Развитие слуховой дифференциации звуков речи
консультация по логопедии
У дошкольников часто встречается форма нарушения, связанная с неразличением звуков на слух. С целью преодоления этой формы нарушения звукопроизношения необходимо научить ребёнка различать на слух заменяемые им в речи звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слуховой дифференциации звуков речи
Часто у дошкольников встречается форма нарушения, связанная с неразличением звуков на слух. С целью преодоления этой формы нарушений звукопроизношения необходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребенка разницу в их звучании. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук З можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж – с жужжанием жука; С – со свистом или звуком вытекающей из крана воды; Ш – с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений взрослый продолжительно и достаточно громко произносит то звук З, то звук Ж, после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это, жук или комар?» Или после попеременного произнесения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?»
При работе над слуховой дифференциацией звуков особенно важно, чтобы прежде всего сам взрослый, занимающийся с ребенком и не являющийся специалистом в области логопедии, до конца осознавал различие в звучании звуков и затем довел это различие до сознания ребенка. Существенную помощь здесь могут оказать стихотворения, в которых зарифмованы специально подобранные на определенные звуки слова и в которых подчеркивается специфика звучания каждого из этих звуков.
Например, в стихотворении «Свист и шум» по принципу противопоставления «обыгрываются» звуки С и Ш. В двух первых четверостишиях дано «нагнетание» звука С, что позволяет лучше уловить особенности его звучания, в двух следующих четверостишиях – звука Ш. В последнем четверостишии противопоставляются оба эти звука и подводится общий итог в отношении особенностей их звучания (один звук – свист, другой – шум).
СВИСТ И ШУМ
В словах на «с» - повсюду свист,
Он слышен здесь прекрасно:
«Собака», «сумка», «сахар», «лист»…
Теперь тебе все ясно?
Так ветер осенью свистит,
Стучась в стекло с разбегу,
И свистом словно говорит:
«Насыплю скоро снегу!»
В словах на «ш» - совсем не то,
Тут шум сплошной мы слышим:
«Шалаш», «подушка», «решето»,
«Шуршим», «решаем», «пишем»…
Так на ветру шумит камыш,
Шипит наш кот со звуком «ш»,
И если мышку уследишь,
То тоже ты услышишь «ш-ш-ш»…
Чтоб «с» услышать в слове «лист»,
Запомни ты без долгих дум,
Что в звуке «с» - один лишь свист,
А в «ш» - шипенье, шорох, шум!
(Л.Парамонова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/09/picture-76668.jpg)
«АЛЬБОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ»
В процессе своей работы, столкнувшись при обследовании фонематического слуха и фонематического восприятия со сложностью подбора дидактического материала, а также с необходимостью дифференц...
Дифференциация звуков речи
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-376914-1389040081.jpg)
Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию Звуков речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Подбери пару"
Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра поможет выработать устойчивое произно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/07/picture-1265894-1638864381.jpg)
Консультация для родителей "Воспитание слуховой дифференциации звуков"
Консультация для родителей "Воспитание слуховой дифференциации звуков"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/16/picture-888374-1692152198.jpg)
Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников
Дифференциация звуков - различение звуков, схожих по каким-либо признакам (свистящие-шипящие, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие и т.п.). Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самос...