"СВОЯ ИГРА"
презентация по логопедии
Игра с логопедами по теме "Дислалия". Жмите на кратинку с желаемым призом, отвечайте на вопросы из выбранной категории. Мальчик с кубиком - вернуться к категориям. Смайлик - слушай правильный ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra_dislaliya.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра-викторина для логопедов по теме Д И С Л А Л И Я
Выбирай категорию отвечай на вопрос и получай приз для работы с детьми к анцелярию и гры и игрушки
Категории вопросов Вопросы дифференциальной диагностики Логопедический практикум Глоссарий Сама дислалия
Чем отличается функциональная дислалия от органической (механической) дислалии ?
При функциональной дислалии отсутствуют аномалии в строении артикуляторного аппарата. Подвижность артикуляторных органов более сохранна . Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Чем отличается функциональная дислалия от стёртой дизартрии?
Внимание: правильный ответ! Отличие функциональной дислалии от стёртой дизартрии При функциональной дислалии При стёртой дизартрии Страдает артикуляция только согласных звуков. Четкое нарушение артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации. Закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений. Не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи. Изменения дыхания не типичны. Фонационные расстройства не отмечаются. Дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует. Возможно смазанное неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком. Изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно. Процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи. Характерен ускоренный или замедленный темп речи. Дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох. Страдает координация указанных процессов. ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Чем отличается функциональная дислалия от ринолалии ?
При функциональной дислалии отсутствуют: как врожденные, так и приобретенные аномалии в строении артикуляторного аппарата ( расщелина верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, отсутствие или раздвоение маленького язычка, укорочение мягкого неба и другие аномалии); нарушения неречевого и речевого дыхания; назализация гласных и согласных звуков; нарушения общей моторики; физическая ослабленность детей; выраженные эмоционально- волевые нарушения. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Чем отличается фонематическая дислалия от моторной (экспрессивной) алалии?
При фонематической дислалии основными симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы. Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической и лексической подсистем). У части детей с алалией отмечается преимущественное расстройство какой-либо из них. На поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или же быть невыраженными, возникают трудности в различении фонематической дислалии и алалии. В таких случаях решающее значение для дифференциального диагноза имеет анамнез . Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Чем отличается органическая (механическая) дислалия от моторной (экспрессивной) алалии?
При алалии неправильно функционируют все языковые подсистемы , при органической дислалии неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема . При алалии наблюдаются непостоянные и разнообразные замены, пропуски , перестановки и повторения звуков при сохранной, как правило, просодии. Причем эти симптомы у детей с алалией обусловлены не сенсомоторными расстройствами, а расстройствами структурно-функциональной стороны языка , и п оэтому могут быть квалифицированы как фонематические (в отличие от сенсомоторных — фонетических). При органической дислалии в основном характерны искажения произношения звуков и нарушения просодики. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Назовите нарушения при механической (органической) дислалии
При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Назовите причины функциональной дислалии
Причины функциональной дислалии: неправильное воспитание речи ребёнка в семье; по подражанию; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха; недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата; снижение слуха; недостаточное умственное развитие ребёнка; следствие соматических заболеваний; задержка психического развития (ММД); запоздалое развитие речи. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Назовите разновидности дислалии по характеру дефекта произношения
В соответствии с характером дефекта произношения , относящегося к определённой группе звуков, выделяются следующие виды дислалии: Сигматизм . Ротацизм . Ламбдацизм . Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм ; гаммацизм ; хитизм ; йотацизм . Дефекты озвончения. Дефекты смягчения . Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Какой из видов дифференциации звуков нужно использовать раньше: дифференциацию на слух или в произношении?
Дифференциация звуков на слух формируется у ребёнка в процессе речевого развития в первую очередь и является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
В каких случаях при исправлении недостатков произношения нужно проводить артикуляционную гимнастику, а в каких – нет?
