Конспект логопедического занятия для старшей группы дошкольного возраста 6-7 лет. "Автоматизация и дифференциация произношения звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях."
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_avtomatizatsii_i_differentsiatsii_r_r_l_l.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "СОШ "Токсовский центр образования им. Героя Советского Союза
В.Я. Петрова"
Автор: учитель-логопед
Максимова Е.Ю.
Конспект логопедического занятия для старшей группы дошкольного возраста 6-7 лет.
Тема: "Автоматизация и дифференциация произношения звуков
[Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях."
Коррекционно-образовательные задачи:
- Автоматизация и дифференциация произношения звуков [Р], [Рь], [Л], [Ль] в слогах, словах, предложениях.
- Закрепить акустические и артикуляторные характеристики звуков [Р]; [Рь]; [Л]; [Ль] (картинки-символы звуков по Т.А. Ткаченко).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие силы и длительности речевого выдоха.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Развитие мелкой моторики (развитие ритмичности, координации речи с движениями).
- Развитие эмоционально-волевой сферы (навыка самоконтроля, усидчивости).
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ],
два подсолнуха, плоскостные изображения девочек и мальчиков (Вера, Гриша, Мила, Лёня).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня в гости пришли два мальчика – Гриша и Лёня и две девочки – Мила и Вера. Я разложила для них подарки, но злой волшебник перемешал все подарки, и наши гости не смогут их получить. Давайте разложим подарки для наших гостей вместе. В каждом подарке спрятались звуки [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]. Вера должна получить подарки со звуком [Р]. Для Гриши приготовлены подарки со звуком [РЬ]. Для Милы подарки со звуком [Л], а для Лёни со звуком [ЛЬ]. Назовите четко каждое слово (ландыш, рюкзак, лилия, ракета, ласты, ремень, лейка, ранец, лупа, шарики, лента, радио) и уточните, какие именно звуки спрятались в каждом слове: [р], [р'], [л], [л']. А потом разложите для каждого гостя свои подарки.
Нашим гостям понравились подарки, которые вы, ребята, для них приготовили. Они очень хотят послушать, как вы будете четко, правильно и красиво говорить на занятии.
II. Повторение.
- О каких звуках мы сегодня будем говорить? О звуках [р], [р'] — [л], [л'].
- Уточнение артикуляции звуков [р], [р'] — [л], [л'].
Давайте еще раз повторим артикуляцию этих звуков.
1.Звук [Р] - Рот широко открыт, зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит: "Р-Р-Р-Р."
Звук [Р’] - Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит: РЬ-РЬ-РЬ-РЬ.
Звук [Л] – губы улыбаются, зубы не сжимаем, между ними расстояние – "дорожка". Язык узкий напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, то по бокам языка видны пустые края. Горлышко гудит. Гудим в кончик языка: "Л-Л-Л-Л."
Звук [Л’] – губы улыбаются, зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Гудим в кончик языка: "ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ."
2. Характеристика звуков [р], [р'] — [л], [л'].
Звук [Р] - согласный, звонкий, твердый;
звук [Р’] - согласный, звонкий, мягкий;
звук [Л] - согласный, звонкий, твердый;
звук [Л’] - согласный, звонкий, мягкий.
3. Слоговые упражнения. (Закрепление звуков [р], [р'] — [л], [л'] в прямых и обратных слогах. Развитие чувства ритма и рифмы).
Ло-ла-ло — Клаве за столом светло. Лы-лу-лы — вместе сядем за столы.
Ре-ро-ре — стоит домик во дворе. Ра-ру-ра — в парке ровная гора.
Ол-ул-ол — лыжи уложу в чехол. Ил-эл-ил — молоко теленок пил. Ля-лю-ля — зеленеют все поля. Ли-ля-ли — все ромашки зацвели.
Аль-аль-аль – есть у дедушки медаль. Оль-оль-оль — я люблю поесть фасоль.
Арь-арь-арь — под рябиною глухарь. Орь-орь-орь —на хоря напала хворь.
