Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников
методическая разработка по логопедии

Тукиш Татьяна Федоровна

Дифференциация звуков - различение звуков, схожих по каким-либо признакам (свистящие-шипящие, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие и т.п.). Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи может заменять их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет. В школе могут возникнуть нарушения процессов чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluhovaya_differentsiatsiya.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников

      Если развитие ребенка соответствует норме, то ребенок различает на слух все звуки речи. Даже    акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста. Если есть какие-то сомнения, начинаем проверять акустически близкие звуки с трехлетнего возраста. Обязательно обследуем: твердые - мягкие (15 пар); звонкие - глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); звуки [р], [л].

Если проверка показывает, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то очевидно, что у него нет предпосылок акустической дисграфии.

Если ребенок не дифференцирует те или иные пары или группы звуков на слух, приступаем к профилактической работе.  

Важно начинать работу именно с трехлетнего возраста, т.к. работа предстоит обширная и она должна быть закончена до начала обучения грамоте. Работа по слуховой дифференциации звуков должна проводиться для предупреждения акустической дисграфии и задержанного возрастного правильного произношения.

Я начинаю свою работу с обучения детей умению четко артикулировать гласные звуки (а.о,у,ы,и). Это важный этап, т.к. многие ошибки письма связаны с нарушением артикуляции данных звуков.

Для формирования правильного артикуляционного уклада рекомендую родителям проводить артикуляционную гимнастику. Тем более, что сейчас очень большой выбор различных пособий с иллюстрациями и сказочным текстом, типа «Сказки о веселом язычке».

  Эффективна в этом возрасте бионергопластика. Естественное распределение биоэнергии в организме происходит тогда, когда выполняются движения руки и артикуляционного аппарата совместно. Биоэнергопластика влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Очень полезны упражнения, когда дети пропевают гласные , а руки при этом выполняют различные действия:

А- руки веерх

Э-руки округлены

У- руки вытянуты вперед и т.д.

Главное придерживаться определенного алгоритма, чтобы научить детей:

- показ и словесная инструкция.

- словесная инструкция без показа.

 Далее усиливаем кинестетические ощущения, выполняем упражнения:  

- с открытыми глазами;

- с закрытыми глазами.

 С детьми старшего возраста  произношение свистящих звуков сопровождается движением ладони  вниз, шипящих-вверх (в соответствии с движением языка).

 Активно развиваем мелкую моторику рук: штриховка, рисование, раскраски, пальчиковые упражнения,Су-Джок терапия магнитными шарами, игольчатые коврики и шары Ляпко и т.д. Все это развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Отдельно хочется отметить. Игры и упражнения с массажным мячиком.

 Массажный мячик:

 – эффективно развивает кисти рук ребёнка, движения пальчиков, разрабатывает мышцы.

 - воздействует на нервные окончания,

- улучшает приток крови и активизирует кровообращение.

- улучшает капиллярный кровоток, сокращает венозный застой, повышает кожно-мышечный тонус.

А все это в целом улучшает общее состояние организма, стимулирует психомоторное развитие ребенка.

Полезны такие упражнения:

Упражнения с массажным мячиком:

1.  «Мы катаем вверх-вниз, вправо-влево и по кругу. Пальчики встречаем, и по ним катаем».  

2.  «Мяч в ладошке сожми, пальчиками придави».

3.  «Мяч подкинем, ручки подставляем - мяч поймаем».

4. «Мячик в правой я держу, в левую переложу» и т.д.

Эти и другие упражнения помогают сделать занятие интереснее и разнообразнее.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«АЛЬБОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ»

В  процессе своей работы, столкнувшись при обследовании фонематического слуха и фонематического восприятия со сложностью подбора дидактического материала, а также с  необходимостью дифференц...

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.

Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ....

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Речевые нарушения включают в себя почти все формы дисграфии. Такой ребенок не может сосредоточется на занятии, небрежно выполняет задания, путает цвета, у него нарушены процессы формирования пространн...

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи...

Развитие слуховой дифференциации звуков речи

У дошкольников часто встречается форма нарушения, связанная с неразличением звуков на слух. С целью преодоления этой формы нарушения звукопроизношения необходимо научить ребёнка различать на слух заме...