Презентация " Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР звукового анализа и синтеза как предпосылки обучения грамоте"
презентация по логопедии

Бернацкая Надежда Викторовна

Презентация учителя-логопеда на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_na_mmo_szhataya.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР звукового анализа и синтеза как предпосылки обучения грамоте» Учитель-логопед: Бернацкая Н.В. МДОУ № 2 г. Джанкой

Слайд 2

Общее недоразвитие речи: недоразвитие фонетико -фонематического строя речи недоразвитие лексико - грамматического строя речи

Слайд 3

Вся система логопедической работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР ориентируется на два основных момента: сложность и многоплановость функций фонематического анализа и синтеза; особенности психофизиологического развития детей. Делим эту систему на два этапа. В содержании работы на каждом из этапов должна быть взаимосвязь с другими. I этап – формирование фонематического анализа и синтеза. II этап – развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов. развития детей. развития детей.

Слайд 4

I этап Фонематическое восприятие – это первая ступень в поступательном движении к овладению грамоте. Зрительные символы (методика Ткаченко Т.А.) Гласные звуки А У Ы И О

Слайд 5

II этап Фонематический анализ– это вторая ступень к овладению грамотой выделение отдельных звуков; определение порядка звуков в слове; различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий). определение количества слогов в слове

Слайд 6

Под фонематическим анализом слова понимается – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчёт их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова .

Слайд 7

Обучение с помощью игровых приёмов 1. «Найди новый звук». 2. «Подари картинки». Дети получают картинки-«подарки» и распределяют их между домами в зависимости от того, какой звук есть в слове. 3. Игра «Звуки-звуки по домам»». У учителя- логопеда картинный материал. Дети называют картинки и помещают их в нужный домик. 4.«Нарисуй подарки». Дети выбирают, к какому звуку они пойдут в гости, и рисуют тому подарок. 5. Игра «Позови звук домой». Вариант без буквы в окошке: дети зовут звук домой, ориентируясь на модель артикуляции. Вариант, когда в окошке видна буква: дети помогают звуку найти свой домик: «Пп», «Ааас» и т.д. 6. Игра «Где живёт звук?». Логопед называет звук, дети ищут его домик и объясняют, почему звук живёт в этом домике. 7. Игра «Подели картинки». У детей «домики звуков» и предметные картинки. Логопед рассказывает историю о том, что к звукам пришли гости, но никак не могут найти нужный домик. Дети называют картинки и помещают их в нужный домик. 8. «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики». 9. «Кто больше слов придумает для своего звукового домика».

Слайд 8

Начинаем работу со следующего: выделении первого гласного, согласного звука (называют или слог, или все слово) -подбор картинок, включающих заданный звук; - самостоятельное придумывание и называние слов с заданным звуком ; - самостоятельное придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Слайд 9

Отобрать картинки на заданный звук А

Слайд 10

Определение места ударного гласного звука в односложных и двусложных словах. У у тка Л У К п у шка

Слайд 11

Выделение гласных звуков в слове . Например: арбуз, клубок, лодка, ландыш, стул Записать на схеме буквы, обозначающие гласные звуки данного слова У о А У А О

Слайд 12

Определить наличие-отсутствие звука в слове ___ Л ___ ___ Л ___

Слайд 13

Различаем твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки

Слайд 14

Слова из двух гласных (АУ) Из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА) Из трех звуков (РАК, КИТ) Из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Из 3 открытых слогов (СОБАКА) Порядок анализируемых слов:

Слайд 15

Определить последовательность звуков в слове.

Слайд 16

К О З А Развитие сложных форм фонематического анализа. Определение последовательности, количества, позиции звука в слове с опорой на вспомогательные средства

Слайд 17

Определить позицию звука в слове.

Слайд 18

Развитие слогового анализа и синтеза Назвать только гласный звук слога. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога. Записать только гласные буквы слогов. Придумать слог с соответствующей гласной. Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

Слайд 19

Подбери слово: На первый звук в слове На последний звук в слове На первый слог в слове На второй слог в слове На последний слог в слове

Слайд 20

Составить слово из слогов в разных позициях слова «Составь слово» (из первых слогов) «Составь слово» ( из последних слогов) «Составь слово»(из разных слогов) 1 2 3

Слайд 21

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Работа по предупреждению дисграфии предполагает умение определять: количество слов в предложении последовательность слов в предложении место слов в предложении Задания: Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов. Придумать предложение с определённым количеством слов. Распространение предложений. Составить схему данного предложения. Определить количество слов в предложении.

Слайд 22

Выводы: владение навыками звукового анализа и синтеза предупреждает возможность возникновения нарушений письменной речи; дети с ОНР не могут спонтанно встать на путь развития речи, свойственный нормальным детям, им требуется специальное обучение; обучение ведётся с учётом ведущей деятельности - игры; полноценное овладение навыками звукового анализа и синтеза даёт детям с ОНР равные стартовые возможности при обучении в школе вместе с детьми без речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи"

В презентации  представлен опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет грамматически правильной речи...

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"

В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни на основе ознакомления со спортивными традициями Кулундинского района"

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать уже в дошкольном возрасте, закладывая нравственные основы, любовь в своей семье, к малой Родине, традициям своего народа....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».

Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов  г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей  школ и педагогов коррекционного...

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР звуковому анализу и синтезу

Данный материал поможет логопедам и воспитателям выстроить правильно работу по обучению звуковому  анализу и синтезу у детей с ТНР...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко – буквенного анализа и синтеза»

Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза, а они, в свою очередь, предполагают наличие знаний о звуках речи, а именно:  умение ...