Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Актуальность темы
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения количества пострадавших в авариях детей является не только вина водителей автотранспорта, но и незнание детьми основ о полагающих правилах поведения на дорогах. Другой причиной является, что дошкольники в должной степени не умеют управлять своим поведением, у детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, которая свойственна взрослым. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения правил поведения на улице, поэтому формирование дисциплинированности, организованности надо начинать в детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.
Целью данного проекта является формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыков осознанного, безопасного поведения на улицах, дорогах города, в транспорте. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pdd.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом-школа №95» «Дом детства»
Проектная работа по
формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,
в транспорте.
Тема:
«Детям знать положено правила дорожные»
Новокузнецк 2012
Содержание
- Паспорт проектной работы 1
- Система работы по формированию у детей старшего 2
дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного
поведения на дорогах города, улицах, в транспорте
- Диагностические исследования проекта 3
- План реализации проекта 4
- Приложения
- Литература проекта
Паспорт проектной работы
Авторы проекта. Погребная Светлана Борисовна, воспитатель
дошкольного отделения
Тема проекта. Детям знать положено правила дорожные
Образовательная область: познавательное развитие
Вид проекта: практико – ориентированный, долгосрочный(2011-2012)
Актуальность темы
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень
актуальна в современном обществе. Причиной увеличения количества
пострадавших в авариях детей является не только вина водителей автотранспорта, но и незнание детьми основ о полагающих правилах поведения на дорогах. Другой причиной является, что дошкольники в должной степени не умеют
управлять своим поведением, у детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, которая свойственна взрослым.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения правил поведения на улице, поэтому формирование дисциплинированности,
организованности надо начинать в детстве, когда усвоенные правила
становятся в дальнейшем нормой поведения.
Целью данного проекта является формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыков осознанного, безопасного поведения на улицах, дорогах города, в транспорте. Предупреждение
дорожно-транспортного травматизма.
Для достижения данной цели поставлены задачи
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- Воспитание у детей навыков культуры поведения на улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по формированию знаний дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три
аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города
- Ребенок-пешеход
- Ребенок-пассажир городского транспорта
- Ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипед,
санки, ролики ) 1
При реализации поставленных задач педагог должен исходить из
следующего: работа по формированию навыков безопасного движения не
должна быть разовым мероприятием, ее нужно проводить планово,
постоянно, систематически. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок
пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в повседневной жизни, играх.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа
по проекту:
работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна
входить во все направления образовательной области основной общеобразовательной программы.
- «Физическое развитие» (образовательная область: «Здоровье»,
«Физическая культура»)
- «Социально личностное развитие» (образовательные области:
«Социализация», «Труд», «Безопасность»)
- «Познавательно - речевое развитие» (образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы»)
- «Художественно – эстетическое развитие» (образовательные
области: «Художественное творчество», «Музыка)
Принципы реализации проекта
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет
личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и
физического развития.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что
они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этим правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
2
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Третий этап– формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Участники проекта: дети 6 – 7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель.
Ожидаемый результат
- Дети овладевают правилами дорожного движения
- Дети учатся переходить дорогу по сигналу светфора
- У детей формируется сознательное отношение к соблюдению
правил дорожного движении
- Педагоги окажут помощь в совместном воспитательном
процессе по формированию у детей знаний о правилах дорожного
движения.
Инструментарий проектной работы
- Занятия по познавательному развитию
- Загадки
- Совместное изготовление макета местности, коллажа
- Занятие по художественному чтению
Механизмы реализации проекта
- Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность
- Игровая деятельность
- Совместная деятельность
- Беседы
- Досуги
- Развлечения
- Целевые прогулки
3
Уровень и качество усвоенных детьми знаний позволяет отследить
разработанный тестовый материал (см.приложение № 2, приложение № 3)
Данная анкета заполняется в ходе индивидуального опроса в начале учебного
года, с целью планирования работы по ПДД.
В конце учебного года результат анкетирования покажет, насколько ребенок
расширил свои знания о ПДД.
Результаты диагностических исследований проекта
на сентябрь 2011 учебный год в (%)
В исследовании принимало участие 20 детей подготовительной
к школе группе. Получены следующие результаты:
Справились с заданием с помощью – 75%
Справились с заданием без помощи – 25%
4
Приложение 1
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДОСУГИ
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ЧТЕНИЕ
БЕСЕДЫ
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приложение 2
Вопросник для проверки знаний детей по теме
«Детям знать положено правила дорожные»
Фамилия, имя ребенка ________________ Возрастная группа ___________
Дата заполнения "_____"____________200 __
Вопрос | Ответ ребенка | Балл |
Уровень сформированности представлений о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части. | ||
1. Что такое улица? | ||
2. Как регулируется движение на улице? | ||
3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают? | ||
4. Какие светофоры стоят на улицах города? | ||
5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал? | ||
6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры? | ||
7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге? | ||
8. Что помогает регулировщику управлять движением? | ||
9. Где должны ходить пешеходы? | ||
10. Что такое перекресток? | ||
11. Где и как нужно переходить дорогу? | ||
12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон? | ||
13. Как обозначается пешеходный переход? | ||
14. Какие пешеходные переходы ты знаешь? | ||
15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы | ||
16. Где на проезжей части можно переждать поток машин? |
Приложение 3
ФАМИЛИЯ ИМЯ РЕБЕНКА | С заданием справился без помощи старших сентябрь | С заданием справился с помощью старших сентябрь | С заданием справился без помощи старших май | С заданием справился с помощью старших май |
Результаты опроса детей подготовительной к школе группы
за 2011 – 2012 учебный год
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
- Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
- Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
- Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
- Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...
Индивидуальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы та...
Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"
Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...
Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр.
Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр....
Проектная работа Тема: « Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
}Актуальность проекта. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, иссл...
Проектная работа "Мир шахмат" для детей старшего дошкольного возраста
Шахматы - это не только интересная и увлекательная игра, но и действенное, эффективное средство умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их зап...
Перспективный план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах
перспективный плн работы с детьми...