Открытое логопедическое занятие в старшей группе «В гостях у слоника» Тема: автоматизация звука С
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Решетникова Юлия Павловна

ЦЕЛЬ: автоматизировать звук С

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательная:

  • закрепление правильного  произношения  звука  «С» длительно и отрывисто; в слогах, в словах;
  • обучение приёмам словоизменения (образование множественного числа существительного в единственном числе).

Коррекционно-развивающие:

  • развитие  познавательных  процессов – произвольного  внимания, предметно-образного и логического мышления;
  • развитие мелкой  моторики; силу выдоха; слуховое восприятие;
  • самоконтроля  за произношением звука «С»;
  • развитие фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание  познавательного интереса, умения контролировать себя,  воспитание учебных навыков;
  • умение концентрироваться на заданиях, не отвлекаясь на присутствие взрослых.

Занятие содержит весь комплекс логопедиеских заданий. Массаж пальцев, арт. гимнастику, дыхательную гимнастику,  упражнение на развитие фонематиеского анализа, развитие грамматиеской стороны речи, мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл автоматизация звука С24.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Автоматизация звука «С» .

ЦЕЛЬ: автоматизировать звук С 

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательная:

  • закрепление правильного  произношения  звука  «С» длительно и отрывисто; в слогах, в словах;
  • ориентировка в пространстве по словесной инструкции взрослого;
  • обучение приёмам словоизменения (образование множественного числа существительного в единственном числе).

Коррекционно-развивающие:

  • развитие  познавательных  процессов – произвольного  внимания, предметно-образного и логического мышления;
  • развитие мелкой  моторики; силу выдоха; слуховое восприятие;
  • самоконтроля  за произношением звука «С»;
  • развитие фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание  познавательного интереса, умения контролировать себя,  воспитание учебных навыков;
  • умение концентрироваться на заданиях, не отвлекаясь на присутствие взрослых.

Оборудование:

  • демонстрационный материал:  коробочка с большим количеством гороха +маленькая игрушка слона;  

-карточка-схема для уточнения артикуляции звука «С»;

-предметные картинки  на звук «С».

  • раздаточный материал: мячик с шипами и колечко для самомассажа пальцев рук;

-маленькие ворота для дыхательной гимнастики;

-мяч;

-дорожка из разноцветных «кочек»;

-предметные картинки,

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед:  Посмотрите, пожалуйста, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть наше занятие и послушать, как правильно вы научились произносить звуки. Но где же ещё один гость, куда же он спрятался, он обещал обязательно посетить сегодня нас, ребята вы хотите узнать кто же этот загадочный гость? Тогда отгадайте загадку:

Он большой и очень сильный

Очень мощный и красивый

Всем знаком в саванне он

Кто же это? Африканский …

  1. Сообщение сюжета занятия

Логопед:

- Правильно, слон. Но где же он? И что это за коробка? Ребята, а что вы видите в коробке (горох).

-Что это за шорох? Давайте проверим,  может наш слоник спрятался в горохе.

-Вот и он молодцы ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем, здравствуй слоник.

-С какого звука начинается это слово. (Первый звук «С»).

3.Сообщение  темы и целей занятия.

Логопед: 

-Ребята, а слоник сказал мне по секрету,  что он не умеет произносить звук «С».

-Научим слоника правильно произносить звука «С»?

4.Подготовительная работа.

Логопед: 

-Ребята, а что надо делать что бы красиво и правильно говорить?

-Надо тренировать наших помощников. Что это за помощники? (Наши помощники: пальчики и язычок).

А) Развитие мелкой моторики.  Самомассаж пальчиков с помощью мяча с шипами  и  колечка.

(Раз, два, три, четыре, п ять
вышли пальчики гулять. (катают шарик между ладонями).
Этот пальчик в лес  пошел, (Массаж пальчиков).
этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистил стол.
Этот добр, а этот зол.

Б) Работа  с  зеркалами: артикуляционная гимнастика для группы свистящих звуков

-Молодцы ребята, а теперь давайте научим слоника делать гимнастику для язычка.

1. Упражнение “Лопаточка”.

    Язык лопаткой положи.

    И спокойно подержи.

    Язык надо расслаблять

    И под счёт его держать:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Язык можно убирать.

- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

    На губу язык клади,

    Пя-пя-пя произнеси

    Мышцы расслабляются…

    Лопатка получается….

