Анализ методической литературы
материал по логопедии

Жданова Анастасия Вячеславовна

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_metodicheskoy_literatury.pptx2.12 МБ
Файл analiz_metodicheskoy_literatury.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Слайд 2

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб . пособие для студ . высш . и сред , пед . учеб . заведений . - 3-е изд ., стереотип . — М.: Издательский центр « Академия », 2000. - 400 с.

Слайд 3

Затулина Галина Яковлевна : Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : Учебно-методическое пособие . ФГОС

Слайд 4

Корнев , А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи : метод , пособие / А. Н. Корнев . — М.: Айрис-пресс , 2006. — 128 с.— ( Библиотека логопеда-практика ).

Слайд 5

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : Пособие для логопеда . –– М.: Просвещение , 1985. - 207 с., ил .

Слайд 6

Бурачевская , О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская . — Вопросы дошкольной педагогики . — 2016.

Слайд 7

Пятница Т.В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста: Пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2005.

Слайд 8

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе . Обучение грамоте детей с нарушениями речи : конспекты занятий . - Москва : ТЦ Сфера , 2001. - 112 с. ( Серия « Вместе с детьми »)

Слайд 9

Богатая О.Ф. УМК. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (вариант 5.2, 1 отделение)

Слайд 10

Благодарим за внимание !



Предварительный просмотр:

Анализ методической литературы по обучению грамоте детей с нарушениями речи

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. При подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы Д.Б. Эльконина, Н.И. Садовниковой, Ф.А. Сохина показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Последовательность и содержание глав определяется логикой речевого развития ребенка и организации педагогического процесса в детском саду. В главах раскрываются основные понятия, особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методика работы. Учебное пособие подготовлено на основе учета традиций отечественной методики развития речи и обучения родному языку, опыта преподавания курса в Московском государственном педагогическом институте им. В. Ленина, заложенного Е. А. Флериной и М. М. Кониной. В нем отражены современные взгляды на речевое развитие дошкольников, использованы материалы исследовании последних лет. В главе «Подготовка детей к обучению грамоте» представлены следующие разделы: сущность подготовки к обучению грамоте, задачи и содержание подготовки к обучению грамоте, ознакомление со словом, ознакомление с предложением, ознакомление со словесным составом предложений, ознакомление со слоговым строением слова, ознакомление со звуковым строением слова, подготовка к обучению письму.

Затулина Галина Яковлевна: Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Учебно-методическое пособие. ФГОС

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и педагогов, индивидуально занимающихся подготовкой детей к школе. Все конспекты систематизированы по трем основным темам и в определенной последовательности.

Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод, пособие / А. Н. Корнев. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 128 с.— (Библиотека логопеда-практика).

В книге представлена авторская программа по обучению детей чтению с 4-5 лет с разработанными конспектами занятий одного из ведущих специалистов в области нарушений письменной речи. Программа построена на принципах, облегчающих усвоение слогового чтения и понимание прочитанного при начале обучения чтению с 4-х лет. Работа по этой методике исключает появление многих ошибок при обучении чтению и письму в школе.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. –– М.: Просвещение, 1985. - 207 с., ил.

В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию всех сторон речи детей подготовительной группы.

Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь – июнь) при условии пребывания детей в специальном детском саду или группах (при массовых детских садах) для детей с недоразвитием фонетического строя речи.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой в объеме, предусмотренном программой для первого класса массовой школы. При разработке конкретной методики обучения материал подбирался с учетом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе звукового состава слова, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

Бурачевская, О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская. — Вопросы дошкольной педагогики. — 2016.

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различной слоговой структуры. Организация занятий образовательной области «Обучение грамоте» продумана таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания; дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий, при котором дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки. У детей с нарушением речи развивается умение последовательно выделять звуки в словах, проводить звуковой, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Пятница Т.В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста: Пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2005.

