Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»
учебно-методический материал (младшая группа)
Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»
Проблема: Отсутствие у детей культурно - гигиенических навыков.
Цель: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
3. Формировать правила поведения за столом.
4. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно - гигиенических навыков.
План педагогического опыта:
1. Изготовление картотеки художественной литературы для формирования КГН : стихи, сказки, загадки, потешки.
2. Чтение художественной литературы в режимные моменты.
3. Составление картотеки «КГН упражнения» и выполнения упражнений. «Мыльные перчатки», "Делаем прическу", «Носики - курносики» и т. д.
4. Беседы с детьми о правилах культуры гигиены используя дидактический материал.
5. Сюжетно – ролевые игры: «День рождения Жучки», «Собираемся на прогулку», «Купание куклы», «День рождения куклы Кати».
6. Консультации для родителей: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Как ухаживать за молочными зубами у детей», «Как приучать детей к опрятности и аккуратности».
7. Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Этикет для малышей», «Расскажи про детский сад».
8. Рассматривание картинок на темы «посуда», «одежда», «мебель».
Актуальность
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.
Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
- Личный пример.
- Алгоритмы действий.
- Использование сюжетных и дидактических игр.
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Игровые и проблемные ситуации.
- Использование фольклора и художественной литературы, беседы.
Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности.
В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при раздевании и одевании)
В непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности детей.
Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.
Например:
● при умывании : Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку –
Посмелей!
Будем умываться веселей !
● при расчёсывании: Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки покажу.
● при кормлении: Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша, ели кашу не спеша.
Ложка, за ложкой,
Ели понемножку.
● при засыпании: Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи это пятки - мягки, да сладки?
Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!
● при одевании: Даша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?»
Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.
Навык мытья рук:
Приступая к гигиенической процедуре, проговариваю с детьми весь процесс:
Завернуть рукава одежды;
Поднести руки под струю воды, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга;
Смыть мыло под струёй воды;
Стряхнуть воду с кистей;
Снять полотенце;
Насухо вытереть лицо и руки (называют части тела и лица, которые вытирают) ;
Навык одевания – раздевания:
Все действия стараюсь сопровождать стихами и потешками.
При формировании навыка самостоятельно одеваться (заметила, что детям легче научиться снимать одежду, чем надевать) надо:
- посадить ребенка на стульчик;
- сопровождать каждое действие словесно («возьми штанишки, сядь на стул»);
- взять штанишки за резинку;
- поднять и просунуть одну ногу в штанишки затем вторую в пустую штанину
-держать крепко штанишки за резинку, встать со стула и натянуть их вверх.
Формирование правил поведения:
Начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
Аккуратно убирать одежду.
Во время всего процесса одевания или раздевания побуждаю детей к самостоятельности.
Навык пользования расчёской:
-Знать свою расчёску и место, где она лежит;
-Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования;
- Спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности;
-Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре);
-Исключить возможность пользования чужой расчёской.
Навык пользования носовым платком:
-Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;
-Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;
-Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т. д.
-Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос (в случае необходимости обращаться за помощью) ;
-Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
-Обращать внимание на чистоту носового платка!
Навык пользования туалетом:
-Закреплять умение проситься на горшок и пользоваться только своим.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы. Если ребенок освоил эти навыки, то можно закреплять их в дидактических упражнениях и играх.
Результаты проделанной работы:
- многие дети без напоминания моют руки после туалета, после занятий лепкой и рисованием, после прогулок, сами спешат помыть руки перед едой, ищут и используют мыло;
- многие дети могут самостоятельно одеться и раздеться, во время сборов на прогулку некоторые дети знают очередность одевания;
- после сон часа девочки пытаются сами достать свои расчески и просят их заплести;
- если кто - нибудь испачкается или намочит одежду то они сами пытаются ее переодеть или просят помощи у взрослых;
- в самостоятельной детской деятельности на первый план вышли игры в докторов и поваров;
- основы правил поведения за столом во время приема пищи в процессе усвоения.
Перспективы на будущие:
Мы ежегодно набираем новый состав детей, поэтому работа по развитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания будет всегда актуальным для нас.
Мы будем расширять и углублять работу данного направления за счет обогащения сенсорного опыта детей и использования новых технологий, методов, приемов, таких как:
- проектирование
- моделирование и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей первой младшей группы
В консультации даётся информация о том, что относится к культурно - гигиеническим навыкам, а так же формирование культурно - гигиенических навыков в едином союзе семьи и детского сада....
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки».
Формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарн...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы(2-3 лет)
Задачи формирования КГН удетей 2-3 лет. Формы работы с родителями....
Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Научим Кирилла правильно мыть руки»
Цель: Формирование у детей культурно - гигиенических навыков....
Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки»
Тема" Чистые ладошки"Программные задачи:Образовательные задачи: - Продолжать учить детей последовательно мыть руки, намыливать их до образования пены, смывать мыло, умывать лицо,...
Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы Тема: «Чистые ладошки»
Цель: Учить детей процессу умывания, соблюдению последовательности действий....