Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
учебно-методический материал по физкультуре
Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_i_analiz_pedagogicheskoy_literatury.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей
Задачи:
1) Формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков ребенка;
2) Развитие физических качеств;
3) Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
4)Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
5)Обеспечение физического и психического благополучия.
Анализ программ:
В программу по физкультурно-оздоровительной работе входит: -утренняя гимнастика; гимнастика после сна, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, подвижные игры в зале и на прогулке, спортивные игры, закаливание, спортивные досуги и праздники.
Материально-технические условия ДОУ обеспечивают высокий уровень физического развития. Детский сад оснащен в достаточном количестве мягким и жестким инвентарем, имеется необходимые физкультурное и игровое оборудование, технические средства. Имеются телевизоры, видео, аудио, магнитофоны, фотоаппарат, музыкальные центры. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Для занятий физической культуры в ДОУ функционируют спортивный зал и оборудована спортивная площадка, тропа здоровья. Зал оснащен необходимым инвентарем и оборудованием для физической активности детей.
Планируемые результаты по реализации Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры детей младшего дошкольного возраста 3 – 4 года:
Ребенок владеет навыками двигательного опыта, удерживает статические позы до 8 – 10 секунд;
Ребенок сопоставляет название основных поз с моделями их реализации;
У ребенка развиты мышечная сила, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;
Ребенок в двигательной деятельности эмоционально само выражается, раскрепощён в движении;
Ребенок обладает развитым вниманием, памятью, воображением.
Целевые ориентиры детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 года:
Ребенок владеет навыками двигательного опыта, удерживает статические позы до 10 - 15 секунд;
Ребенок сопоставляет название основных поз с моделями их реализации и реализует их в двигательной деятельности;
У ребенка развиты мышечная сила, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;
Ребенок в двигательной деятельности эмоционально само выражается, раскрепощён в движении, участвует в игровом процессе;
Ребенок обладает развитым вниманием, памятью, воображением, поддерживает стойкий интерес в двигательной игровой деятельности.
Целевые ориентиры детей среднего дошкольного возраста 5-7 года:
Ребенок владеет навыками двигательного опыта, удерживает статические позы до 15 – 20 секунд;
Ребенок активно сопоставляет название основных поз с моделями их реализации и быстро реализует их в двигательной деятельности;
Ребенок обладает развитыми способностями в координации движений, устойчивой ориентацией в двигательной игровой деятельности;
Ребенок обладает мышечной силой, гибкостью, выносливостью;
Ребенок в двигательной деятельности эмоционально само выражается, раскрепощён в движении, участвует в игровом процессе и предлагает игровые ситуации;
Ребенок активно использует игровые приемы стретчинга для реализации поставленной цели в двигательной деятельности.
Способы работы по образовательной области «физическое развитие»
-фронтальный способ;
-поточный способ;
-групповой способ;
-индивидуальный способ.
В систему физкультурно-оздоровительной работы входит:
Двигательная активность: утренняя гимнастика, физическое развитие и здоровья 1)в зале, 2) на улице, 3) подвижные игры, спортивные игры, физкультурные досуги, праздники, день здоровья, закаливание: воздушные ванны, ходьба по массажным дорожкам, мытье рук, лица, шеи прохладной водой.
Анализ педагогической литературы
Младшая группа
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Основная образовательная программа».
Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя. Физкультурные занятия направлены на то, чтобы научить их ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. Однако самое главное – это постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием, которые имеют прикладное значение. В настоящем пособии раскрываются особенности организации и планирования физкультурных занятий с детьми 3–4 лет в определенной последовательности в течение недели, месяца и года. В соответствии с требованиями программы по развитию движений последовательно даны различные виды ходьбы и бега, помогающие детям по мере их усвоения научиться ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, действовать сообща.
Анализ педагогической литературы
Средняя группа
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Основная образовательная программа»
. В соответствии с требованиями программы для занятий с детьми средней группы детского сада изменилось количество занятий, проводимых в течение недели - оно увеличено до трех. Усложняются задания на развитие основных движений. Так, в ходьбе и беге наряду с развитием умений ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении появляются новые упражнения, формирующие умения находить свое место в колонне, строиться в пары, выдерживать форму круга, ходить на носках и т. д. Усложняются общеразвивающие упражнения, увеличивается нагрузка - число повторений. Однако сохраняется одно из важнейших требований - формирование у детей правильной осанки, укрепление крупных мышечных групп при последовательном переходе от одного исходного положения к другому.
Уменьшается площадь опоры в упражнениях, связанных с поддержанием правильной позы и сохранением устойчивого равновесия; увеличивается высота физкультурного оборудования, даются более разнообразные задания - все это повышает требования к выполняемым упражнениям воспитывает в детях смелость, решительность, настойчивость.
Наряду с другими основными движениям лазанье, ползание, упражнения в прыжках занимают равноправное место при проведении культурных занятий и широко используются в игровых заданиях, подвижных играх.
В пособии предлагаются физкультурные занятия на весь год, соответствующие программным требованиям, возможностям детей данной возрастной группы. В конце каждого месяца усвоенные упражнения предлагаются для повторения и закрепления в игровой, занимательной форме с небольшими группами, индивидуально на прогулке, в помещении групповой комнаты, зале (в зависимости от условий).
