Конспект логопедического занятия для старшей группы дошкольного возраста 6-7 лет. "Автоматизация и дифференциация произношения звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях."
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Максимова Елизавета Юрьевна
Вашему вниманию предлагается учебно-методический материал по автоматизации и дифференциации сонорных звуков Р, РЬ - Л, ЛЬ в слогах, словах и предложениях. 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МОУ "СОШ "Токсовский центр образования им. Героя Советского Союза

В.Я. Петрова"

Автор:  учитель-логопед

     Максимова Е.Ю.

Конспект  логопедического занятия для старшей группы дошкольного возраста 6-7 лет.

Тема: "Автоматизация и дифференциация произношения звуков

 [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях."

Коррекционно-образовательные задачи: 

  1. Автоматизация и дифференциация произношения звуков [Р], [Рь], [Л], [Ль]  в  слогах, словах, предложениях.
  2. Закрепить акустические и артикуляторные характеристики звуков [Р]; [Рь]; [Л]; [Ль] (картинки-символы звуков по Т.А. Ткаченко).

Коррекционно-развивающие задачи: 

  1. Развитие общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Развитие силы и длительности речевого выдоха.
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  5. Развитие мелкой моторики (развитие ритмичности, координации речи с движениями).
  6. Развитие эмоционально-волевой сферы (навыка самоконтроля, усидчивости).

Коррекционно-воспитательные задачи: 

1. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ],

два  подсолнуха, плоскостные изображения  девочек и мальчиков (Вера, Гриша, Мила, Лёня).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня в гости пришли  два мальчика – Гриша и Лёня и  две девочки – Мила и Вера.  Я разложила  для них подарки, но злой волшебник перемешал все подарки, и наши гости не смогут их получить. Давайте разложим подарки для наших гостей вместе. В каждом подарке спрятались звуки [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]. Вера должна получить подарки со звуком  [Р].  Для Гриши приготовлены подарки со звуком [РЬ]. Для Милы подарки со звуком [Л], а для Лёни со звуком   [ЛЬ].  Назовите четко каждое слово (ландыш, рюкзак, лилия, ракета, ласты, ремень, лейка, ранец, лупа, шарики, лента, радио) и уточните, какие именно звуки спрятались в каждом слове:  [р], [р'], [л], [л'].  А потом разложите для каждого гостя свои подарки.

Нашим гостям понравились подарки, которые вы, ребята, для них приготовили. Они очень хотят послушать, как вы будете четко, правильно и красиво говорить на занятии.

II. Повторение.

- О каких звуках мы сегодня будем говорить? О звуках [р], [р'] — [л], [л'].

  1. Уточнение артикуляции звуков [р], [р'] — [л], [л'].

Давайте еще раз повторим артикуляцию этих звуков.

1.Звук [Р] - Рот широко открыт, зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит: "Р-Р-Р-Р."

Звук [Р’] -  Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит: РЬ-РЬ-РЬ-РЬ.

Звук [Л] – губы улыбаются, зубы не сжимаем, между ними расстояние – "дорожка". Язык узкий напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, то по бокам языка видны пустые края. Горлышко гудит. Гудим в кончик языка: "Л-Л-Л-Л."

Звук [Л’] – губы улыбаются, зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Гудим в кончик языка: "ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ."

2. Характеристика звуков [р], [р'] — [л], [л'].

Звук [Р] - согласный, звонкий, твердый;

звук [Р’] - согласный, звонкий, мягкий;

звук [Л] - согласный,  звонкий, твердый;

звук [Л’] - согласный, звонкий, мягкий.

 3. Слоговые упражнения. (Закрепление звуков [р], [р'] — [л], [л'] в прямых и обратных слогах. Развитие чувства ритма и рифмы).

         Ло-ла-ло  — Клаве за столом светло.      Лы-лу-лы  — вместе сядем за столы.  

Ре-ро-ре  — стоит домик во дворе.             Ра-ру-ра   — в парке ровная гора.

Ол-ул-ол  — лыжи уложу в чехол.        Ил-эл-ил  — молоко теленок пил.           Ля-лю-ля  — зеленеют все поля.                Ли-ля-ли  — все ромашки зацвели.

Аль-аль-аль – есть у дедушки медаль.   Оль-оль-оль — я люблю поесть фасоль.