4. Игра "Похлопаем-потопаем." (Развитие фонематического слуха).
На звук Р - хлопаем, на звук Л - топаем.
рыба, лапа, рукав, лук, рубин, ласты, лыжи, луна, работа, фара, ручей , дупло, акула, рынок, лук, комар.
5. Игра «Подсолнухи». Детям предлагается составить из лепестков два подсолнуха. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречаются либо звуки [р], [р'], либо звуки [л], [л']. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет звук, его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующего подсолнуха.
Картинки со звуками [р], [р']: руки, ручка, рубашка, репа, редис, рюкзак, нора, барабан, фары, орехи, гири, шарики.
Картинки со звуками [л], [л']: лак, лупа, ложка, липа, лиса, лебедь, юла, пила, акула, улитка, туфли, кегли.
6. Дидактическая игра «Измени слово». (Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков Л-Р в словах, отличающихся одним звуком).
Детям предлагается послушать первое слово и изменить мысленно звук Р на Л или звук Л на Р. Значение незнакомых слов уточняется педагогом.
рама — лама стар — стал пир — пил
лов — ров жар — жал лак — рак
ложки — рожки игра — игла телка — терка
III. Пальчиковая гимнастика «Угадай на букву Р» (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).
Рыба! Рыжик! Рысь! Рыбак! Поочередно загибать пальцы на Радуга! Ракета! Рак! Нет не рак. обеих руках.
Тогда ромашка, рыболов, ружье, рубашка.
Может рама или ручка?
Нет! А так это Жучка!
Под столом она сидит Сесть на корточки.
И на нас собой рычит: "РРРРР." Зарычать как собака.
7. Дидактическое упражнение «Закончи строчку». (Развитие фонематических представлений, чувства ритма и рифмы).
Ребята, а теперь закончите строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу:
Среди белых голубей один серый ... (воробей).
Дедушку зовут Лука, у него болит ... (рука).
Лесорубы на столы положили ... (топоры).
У нашей Луши в руках две ... (груши).
Рисовал художник ламу и картину вставил в ... (раму).
8. Развитие плавного речевого выдоха. Игра "Ах как вкусно пахнет!".
Детям раздаются кусочки фруктов на тарелках, затем дети делают вдох носом и на выдохе говорят: "Ах как вкусно пахнет этот фрукт!"
9. Дидактическая игра «Слоги перепутались». (Формирование умения переставлять слоги в одном слове для образования другого, работа над слоговой структурой слова).
- Ребята, слоги перепутались, составьте слова:
ма - ра - рама жик - ры - рыжик ке - та - ра - ракета
бо - та - ра - работа ка - ру - рука ря - мо - моря
то - ло - лото са - ли - лиса ка - лож - ложка
ла - пи - пила ла - кук - кукла ка - бел - белка
IV. Итог занятия.
- Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Наши гости Вера, Мила, Гриша и Леня очень довольны тем, что вы справились со всеми заданиями и они для вас приготовили угощения – сладкие ароматные яблоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме "Дифференциация звуков Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях."
Данный конспект занятия посвящен дифференциации Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях....
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».
Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных пр...
Открытое логопедическое занятие в старшей группе «В гостях у слоника» Тема: автоматизация звука С
ЦЕЛЬ: автоматизировать звук СЗАДАЧИ:Коррекционно-образовательная: закрепление правильного произношения звука «С» длительно и отрывисто; в слогах, в словах;обучение приёмам словоизмен...
Конспект нод по логопедии для детей старшего группы дошкольного возраста на дифференциацию звука «Л - ЛЬ».
Цель: закрепление навыков различения звуков « Л-ЛЬ» в связной речи.Задачи: продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости; составлению предложений по картинкам; образовывать множественн...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»
Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Подгрупповое занятие в комбинированной группе для детей 6-7 лет. «Автоматизация и дифференциация звуков [ Ш]- [ Ж]»
Занятие разработано для закрепления правильного произношения звуков Ш-Ж в речи....