Анализ педагогической литературы
Старшая группа
В связи с переходом на обучение детей с шестилетнего возраста повышаются требования к уровню физического развития и физической подготовленности детей старшей группы детского сада.
К моменту поступления в школу дети должны овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения.
Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, к моменту перехода в старшую группу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.
В данном пособии, как и в двух предыдущих, даются сведения о возрастных особенностях детей шестого года жизни, методические рекомендации к проведению физкультурных занятий в помещении (два занятия) и на свежем воздухе (одно занятие); примерное планирование занятий с подробной методикой, организацией и содержанием игр различной интенсивности — малой, средней и большой; игровые задания и упражнения с элементами спорта баскетбола, хоккея, футбола и т. д. Автор рекомендует материал для повторения и закрепления пройденного на занятиях в свободное время.
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий:
Создание условий для физического развития. Для того чтобы стимулировать физическое развитие ежедневно детям предоставляется детям возможность активно двигаться, обучают детей правилам безопасности; создают у детей доброжелательную атмосферу; используют различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Формы организации двигательной деятельности.
Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:
1.Традиционная форма - обучающий характер, смешанный характер, вариативный характе, вариативный характер.
2. Тренировочная форма - повторение и закрепление определенного материала.
3.Игровая форма - подвижные игры, игры-эстафеты
4.Сюжетно игровая форма - может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений
5.Форма занятия с использованием тренажеров - спортивная стенка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья И т.п.
6.По интересам - на выбор детей мячи, обручи, полоса препятствий, скакалки
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: на утренней зарядке, физкультминутках и в подвижных играх играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой.
Способы работы по образовательной области«Физическое развитие» Фронтальный способ.
Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.
Поточний способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед И т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.
Групповой способ. Дети по указанию Инструктора распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание И выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (с мячом).
Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.
Материально-технические условия ДОУ обеспечивают высокий уровень физического развития. Детский сад оснащен в достаточном количестве мягким и жестким инвентарем, имеется необходимое физкультурное и игровое оборудование, технические средства, Имеются: телевизоры, видео и аудио магнитофоны, диапроектор, БИ), цифровой фотоаппарат, музыкальные центры, мультимедийная установка. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Для занятий физической культурой в ДОУ функционирует спортивный зал и оборудована спортивная площадка, тропа здоровья. Зал оснащен всем необходимым инвентарем и оборудованием для физической активности детей тренажеры, гимнастические лестницы, ребристые доски массажные коврики, мячи, атрибуты к подвижным и спортивным играм и многое другое. На спортивной площадке размещено спортивное оборудование, тропа здоровья, яма для прыжков.
Описание форм, способов, методов и средств реализация программы
Формы работы по образовательной области "Физическое развитие"
Формы работы | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Игровая беседа с элементами движений Игра Утренняя гимнастика Интегративная деятельность Упражнения Экспериментирование Ситуативный разговор Рассказ Чтение Проблемная ситуация | Физкультурное занятие Утренняя гимнастика Игра Беседа Рассказ Чтение Интегративная деятельность Контрольно-диагностическая деятельность Спортивные состязания Совместная деятельность взрослого и детей Проектная деятельность Проблемная ситуация |
№ п/п | Мероприятие | Группа ДОУ | Периодичность | Ответственный |
1 | Определение уровня физической | Все | 2 раза в год (в октябре и в апреле) | Врач, инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
Двигательная активность | ||||
1 | Утренняя гимнастика | Все группы | Ежедневно |
|
2 | Физическое развитие и здоровье: 1) в зале/группе; 2) на улице. | Все группы | 3 раза в неделю: | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
3 | Подвижные игры | Все группы | 2 раза в день | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
4 | Спортивные игры (футбол, баскетбол, эстафеты) | Старшие и подготовительные группы | 2 раза в неделю | Инструктор по физической культуре |
5 | Физкультурные досуги | Все группы | 1 раз в месяц | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
6 | Физкультурные праздники | Все группы | 2 раза в год | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
7 | День здоровья | Все группы | 1 раз в полугодие | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
Закаливание | ||||
1 | Воздушные ванны | Все группы | После дневного сна‚ на физкультурных занятиях | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
2 | Ходьба по массажным дорожкам | Все группы | После дневного сна‚ на физкультурных занятиях | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
3 | Облегченная одежда | Все группы | В течении дня | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
Мыте рук, лица, шеи, прохладной водой | Все группы | В течении дня | Воспитатели групп |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...
Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...
Организация системы физкультурно-оздоровительного процесса в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Организациясистемы физкультурно-оздоровительного процессав ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Контроль и руководство в ДОУ...
Педагогический совет мозговой штурм «Система физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей»
1.Вступительное слово старшего воспитателя об актуальности данной темы. 2. Выступление педагогов презентация продуктов проектной деятельности ср и ст гр «Спортивные игры развиваю...
Педагогический совет мозговой штурм «Система физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей»
Цель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.Задачи:Проанализировать эффективность исп...
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...