Лексическая тема «Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах» Звук [j], буква Йй
план-конспект урока по логопедии (средняя группа) на тему
Лексическая тема «Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах» Звук [j], буква Йй
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi.docx | 107.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах» Звук [j], буква Йй
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи(образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений(определение места звука в слове), памяти, мышления, зрительного внимания, общей моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Оборудование. Мольберт, картина В.М. Каратая «Уборка урожая» символы для составления алгоритма рассказывания, коврограф, корзина с овощами, контейнер с цветными карандашами, тетрадь №2 по числу детей, резиновый мяч среднего размера.
Предварительная работа. Продолжение во время прогулки наблюдений за осенними изменениями в природе. Участие при уборке урожая с опытного участка. Сюжетно-ролевая игра «повара», обучение в игре образованию относительных прилагательных (морковный сок, капустный салат и.т.п)Разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет и предлагает им занять места у своих стульчиков.
Логопед. Ребята, вы заметили утром, когда шли в детский сад, какая сегодня замечательная погода? Небо высокое и чистое, ярко светит солнце, дует тёплый ветерок. Сегодня мы поговорим о тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением золотой осени, рассмотрим картину «Уборка урожая» и составим рассказ по ней.
2.Вводная беседа.
Логопед приглашает детей к окну.
Логопед. Посмотрите в окно и расскажите о том, что произошло в природе за последние дни.
1-й ребёнок. На деревьях всё больше, красных, жёлтых, алых листьев. Когда дует ветер, они кружатся в воздухе.
2-й ребёнок. Трава желтеет и засыхает, стало меньше цветов.
3-й ребёнок. Не видно бабочек и стрекоз, исчезли божьи коровки.
4-й ребёнок. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Логопед вновь предлагает детям пройти за стол.
Логопед. Молодцы! Вы очень наблюдательны о хорошо рассказали об осенних изменениях в природе. В выходные дни многие из вас ездили на дачу. Расскажите, что вы там делали.
1-й ребёнок. Мы с папой выкопали картошку.
2-й ребёнок. А я помогал дедушке собирать яблоки.
3-й ребёнок. Мы с мамой срезали гладиолусы и георгины и сделали красивый букет.
Логопед. Вы занимались уборкой урожая, собирали плоды и цветы, как я. Посмотрите, что выросло у меня на даче, попробуйте описать, какие овощи я привезла.
Логопед достаёт корзину с овощами и разрешает детям рассмотреть овощи, поддержать их в руках.
3.Рассматривание картины и беседа по ней.
Логопед приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед Мольбертом с картиной, даёт детям несколько минут для её рассматривания , читает в это время стихотворение.
Логопед. Машины в поле, трактора,
Людей – не сосчитать.
Знать, урожай пришла пора
Им с поля убирать!
В.Нищев
Вы внимательно рассмотрели картину. Расскажите, что делают люди изображённые на ней.
Дети. Люди убирают урожай.
Логопед. Какие овощи они убирают?
Дети. Картошку, машины на переднем плане – капусту.
Логопед. Какая техника в центре картины?
Дети. По полю едет трактор с картофелекопалкой. Картошка сыплется в кузов грузовика.
Логопед. Что на заднем плане картины?
Дети. Мы видим трактор с кузовом, полным картошки. Рядом с ним идут люди с инструментами.
4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»
Логопед приглашает детей на ковёр, где они выполняют знакомое упражнение.
С большою корзиной иду в огород.
На грядках растёт разноцветный народ.
Тут красный, пузатый сеньор-помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком.
Зелёный лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, жёлтая репка горит
И с чёрную редькой, смеясь говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадётся морковка,
А тут чеснока две седые головки
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат.
Н.Нищева
5.Коллективное составление плана и алгоритма рассказа.
Логопед раскладывает на столе картинки-символы, для составления алгоритма рассказа, и предлагает детям подойти к столу.