    Ты под счёт её держи…

    До пяти…до десяти…

3. Упражнение “Горка”.

    Вот так горка, что за чудо!

    Выгнулся язык упруго:

    Кончик в зубы упирается,

    Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы”

   Чищу зубы,

    Чищу зубы.

    И снаружи…

    И внутри.

    Не болели, не темнели,

    Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

В) Работа над дыханием: «Забей мяч в ворота»

-Слонёнок хочет с играть с вам в футбол, только он очень хочет быть вратарём. Пойдёмте за стол.

5.Уточнение артикуляции  и характеристика звука «С».

Логопед: Произнесите звук «С». Научите слонёнка правильно произносить звук  «С». Расскажите, что вы делаете, чтобы он звучал правильно.

- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в нижние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили .

6.Автоматизация изолированного произношения звука «С».

Логопед: Звук «С» можем произносить по-разному: длительно и отрывисто. Длительно СССССС; отрывисто: С – С – С – С.

А )  Слонёнок предлагает поиграть в игру «Лабиринт».  Ставьте пальчик в начало пути и пропойте песенку насоса.  Вдох через нос и произносим звук на выдохе.

-Как вы произносили звук «С»? (Долго)

Б) Игра «Попрыгаем по кочкам».

Слонёнок предлагает попрыгать по кочкам

Прыгая на кочку произносим отрывисто звук с.

- Как вы произносили звук с? (Отрывисто)

7.Автоматизация звука в слогах со стечением согласных.

Игра «Ты - мне, я – тебе.»

Логопед:  Теперь возьмём мяч и  поиграем в игру «Ты – мне, я – тебе»

Я буду читать стихотворение и кидать вам мяч, вы ловите мяч, повторяете последний слог три раза и кидаете мяч обратно.

У стены стоит коса        Са-са-са

Стоп, сломалось колесо   Со-со-со

Страшно вечером в лесу Су-су-су

Мы испачкали носы          Сы-сы-сы

Зеленеют все леса     Са-са-са

На столе стоят весы  Сы-сы-сы

Сумку маме принесу  Су-су-су

Укусила в нос оса         Са-са-са

8. Игра на развитие фонематического слуха

Логопед: Ребята, наш слоник проголодался, но он ест не всё подряд, а только те овощи и фрукты, в названиях которых есть звук «С». Пойдем в наш Сад-огород и соберём только нужные нам овощи и фрукты. Пойдёмте угостим слоника. Но здесь мало овощей и фруктов, а у слоника хороший аппетит. Я знаю что нам делать, мы с играем в волшебную игру  Игра «Один – много».  Если мы всё правильно сделаем, то овощей и фруктов станет много.

Логопед: 

Что-то наш слонёнок загрустил. А вы знаете почему? Ему грустно и одиноко, у него нет друзей. А давайте поможем слонёнку и сделаем для него друзей.

А как мы называем маму слонят, а папу?

Итог занятия.

Слоник очень рад, ему понравилось у вас в гостях, он благодарен за друзей и уходит с ними в Африку. А вам за ваши старания дарит этот подарок. Найдите в горохе подарок от слоника.  Давай еще раз вспомним, с каким звуком мы играли?

«С»

Слушали вы внимательно, говорили правильно. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звуки М-Мь. Вгости к трём медведям".

Представляю конспект еще одного открытого логопедического занятия. Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой к...

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ФФНР Тема «Звуки м - м’»

Тема «Звуки м - м’»Тема открытого занятия «Звуки м - м’» Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м\' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе "Звуки А и У"

Предлагаю вашему вниманию конспект по обучению грамоте в старшей логопедической группе первый год обучения....

Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Как звуки [Ш] и [Ж] стали добрее"

Предлагаю конспект открытого логопедического занятия в старшей группе в виде логосказки, направленного на развитие мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации и дифференциации шипящих звуков, раз...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием ИКТ и игрового модуля Фребеля по дифференциации звуков [Ж] и [Ш] «Змейка и Жук»

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием ИКТ и игрового модуля Фребеля по дифференциации звуков  [Ж]  и  [Ш] «Змейка и Жук»...

Конспект логопедического занятия для старшей группы дошкольного возраста 6-7 лет. "Автоматизация и дифференциация произношения звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях."

Вашему вниманию предлагается учебно-методический материал по автоматизации и дифференциации сонорных звуков Р, РЬ - Л, ЛЬ в слогах, словах и предложениях....