Арь-арь-арь — под рябиною глухарь.   Орь-орь-орь —на хоря напала хворь.  

4. Игра "Похлопаем-потопаем." (Развитие фонематического слуха).

На звук Р - хлопаем, на звук Л - топаем.

рыба, лапа, рукав, лук, рубин, ласты, лыжи, луна, работа, фара, ручей , дупло, акула, рынок, лук, комар.

5. Игра «Подсолнухи». Детям предлагается составить из лепестков два подсолнуха. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречаются либо звуки [р], [р'], либо звуки [л], [л']. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет звук, его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующего подсолнуха.

Картинки со звуками [р], [р']: руки, ручка, рубашка, репа, редис, рюкзак, нора, барабан, фары, орехи, гири, шарики.

Картинки со звуками [л], [л']: лак, лупа, ложка, липа, лиса, лебедь, юла, пила, акула, улитка, туфли, кегли.

6. Дидактическая игра «Измени слово». (Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков Л-Р в словах, отличающихся одним звуком).

Детям предлагается послушать первое слово и изменить мысленно звук  Р на Л или звук  Л на Р. Значение незнакомых слов уточняется педагогом.

рама — лама                        стар — стал                    пир — пил        

лов — ров                       жар — жал                       лак — рак

ложки — рожки                      игра — игла                     телка — терка         

III. Пальчиковая гимнастика «Угадай на букву Р» (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).

Рыба! Рыжик! Рысь! Рыбак!                          Поочередно загибать пальцы на  Радуга! Ракета! Рак! Нет не рак.                       обеих руках.

Тогда ромашка, рыболов, ружье, рубашка.  

Может рама или ручка?

Нет! А так это Жучка!                                      

Под столом она сидит                                         Сесть на корточки.

И на нас собой рычит: "РРРРР."                         Зарычать как собака.

7. Дидактическое упражнение «Закончи строчку». (Развитие фонематических представлений, чувства ритма и рифмы).

Ребята, а теперь закончите строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу:

Среди белых голубей один серый  ... (воробей).

Дедушку зовут Лука, у него болит ... (рука).

Лесорубы на столы положили ... (топоры).  

У нашей Луши в руках две ... (груши).

Рисовал художник ламу и картину вставил в ... (раму).

8. Развитие плавного речевого выдоха. Игра "Ах как вкусно пахнет!".

Детям раздаются кусочки фруктов на тарелках, затем дети делают вдох носом и на выдохе говорят: "Ах как вкусно пахнет этот фрукт!"

9. Дидактическая игра «Слоги перепутались». (Формирование умения переставлять слоги в одном слове для образования другого, работа над слоговой структурой слова).

- Ребята, слоги перепутались, составьте слова:

ма - ра - рама                    жик - ры - рыжик               ке - та - ра - ракета

бо - та - ра - работа           ка - ру - рука                      ря - мо - моря

то - ло - лото                     са - ли - лиса                       ка - лож - ложка

ла - пи - пила                     ла - кук - кукла                   ка - бел - белка

IV. Итог занятия.

    - Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать?

  • Дайте характеристику этим звукам.
  • Наши гости Вера, Мила, Гриша и Леня очень довольны тем, что вы справились со всеми заданиями и они для вас приготовили угощения – сладкие ароматные яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме "Дифференциация звуков Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях."

Данный конспект занятия посвящен дифференциации Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных пр...

Открытое логопедическое занятие в старшей группе «В гостях у слоника» Тема: автоматизация звука С

ЦЕЛЬ: автоматизировать звук СЗАДАЧИ:Коррекционно-образовательная: закрепление правильного  произношения  звука  «С» длительно и отрывисто; в слогах, в словах;обучение приёмам словоизмен...

Конспект нод по логопедии для детей старшего группы дошкольного возраста на дифференциацию звука «Л - ЛЬ».

Цель: закрепление навыков различения звуков « Л-ЛЬ» в связной речи.Задачи: продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости; составлению предложений по картинкам; образовывать множественн...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

Подгрупповое занятие в комбинированной группе для детей 6-7 лет. «Автоматизация и дифференциация звуков [ Ш]- [ Ж]»

Занятие разработано для закрепления правильного произношения звуков Ш-Ж в речи....