Использование разных анализаторных систем при формировании звуко-буквенной связи у детей с трудностями в овладении письменной речью.
статья по логопедии
Статья раскрывает способы формирования звуко-буквенной связи у детей с трудночтями в овладении письменной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_raznyh_analizatornyh_sistem_pri_formirovanii_zvuko.docx | 697.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование разных анализаторных систем при формировании звуко-буквенной связи у детей с трудностями в овладении письменной речью.
Статья учителя-логопеда МБОУ «СОШ№ 12» города Новочебоксарска Павловой Маргариты Петровны
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
По разным данным, несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников массовой школы и до 50% учеников вспомогательной школы препятствием для обучения становится дислексия. (Корнев А.Н.)
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. (Лалаева Р.И.)
Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
Выделяют разные формы дисграфии и дислексии, в статье же хочу затронуть оптическую и мнестическую формы.
Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
Общим при этих формах является трудности усвоения звукобуквенной связи, графического образа букв.
Усвоение букв — это механизм, путь формирования собственного опыта ребёнка в обобщённых способах узнавания, прочтения и написания букв. Процесс усвоения состоит из ряда компонентов. В овладении графикой языка этот ряд возможно представить следующим образом: мотивационная готовность к процессу изучения букв и положительное отношение к нему; чувственное ознакомление с буквами; запоминание и сохранение их зрительных и моторных образов, сочетаемых с артикуляционными и акустическими образами соответствующих фонем; активная переработка материала в мышлении.
Для преодоления этих трудностей, одновременно с развитием речевых предпосылок чтения, пространственной ориентировки, рекомендуется формировать стабильный графический образ буквы (графемы) на полианализаторной основе.
Для этого можно использовать следующие приемы и упражнения:
- Обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв ( в т.ч. букв из наждачной и бархатной бумаги). Тактильное опознание этих букв.
- Письмо букв на песочном столе (можно использовать поднос с манной крупой).
- Дермолексия. Взрослый «рисует» на ладони или спине ребенка букву, а тот должен опознать ее.
- Обведение букв на графомоторном тренажере.
- Конструирование букв из пластилина, проволоки, веревки, камней, элементов и т.д. Штриховка букв, обмазывание пластилином, оклеивание семенами.
Указанные выше приемы задействуют кинестетический анализатор, это облегчает дифференциацию букв.
- «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы написанные разным шрифтом.
- Достраивание букв (добавление недостающих элементов).
- Узнавание наложенных букв.
- Корректурные пробы. Ребенок учится «идти» по строчке, слева на право, а не в хаотичном порядке.
- Буквенные лабиринты, где до цели нужно дойти по изучаемой букве.
Приемы 6, 7,8, 9, 10 способствуют развитию зрительного гнозиса.
Для лучшего запоминания задействуем ассоциативное мышление, которое тесно связано с воображением. Ассоциативное обучение предусматривает присутствие фактора положительного подкрепления и также является вариантом долговременной памяти.
На что похожа буква? Придумать с ребенком алфавит и зарисовать. Например С -кусочек сыра в виде этой буквы.
Литература:
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
- Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
- В. И, Ноделъман, Е. Ю. Хан Формирование ассоциативных образов букв в процессе преодоления трудностей в усвоении графики языка учащимися первого класса // СИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ (научно-практическое издание) 5/2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста.
Практический материал для логопедов, воспитателей логопедических групп, дефектологов....
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста
В публикации предложена поэтапная система коррекционной работы по преодолению фонематических, оптических, двигательных нарушений у дошкольников с нарушениями речи. Предложенная автором система являетс...
Семинар-практикум "Формирование предпосылок к овладению письменной речью"
Педагогическая работа по предупреждению дислексии и дисграфии осуществляется в рамках логопедической деятельности в ДОУ с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие речи в тесно...
Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»
Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»...
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.Ключевые слова: фонематические процессы, фонематический слух, ...