Пособие посвящено проблеме подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте и рассматривает организационный, содержательный и методический аспекты данного вопроса. Основное содержание пособия составляют практические методические рекомендации и примерные конспекты занятий. Акцент делается на подготовку к освоению письменной речи детей, имеющих отставание в развитии, речевые нарушения, испытывающих трудности в овладении навыками звукового анализа и синтеза. Особое внимание уделяется специальным упражнениям, предупреждающим нарушения письменной речи — дислексию и дисграфию.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. - Москва: ТЦ Сфера, 2001. - 112 с. (Серия «Вместе с детьми».)

В книге представлены занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи 5—6-летнего возраста. Данное пособие включает большой лексический материал, игровые упражнения на формирование грамматических категорий, а также на развитие внимания, памяти, мышления. Настоящее пособие включает 65 конспектов занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. В основу методики положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.

Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.

Пособие имеет общеразвивающую направленность, что позволяет использовать его в работе с детьми даже 5-летнего возраста в группах ФФНР, «Заикание», а также с детьми 6-летнего возраста в группах ЗПР, ОНР (III уровень).

Для логопедов это апробированная система коррекционных занятий, помогающая решать проблемы системности и последовательности в планировании учебного процесса.

Предлагаемая в пособии последовательность отработки звуков и букв заимствована у Г.А. Каше (см.: Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985). Практическое многолетнее применение этой последовательности доказало ее эффективность в работе с детьми.

Богатая О.Ф. УМК. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). (вариант 5.2, 1 отделение).

В УМК входит учебное пособие, методическое пособие, программа и тематическое планирование планирование занятий для педагогов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР, Прописи для обучающихся с ТНР добукварный и букварный периоды. В материалах пособия изучаемые буквы алфавита располагаются от простых по артикуляции к наиболее сложным звукам. Обучение происходит в сочетании с логопедическими упражнениями и закреплением навыков правильного произношения, автоматизации и дифференциации звуков. К пособию прилагаются методические материалы, программа и тематическое Пособие может использоваться воспитателями и родителями для работы с детьми, испытывающими трудности в разговорной речи для отработки правильного произношения звуков русского языка и обучения чтению детей шести-семи лет, имеющих речевые нарушения, и детей более младшего возраста с хорошо развитой речью.

Таким образом, различные авторы предлагают свои методики по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Все они различны по содержанию, но едины по своему назначению.

Источники:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Богатая О.Ф. УМК. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). (вариант 5.2, 1 отделение).
  3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. - Москва: ТЦ Сфера, 2001. - 112 с. (Серия «Вместе с детьми».)
  4. Пятница Т.В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста: Пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2005.
  5. Бурачевская, О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская. — Вопросы дошкольной педагогики. — 2016.
  6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. –– М.: Просвещение, 1985. - 207 с., ил.
  7. Затулина Галина Яковлевна: Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Учебно-методическое пособие. ФГОС
  8. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод, пособие / А. Н. Корнев. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 128 с.— (Библиотека логопеда-практика).
  9. https://theslide.ru/uncategorized/uchebnaya-i-metodicheskaya-literatura-v-pomoshch 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Анализ учебно – методической литературы по проблеме формирования основ безопасности в дорожно – транспортной среде».

Данная статья содержит анализ  учебно – методической литературы по проблеме формирования основ безопасности в дорожно – транспортной среде. Будет полезна для работы воспитателей занимающихся данн...

Анализ детской литературы «Главные герои национальных сказок народов Приамурья».

Многокрасочное полотно амурских сказок – это целая этнографическая энциклопедия, представляющая культурные и бытовые особенности коренных народов Дальнего Востока. Стоит внимательно углубиться в...

Анализ методической литературы по математике в ДОУ

Обзор методической литературы по математике для работы в детском саду и дома...

Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....

Анализ методической работы районного профессионального (методического) объединения «Воспитатели дошкольного образования, школ интернатов» в 2017/2018 учебном году

Анализ методической работы районного профессионального (методического) объединения  «Воспитатели дошкольного образования, школ интернатов»  в 2017/2018 учебном году...