При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований. Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы: 1 . Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука. 2 . Артикуляционная гимнастика. 3 . Постановка звука. 4 . Автоматизация звука. 5 . Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении. Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Иногда оказывается, что ребенок без предварительной артикуляционной гимнастики воспроизводит все необходимые для данного звука дифференцированные движения языка, губ. В этом случае можно исключить второй этап работы. Однако необходимо подчеркнуть, что последовательность всех остальных этапов должна строго соблюдаться. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Назовите основные 3 формы дислалии по фонетическим и фонематическим нарушениям. В чём их отличие?
Внимание: правильный ответ! 3 основные формы дислалии Акустико-фонематическая (ФФНР) Артикуляторно -фонематическая (ФФНР) Артикуляторно -фонетическая (ФНР) В основе лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. Т.е. у ребёнка будут страдать операции узнавания фонем, операции сличения и различения. Страдают в основном 3 группы звуков: звонкие-глухие, твёрдые – мягкие соноры [ Л ] и [ Р ] . Если у ребёнка наблюдаются сложные дефекты звукопроизношения, т.е. страдают все звуки, в цепь развития включаются и звуки, близкие по артикуляционным признакам (свистящие и шипящие ). Нет собственно моторных нарушений. Здесь нарушены умения управлять органами артикуляции. Нарушено опознание фонем по артикуляционным признакам. Здесь будут страдать звуки, близкие по артикуляции, т.е. близкие по способу и месту образования: замены и смешения. Неправильно сформированы артикуляционные уклады. Органы артикуляции принимают неправильно положение при прознесении звуков. Здесь идут не замены и смешения, а искажения. Фонематические процессы (фонематический слух) у этой группы детей сформированы. ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Что такое дислалия ?
Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Объясните, нарушения каких звуков носят название « сигматизм »? Раскройте понятие парасигматизм .
Сигматизм – это недостаток, искажение произношения свистящих и шипящих звуков. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-. В данном случае это парасигматизм . Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Что такое «кинестетические ощущения органов артикуляции»? Чем они отличаются от «кинетических»?
Кинестетические ощущения – это ощущения положения органов артикуляции. Кинетические ощущения – это ощущения движения органов артикуляции. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Чем отличаются понятия «недоразвитие речи» от «нарушения речи»?
Недоразвитие речи – это качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушения речи – это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, проявляющиеся в парциальных (частичных)нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Раскройте понятия «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетический слух», «фонетическое восприятие».
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по анализу, в основе которого лежит операция конкретной фонемы. Фонетический слух – это общее слежение за слоговым потоком речи. Фонетическое восприятие – это тоже умственное действие по анализу, но в основе лежат операции определения количества слов, слогов, звуков; определения последовательности слов, слогов, звуков; определение места (слова в предложении, звука в слове). Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Что значит «простая (мономорфная) и сложная (полиморфная) дислалии ?
К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры ). Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
У ребёнка трёхлетнего возраста «горловое» произношение звука Р. Когда нужно начинать логопедические занятия с ним? Можно ли отложить до пятилетнего возраста начало занятий? Обоснуйте свой ответ.
Е сли ребенок произносит звук искаженно – т.е. заменяет его звуком, отсутствующим в родном языке (например, вместо нормативного звука [с] употребляет межзубный [с], вместо нормативного [р] – горловой [р] и т.д.), то вне зависимости от возраста необходимо срочно предпринимать меры по исправлению произношения данного звука (или ряда звуков). Не тяните время, не тешьте себя надеждами, что ребенок «выговорится». Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи (что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки). Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Оле 6 лет. Фонематический слух сформирован, изолированно произносит все звуки верно, а в потоке речи страдают звуки Ж – З, Ш – С, т.е. происходит смешение. Саса пошёл в сколу. Напишите полное речевое заключение.
