«Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Игры и упражнения. "Овощи. Труд взрослых на поляхи огородах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi._trud_vzroslyh_na_polyah_i_ogorodah.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игры. Упражнения. «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

1Упражнение

Тренировка  длительного плавного выдоха.

«Осенние листочки».

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

2Рассказ

Развитие речевого слуха

Развитие диалоговой речи

«Фиолетовая сказка»

Картинка на которой находится девочка в фиолетовом костюме, в фиолетовых босоножках. Над ней фиолетовая туча и ветка с фиолетовыми сливами, у ее ног кустик фиолетовых анютиных глазок и фиолетовый мотылек на них.

Лето прошло, и небо часто затягивали тучи. Вот и сегодня большая фиолетовая туча повисла прямо над Аришкиным домом и закрыла солнце. Аришке даже почудилось, что она попала в фиолетовую сказку. Все вокруг было фиолетовым, даже ее костюмчик. На клумбе цвели фиолетовые анютины глазки. На дереве висели спелые фиолетовые сливы.

-Здравствуй, девочка! – услышала она.

Аришке показалось, что это сказал фиолетовы цветок, но когда она пригляделась, то увидела, что это мотылек с фиолетовыми крылышками.

-Здравствуй, мотылек! Ты не знаешь, почему сегодня все такое фиолетовое? – спросила она.

-Потому что лето заканчивается. Когда лето заканчивается, оно становится фиолетовым, - ответил мотылек.

-Значит, лето – фиолетовое время года? – удивилась девочка и побежала на веранду пить чай  с фиолетовым черничным вареньем, потому что из фиолетовой тучи закапали крупные фиолетовые капли.

После разминки Беседа по сказке.

Логопед. В какой сказке мы с вами сегодня оказались?

Дети. Мы оказались в «Фиолетовой сказке».

Логопед. Что в ней было фиолетовым?

Дети. Фиолетовая туча, фиолетовые анютины глазки, фиолетовые сливы, фиолетовый костюмчик, мотылек с фиолетовыми крылышками.

Логопед. Что сказал Аришке мотылек с фиолетовыми крылышками?

Дети. Когда лето закончится, оно станет фиолетовым.

Логопед. Каким временем года назвала лето девочка?

Дети. Аришка сказала, что лето – фиолетовое время года.

Молодцы, вы все запомнили.

3Игра

Общая моторика

Речь с движениями

«Капуста»

Как на нашей грядке        Стоят лицом в круг, руки на поясе. Делают ритмичные повороты корпусом.

Встали по порядку        

Кочаны капусты               Приседают, руки на поясе. Делают ритмичные повороты корпусом.

Зрелые до хруста.

Выбегай, не зевай,            Бегут по кругу друг за другом.

Урожай собирай!

Кочаны кати быстрей       Продолжают бег, показывая, как катят перед собой кочан.

Прямо к дому, до дверей.

4Упражнение

Развитие ловкости, подвижности.

«По камушкам»

Логопед раскладывает на ковре 4-5 обручей на расстоянии одного детского прыжка.

Логопед. Давайте переберемся с вами через реку. По камушкам. Вы будете прыгать из обруча в обруч на двух ногах, как будто вы прыгаете с камушка на камушек. Только помните, что мы как будто в сказке. У нас и речка и камушки волшебные. На самом деле прыгать по мокрым камушкам нельзя. Можно поскользнуться и упасть.

Логопед показывает, как следует выполнять упражнение. Дети прыгают по очереди из обруча в обруч.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо прыгали. Вот мы и вернулись из сказки в детский сад.

5Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики

«Хозяйка однажды с базара пришла…»

Логопед предлагает детям выйти на ковер.

Хозяйка однажды с базара пришла,                              Приседают, «шагают» пальцами по ковру.

Хозяйка с базара домой принесла                                 Загибают по одному  пальцу на название на руках

Картошку,

        Капусту,

              Морковку,

                     Горох,

                           Петрушку и свеклу.

                                                      Ох!...                            Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе -                                  Попеременно ударяют кулачками и хлопают в                              

                                                                                           Ладоши.

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.                       Загибают по одному пальцу на название на руках.

Картошка?

        Капуста?

               Морковка?

                        Горох?

                            Петрушка иль свекла?

                                                         Ох!..                          Хлопок.

Хозяйка тем временем ножик взяла                               Стучат ребром ладони.

И ножиком этим крошить начала                                   Загибают по одному пальцу на название на руках

Картошку,

       Капусту?

             Морковку?

                        Горох?

                             Петрушку и свеклу.

                                                       Ох!..                            Хлопок.

Накрытые крышкою, в душном горшке                        Складывают руки накрест.

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,                                                                         Загибают по одному пальцу на название на руках

        Капуста?

               Морковка?

                          Горох?

                               Петрушка и свекла.

                                                            Ох!                        Хлопок

И суп овощной оказался неплох!                                  Показывают, ка едят суп.

6Игра

7Упражнение

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового внимания

«Чего не стало?»

Логопед. Сейчас поиграем в игру «Чего не стало?» посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети. Баклажан, свекла, салат, укроп.

Логопед. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.

Обсуждаем, поправляем  если неправильно.

Следующие картинки/предметы.

Картошка, перец, петрушка, горох. Логопед убирает опять один предмет. Чего не стало?

Следующие картинки/предметы.

Огурец, репа, лук, чеснок. Логопед убирает опять один предмет. Чего не стало?

Молодцы. Все правильно сделали.

Логопед зачитывает стихотворение, а дети после вспоминают какие овощи/ягоды/грибы прозвучали.

Усложняем задание, уточняем что является овощем, что является ягодой и т.д.

У нашего Вовки

На блюдце морковка.

У нашей Машульки

Картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки

Смородина в чашке.

У маленькой Лерки

Грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай

И посуду называй.

8Игра

Расширение и активизация словаря по теме

«В огороде у козы Лизы»

Логопед. Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.

Логопед раскладывает на столе предметные картинки с изображением овощей.

Логопед. Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.

1-й ребенок. Это круглый помидор.

2-й ребенок. Это длинная оранжевая морковка.

3-й ребенок. Это зеленая хрустящая капуста.

4-й ребенок. А это сладкий сахарный горошек.

1-й ребенок. Вот это зеленые хрустящие огурцы.

2-й ребенок. А это толстый фиолетовый баклажан.

3-й ребенок. Это красная сочная редиска.

4-й ребенок. Это горький белый чеснок.

Логопед. Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.

Дети. Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.

Логопед. Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

9Звукопр-е

Развитие  артикуляционной моторики

Общая артикуляционная гимнастика

Приглашаем к зеркалу, предлагаем сделать упражнения.

Логопед.  Давайте сделаем упражнение «Пузырь». Плотно сомкните губы. Надуйте щёки. Медленно выдавливайте кулаками воздух через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю  упражнение.

Дети выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.

Выполняем упражнение еще три раза. И отдыхаем опять.

Логопед.  Теперь упражнение «Маятник»

Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Посмотрите как делаю я. Делаем три раза и отдыхаем.

10Упражнение

Слоговая структура слов

Передача ритмического рисунка слов

«Прохлопай слова»

Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова, разделим их на части. Первое слово кабачок.

Дети. Ка-ба-чок.

Логопед. Теперь слово репа.

Дети. Ре-па.

Логопед. И слово морковь.

Дети. Мор-ковь.

Логопед. Помидор.

Дети. По-ми-дор.

Логопед. Отлично. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема «Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах» Звук [j], буква Йй

Лексическая тема «Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах» Звук [j], буква Йй...

Материал по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

Материал по лексической теме: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»П/и, «Коллекционирование», «Опыты», Развлечение: «Виртуальное путешествие в деревню&ra...

Календарное планирование учителя-логопеда на неделю по теме "Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. Звук У. Буква У»

Данная форма календарного планирования учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности разрабатывается на неделю. В ней отражены разделы коррекции и краткое содержание...

Технологическая карта занятия № 3 Тема недели. Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

Цель: расширение и уточнение словаря по теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; закрепление умения определять ...

Рекомендации для родителей: "Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах"

Родителям рекомендуется: побеседуйте с детьми об овощах (рассмотрите овощи на картинках или в натуральном виде) и о том, как их выращивают. Поиграйте в речевые игры, выбирая одну-две игры. В течение в...