Логопед. Давайте все вместе попробуем составить план рассказа. Как вы думаете с чего лучше начать?
Дети. Мы расскажем о природе, о погоде, о лесе.
Логопед. Верно, о чём вы расскажите дальше?
Дети. Потом мы расскажем о том, что делают люди, нарисованные на картинке.
Логопед.Чем вы закончите рассказ?
Дети. Мы расскажем о настроении, которое вызывает картина.
6. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
7.Рассказ по картине «Уборка урожая» с использованием алгоритма.
Логопед сначала может предложить составить рассказ троим детям, а потом вызвать одного ребёнка, который в целом повторит рассказ.
1-й ребёнок. На картине изображён ясный осенний день.Стоит тёплая погода. Стаи птиц летят на юг. Лес уже стал цветным.
2-й ребёнок. На переднем плане нарисованы люди, которые убирают урожай. На заднем плане мы видим людей, которые закончили работу и уходят с поля с инструментами на плечах.
3-й ребёнок. Картина написана в тёплых тонах и вызывает хорошее настроение.
Логопед. Молодцы! Мне очень понравился рассказ, который вы составили. Кто из вас может повторить его целиком?
8.Игра с мячом «Маленькие повара» [Совершенствование грамматического строя речи]
Логопед берёт в руки мяч и зовёт детей на ковёр.Дети становятся в круг.
Логопед. Давайте представим , что мы с вами собрали богатый урожай. Теперь мы станем поварами и будем готовить.Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, отвечающее на вопрос «Какой?». Из картофеля можно приготовить…
1-й ребёнок. …картофельное пюре.
Логопед. Из капусты можно приготовить..
2-й ребёнок. Капустные котлеты.
Логопед. Из свеклы можно приготовить..
3-й ребёнок. Свекольный салат.
Логопед. Вот какой обед приготовили!
9.Упражнение «Светофорчики»
Логопед раздаёт детям тетради и ставит на стол карандаши.
Логопед. Откройте тетради на стр.3 С каким звуком вы познакомились на прошлой неделе?
Дети. Звук [j] и буква Йй.
Логопед.Назовите картинки.
Дети. Улей, йогурт, лейка.
Логопед. Правильно определите место звука [j] в этих словах и раскрасьте соответствующий квадрат светофорчика.
Дети выполняют задание, а логопед оценивает работу детей.
10. Подведение итога занятия.
Логопед.Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Но всё-таки чью работу можно оценить особенно?
Дети оценивают работу друг друга и аргументируют ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема "Овощи. Труд взрослых на огороде" Материалы для осуществления совместной деятельности детей и взрослых.. Технология дистанционного обучения.
Игры и упражнения помогут закрепить с ребёнком знания, которые он получает на занятиях в детском саду по лексической теме. Взрослые, выполняя задания с ребёнком, помните, что главное в жиз...
Рекомендации родителям по лексической теме "Овощи. Труд в огороде осенью"
Словесный материал для отработки лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи.Труд в огороде осенью"...
Лексическая тема "Овощи. Труд людей на полях и в огородах"
С 28 сентября по 2 октября изучали с детьми лексическую тему "Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах". Здесь родители могут найти рекомендации по закреплению дома с детьми знаний и умени...
Материал по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»
Материал по лексической теме: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»П/и, «Коллекционирование», «Опыты», Развлечение: «Виртуальное путешествие в деревню&ra...
Календарное планирование учителя-логопеда на неделю по теме "Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. Звук У. Буква У»
Данная форма календарного планирования учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности разрабатывается на неделю. В ней отражены разделы коррекции и краткое содержание...
Рекомендации для родителей: "Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах"
Родителям рекомендуется: побеседуйте с детьми об овощах (рассмотрите овощи на картинках или в натуральном виде) и о том, как их выращивают. Поиграйте в речевые игры, выбирая одну-две игры. В течение в...
Лексическая тема "Овощи. Труд людей в полях и огородах"
Консультация по лексической теме...