Речевое заключение: Артикуляторно -фонетическая дислалия. Фонетическое недоразвитие речи. Шипящий парасигматизм . Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Даше 5 лет. При произношении шипящих звуков [ ш ] , [ ж ] раздуваются щёки, звук [ л ] произносит с помощью губ, [ р ] , [ р `] произносит картаво, п ереставляет слоги в словах ( чепенье , томоцикл ), связная речь развита, без аграмматизмов. Каково логопедическое заключение?
Речевое заключение: Артикуляционно-фонематическая дислалия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Шипящий боковой сигматизм . Губно-губной ламбдацизм . Ротацизм. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Какие задания можно дать для экспресс-обследования ребёнка с дислалией , чтобы определить логопедическое воздействие с учётом дефекта?
Обследование строения и подвижность артикуляционного аппарата. Обследование звукопроизношения по предметным картинкам. Обследование слоговой структуры слова. Обследование фонематического слуха и восприятия: 1. Назвать картинки с разными звуками в разных позициях. 2. Воспроизвести слоги с оппозиционными звуками. 3. Выделить начальный и конечный гласный и согласный звуки в словах. 4. Проверить, различает ли ребёнок слова-паронимы. 5. Отобрать картинки с заданным звуком. 6. Придумать слова с заданным звуком. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Алёше логопед поставил речевое заключение: а кустико-фонематическая дислалия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Шипящий парасигматизм (замена звука [ Ж ] на звук [ Ш ] . Как говорит Алёша?
Шаба лешит в луше . (Жаба лежит в луже) Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
У Славы при прозношении свистящих звуков язык просовывается между зубами. Остальные звуки сохранны. Фонематические процессы сформированы. Какое речевое заключение можно поставить Славе?
Речевое заключение Артикуляторно -фонетическая дислалия. Фонетическое недоразвитие речи. Межзубный сигматизм свистящих. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Назовите причины ротацизмов и параротацизмов .
Причины возникновения ротацизмов и параротацизмов 1 . Короткая (укороченная), толстая (утолщённая) подъязычная связка (картавый, губной, одноударный ротацизмы). 2 . Паретическое состояние мышц боковых краёв языка ( дизартрия , боковой ротацизм). 3 . Паретическое состояние мышц кончика и передней части спинки языка (дизартрия, картавый и губной ротацизмы). 4 . Паретическое состояние мышц мягкого нёба (носовой ротацизм , по механизму – дизартрическое расстройство ). 5 . Нечёткая, недифференцированная работа голосовых складок. 6 . Несформированность фонематического восприятия и дифференциация звуков. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
Опишите приёмы, которые можно использовать при постановке звука [ л ]
Приёмы постановки звука [ л ] 1 . Произносить звук [ ы ] при межзубном положении кончика языка. 2 . Если двугубное [ в ] , то следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнажённым резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка. 3 . Произнося звук [ а ] касаться кончиком языка верхних резцов. 4 . По подражанию. 5 . П ри помощи зондов. Внимание: правильный ответ! ПОВТОРИТЬ ВОПРОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"
Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....
«Своя игра». Игра для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре ( с использованием ИТК)
Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше врем...
Деловая игра для педагогических работников "Своя игра"
На экране представлены темы и стоимость вопроса.Темы: Семья, документы, педагогические технологии, ИКТ, СаНПиН, ФГОС ДО, охрана труда....
Конспект проведения игры-викторины "Своя игра" с родителями детей старшей группы по теме: "Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма"
Игру можно проводить на родительском собрании....
Интеллектуальная игра с родителями и детьми. "Своя игра "Живая и неживая природа!"
Вопрос -Самая большая лужаОтвет: Лужей называют углубление на поверхности земли, в котором скопилась вода....
Игра-эрудит "Своя игра"
Добрый вечер уважаемые коллеги!Рада приветствовать Вас на «Своей игре».Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души, иногда забывая про себя и семью. В нашем коллективе уже ...
Игра-презентация для педагогов "Своя игра" по теме "Искусство говорить"
Игра разработана для проведения на семинаре-практикуме с педагогами. Представляет собой интерактивную презентацию в формате "Вопрос-ответ"....