закрасим красным цветом). В слове «лиса» два слога: первый «ли», второй «са». Ударение падает на [а], этот звук находится во втором слоге, значит, ударным является второй слог.
Примерные упражнения/игры, которые можно использовать:
- «Хлопни в ладоши»
Н-Р: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Н». Пример цепочки звуков: Н, М, Н, Б, М, Ф, Н, М, Т, М, К, М, С, З, Х, Н,…
- «Топни»
Н-Р: Топни, когда услышишь слог со звуком «Н». Пример цепочки звуков:
НА, МО, РЫ, СУ, НУ, ТО, МУ, ЛЫ, НЫ, ХО, НО, ДА, ЖУ, ТИ, НО…
• Когда услышишь слово со звуком «Н» топни.
Пример цепочки слов:
ночь, дочь, майка, мох, Наташа, банка, книжка, пилот и т.д.
- «Назови звук/букву»
Взрослый произносит слово и просит назвать первый/последний или ударный звук/букву в слове.
- «Найди общий звук»
Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»
Чайник, очки, ключи (Ч).
Жаба, лыжи, жук (Ж).
Липа, лес, соль (ЛЬ). И т.д.
Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.
- «Найди лишнее слово»
В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово.
Щука, плащ, шерсть, клещи.
Кукла, мяч, чайник, чашка.
Овца, цыпленок, солнце, луна.
Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.
- «Составь из данных букв/звуков слова» (например, д м ы – дым; р, в, о, д, а - дрова). Начинать нужно с простых слов, постепенно усложняя их.
- Сколько всего звуков» - Посчитай сколько всего звуков в слове КИТ, постепенно слова можно усложнять.
Литература:
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб., 2005 г.
- Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. – М., 2005 г.
Уважаемые родители!
Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза, а они, в свою очередь, предполагают наличие знаний о звуках речи, а именно: умение различать гласные и согласные звуки, определять согласные по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости, устанавливать количество и последовательность звуков в слове, а также умение делить слова на слоги и правильно ставить ударение.
Данный буклет сможет быть хорошим подспорьем для овладения вашими детьми навыками звукового анализа и синтеза.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
Памятка для родителей
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко – буквенного анализа и синтеза»
Подготовила:
Учитель – логопед
Туркина В.А.
г. Сыктывкар – 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.
Актуальность темы Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения количества пострад...
Памятка-буклет для родителей «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза»
Данный буклет будет полезен родителям старших дошкольников, желающим ещё до школы сформировать у детей навыки, необходимые им для овладения грамотой. В буклете доступно представлена информация о...
Дидактическая игра для детей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту
Дидактическая игра для детей по формированию у детейстаршего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту: "Исключение лишнего"Цель игры: найти карточку с источником опасности к...
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».
Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей школ и педагогов коррекционного...
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Правила дорожные детям знать положено»
Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учит...
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР звуковому анализу и синтезу
Данный материал поможет логопедам и воспитателям выстроить правильно работу по обучению звуковому анализу и синтезу у детей с ТНР...
Презентация " Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР звукового анализа и синтеза как предпосылки обучения грамоте"
Презентация учителя-логопеда на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов...