Анализ детской литературы «Главные герои национальных сказок народов Приамурья».
материал на тему
Многокрасочное полотно амурских сказок – это целая этнографическая энциклопедия, представляющая культурные и бытовые особенности коренных народов Дальнего Востока. Стоит внимательно углубиться в этот сверкающий мир красок и линей, чтобы они в полном смысле слова очаровали вас, приворожили своей творческой силой, поразили точностью в передаче характерных черт быта и культуры нивхов, ульчей, орочей, удэгейцев, нанайцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_detskoy_literatury_glavnye_geroi_natsionalnyh_skazok_narodov_priamurya.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 2 городского округа города Райчихинска
Региональный компонент
Анализ детской литературы
Тема: «Главные герои национальных
сказок народов Приамурья».
Подготовила: старший воспитатель
Ткачева Ирина Владимировна.
.
г. Райчихинск
Содержание.
Введение……………………………………………………………3
1. Птицы и животные – главные герои сказок…………………..4
2. Герои волшебных сказок………………………………………..7
3. Герои бытовых сказок…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………...9
Литература…………………………………………………………11
Введение.
C малых лет каждый из нас знаком со сказками. Сначала нам их читали, а мы их слушали, потом мы стали читать их сами.
Сказка - жанр устного народного творчества, в основе которого лежит вымысел, фантазия. В ней вся сила художественного слова и фантазии призваны, не просто развлекать человека и наполнять его сердце радостью. Она несет воспитательную, морально – этическую службу. Разумеется, тому обществу, которое их создало, - родовой общине.
Давно замечено, что сказки разных народов удивительно похожи, потому что складывались похожие верования и обряды, а следовательно, идеалы и конфликты у них те же – противостояние бедности и богатства, ума и глупости, трудолюбия и лени. Сказки складывались трудовым народом, который, живя в нужде, жестоко угнетаемый богачами, мечтал о лучшей жизни. В них люди выражали свои мечты и надежды, отражали уважение народа к труду, презрение к бездельникам. Победителем в сказках всегда оказывается простой «мужик». «Богач» же всегда изображается глупым и трусливым.
Народ мечтал об облегчении своей тяжелой жизни и непосильного труда. Эту мечту он выражал в сказках, рассказывая о полетах по воздуху на ковре - самолете, о чудесной скатерти - самобранке, о высоких красивых домах-теремах.
Торжествуют в сказках чаще всего люди, несправедливо обиженные: их притесняют, над ними издеваются, смеются, а они в конце сказки оказываются самыми умными, красивыми, отважными и счастливыми. В ряде сказок изображаются животные, которые нашими предками олицетворялись, наделялись человеческими качествами в отношении друг к другу, по образу жизни.
В Приамурских сказках также противостоят друг другу добро и зло. Зло – это те, кто нарушает вековечный закон тайги: поделись куском с голодным, слабому помоги, сироте дай приют у своего очага! Уважай горного человека – медведя, окажи ему установленные обычаем почести при погребении. Не лей в огонь воду, не тыкай ножом в костер – ведь он живой! Он – твой покровитель и покровитель твоих отцов, дедов, прадедов!
Сказки, о которых пойдет речь, созданы на основе подлинного устного творчества народов, живущих на Амуре: на Сахалине, в Приморье: нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, нивхов.
Народное творчество дальневосточных племен – всего лишь ручеёк, впадающий в море мирового фольклора. Ручеёк не большой, но кристально чистый и свежий, наполненный отзвуками своеобразной жизни. Их своеобразие определяется природными условиями, культурными традициями, складом народного характера, языком. Каждая этническая группа вкладывала в него своё собст-
венное, конкретное содержание, рождая свою многоцветную калейдоскопическую картину, свой локальный колорит.
Среди сказок народов Приамурья есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые и в каждой из них есть свой герой.
И далее мы попытаемся раскрыть образ героев в разных сказках.
1. Птицы и животные – главные герои сказок.
С незапамятных времен малые народы делали из пушнины одежду и украшения, питались мясом и салом зверей и птиц. Любой охотник, живущий на Амуре, становился и рыбаком, ибо трудно найти в стране реку, более богатую рыбой, чем Амур. «Сунул руку Тайрнадз под нары. Глядит Амзун – там большой чан стоит: в том чане горбуша, калуги, осетры, кета, лососи, форели плавают. Видимо – невидимо рыбы!» (стр. 16 в кн.: Нагишкин Д. Храбрый Амзун: Амурские сказки. –М., Дет. Лит.,1978).
Каждый охотник чтит законы тайги: Таежному Хозяину поклонись, чтобы удача была; тигр – хозяин тайги и нельзя его убивать, не предупредив его два раза уйти. Тигр амурский вовсе не такой уж злой и кровожадный, а скорее джентльмен среди мира хищников. Уважение к животному миру прослеживается в сказках народов Приамурья. Поэтому не случайно главные герои амурских сказок - звери, рыбы, птицы.
Наиболее героической птицей у всех народов является хищная птица: сила ее клюва, крыльев и когтей, ее размеры и быстрота благоприятствовали в создании вокруг нее славы небесного посланника, извозчика и воина.
Хищная птица в сказках и мифах является солнцем, которое то сияет во всем своем величии, то проявляется сквозь тучу или во тьме, посылая молнии и солнечные лучи или гремя громами. Молнии, громы и солнечные лучи являются то клювом, то когтями хищной птицы, а иногда всей птицей. Хищная птица всегда выступает в роли помощника и друга героя.
«Обронил орел одно перо, говорит: - Помогу я тебе. Куда полетит мое перо – туда иди!» (Нагишкин Д. Амурские сказки. –М., Дет. Лит.,1975).
В сказках орлы предвещают героям победу или верховную власть, являются их кормильцами, спасают от смерти и даже жертвуют ради них своей жизнью.
Культ орла универсален. Везде, орел так или иначе ассоциируется с солнцем, то совершенно отождествляется с ним, то представляется его хозяином и в качестве такового — творцом, верховным божеством либо священной птицей верховного божества. Он является благодетелем и покровителем, как отдельных людей, так и целых народов, птицей счастья, плодородия и т. п. Огромная сила этого хищного пернатого, дающая ему возможность уносить в своих когтях ввысь крупную добычу, в глазах примитивного человека ставит его выше самых крупных хищников сухопутных, окружая ореолом всемогущего существа. С другой стороны, несравненная сила полета, уносящая его в недосягаемую высь, к самому небу, страшный огонь в его глазах, мечущих молнии, примитивному человеку говорят о связи его с солнцем, а, быть может, самое поразительное для примитивного человека — это обычная неагрессивность орла по
отношению к человеку, и это-то превращало в его глазах эту птицу в благодетельное существо и покровителя человека. Наконец, в культе орла, как в культе некоторых других перелетных птиц, играло роль совпадение прилета его с
наступлением весны, и отлета с наступлением осени, что подало повод считать его существом, вызывающим явления времен года. Эти-то все очевидные свойства орла и создали универсальное поклонение ему, связав его с солнцем и верховным божеством.
Эвенки верят, что орел — единственная птица, способная отогнать злых духов.
Нанайцы говорят: «Орла нельзя убивать, потому что он дал дыхание, жизнь, а если убьешь случайно — то кланяйся небу».
Орел — главный помощник шамана, творец земной тверди . У сибирских староверов и сейчас в силе заповедь «когтистых не есть», то есть не употреблять в пищу хищных птиц.
Коренные жители Приамурья с древности особо выделяли и почитали орла, а также деревья с орлиными гнездами. В мифах орочей и других народов говорится о том, что первый шаман был рожден от орла или же научился у него своему искусству.
Больше, чем далекое небо, чем подводное царство волнует авторов сказок Земля, а на Земле мир – зверей.
Наиболее частыми героями сказок о животных являются медведь, лиса, тигр, соболь, заяц, бурундук, лось. Объясняется это тем, что, во – первых, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться; вторых - с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности.
В образах животных народ высмеивал то, что осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т.д.
Герои, в сказках о животных, наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое – то свойство человеческого характера: заяц – трусость, лиса – хитрость, бурундук – глупость и т.д. Столкновение этих свойств и обеспечивает развитие сюжета.
Медведь – один из главных героев животного эпоса, сказок, былин, поверий. Значение медведя определяется, прежде всего, его подобием человеку, толкуемым мифопоэтическим сознанием как указание на общее их происхождение или происхождение друг от друга. «Горные люди» - они медведи, но вместе с тем и люди. В других «рубашках», как говорит Дерсу Узала.
Медведь может обернуться человеком, человек может полюбить медведицу и тоже обернуться медведем, стать горным человеком. Ибо медведи – братья людям; они состоят в родстве друг с другом, как две разные, но родственные друг другу родовые общины.
С образом Медведя – первопредка связано представление о нём как о первом культурном герое. Обские угры связывают с бурым медведем принесе-
ние огня или умение пользоваться им. В сказках и мифах эвенков, нивхов и других народов Приамурья богатырь – охотник Манги представляется в облике медведя – великана, который преследует небесного лося, медведя или медведицу Хэглэн, похитившего солнце. Так они объясняли смену дня и ночи.
Символическое значение медведя связано с силой, смелостью, стойкостью, выносливостью, но также с жестокостью, яростью , леностью, глупостью.
Так в сказке «Два слабых и один сильный» (стр. 155 в кн.: Нагишкин Д. Амурские сказки. –М., Дет. Лит.,1975). сытый и жирный медведь закон зверей забыл, стал озорничать, мелких зверьков обижать, их детенышей убивать, за
что жизнью и поплатился. Не зря в народе говорят, что на силу другая сила найдется.
В других же сказках сильного, спокойного, доверчивого медведя можно легко обмануть, как сделала лиса в сказках «Как медведь оленеводом был» и «Лиса и медведь» ( Нагишкин Д. Амурские сказки. –М., Дет. Лит.,1975). В первой сказке вызвались лиса с волком медведю помочь, оленей сторожить, а пока он зиму проспал, всех его оленей съели. Проснувшись, медведь поверил лисе, что моль всех оленей съела и что лиса тут не причем. Во второй сказке доверчивость медведя и дружба с лисой закончилась для медведя трагично. Издох медведь. Лиса медвежье мясо в берлогу перетаскала. Там зиму и перезимовала.
Побудительная причина коварства лисы – голод. Желание покушать заставляет лисицу прибегать ко многим хитростям. Практически любое добывание лисой пищи происходит с помощью хитрости.
Лиса представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими животными, более сильными, чем она. В, нашем, случаи над медведем.
Знакомясь со сказками народов Приамурья, мы замечаем, что значительное количество сказок о животных посвящено лисьей хитрости. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.
«Хитрому как доверять можно! У хитрого, на языке одно, а в голове другое. С хитрецом поведешься - в оба глаза за ним гляди! Верно говорят, что от хитреца да плута добра не жди!» (стр. 139 «Лиса и медведь» в кн.: Нагишкин Д. Амурские сказки. –М., Дет. Лит.,1975).
Каждому народу, свойственны фантазия. Выдумка, смекалка, которые, помогают создать сказку, легенду, миф, развлекающие человека и наполняющие его сердце радостью.
Наверное, не раз, каждый из нас задавал себе вопрос «Почему у зайца глаза косые?» или «Почему у зайца губа порвана?», а вот в сказках, где главный герой заяц , мы можем найти легенды, которые дают ответы на эти вопросы.
В этих сказках заяц – миролюбивый, веселый, находчивый, быстроногий зверек. Только, кто его знает, почему он любит перед другими похвастаться тем, чего и не было: и сильный он, и храбрый он, и охотник он, и самый лучший бегун. Не любят в народе хвастунов, высмеивают их в образе зайца. Рассказывая, что окосел он в наказание за хвастовство. Не зря его мыши проучили и посмеялись над ним в сказке «Самый быстроногий» (стр 126: Нагишкин Д. Амурские сказки. –М., Дет. Лит.,1975).
В народе говорят, что заяц уши к спине прижимает, как только шорох услышит: думает, звери над ним смеяться идут.
В сказках о животных животные разумны и хитры, а иногда обладают властью над человеком. В целом же эти сказки, в иносказательной форме, доносят до читателей информацию о людях и их отношениях.
2. Герои волшебных сказок.
Волшебные сказки предлагают перенестись в вымышленный мир: именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик, и слушатель. Это значит, что в сказке, возможно всё, что невозможно в реальности – чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения, волшебные предметы помощники и т.д.
Наиболее интересны герои волшебных сказок. Они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия. Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки,
но самый распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется в путь либо в поисках лучшей добычи, отомстить за кого – то, либо для того, чтобы выполнить опасное задание и спасти близких ему людей .
Так в сказке «Семь страхов» Индига отправляется на поиски своего брата. Герой сказки «Мальчик Чокчо» отправляется в Никанское царство отомстить за отца и пушнину вернуть. Смелая Чориль преодолевает опасный путь чтобы спасти своего возлюбленного. (Нагишкин Д. Амурские сказки. –М., Дет. Лит.,1975).
Главному герою обычно противостоят злые силы: птица Кори, змеи, злые духи и т.д. Но злое начало воплощают в себя и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старший брат и т.д. Со всеми злыми персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – маленькая Эльга, Кальдука, Чориль. Их отличает скромность, трудолюбие, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие.
Волшебная сказка утверждает: только тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.
Только таким героям приходят на помощь чудесные животные (олень, нерпа, собаки) которые говорят человеческим голосом, только они становятся обладателями волшебных предметов (иглы, лыжи, копье) которые помогают им справиться с невероятно трудными, а порой не выполнимыми заданиями. Взять, например, магических сказочных «помощников» - гребешок, иглу, и наперсток. Они по – своему, спасают детей от грозящей им гибели. Игла зашивает глаза чудовищному змею. Наперсток затыкает горло такой же страшной ящерице. Гребешок становиться поперек горла хранителю дороги к хозяину зверей – грозному тигру.
Иногда сказка дает в руки героя, какой- нибудь волшебный дар и при помощи этого дара ему удается достигнуть своей цели. Он верит в вещие сны, в которых герою является провидец в образе «горного хозяина», дающий мудрый совет.
В финале герой одерживает победу, освобождает пленника и возвращается домой. Так было и в сказке «Семь страхов» Индига один раз испугавшись, прошел через семь страхов, через семь испытаний мужества, искупил свою вину, обрел свое утерянное мужество. И заячьего сердца у него никогда больше не было. Такая развязка не случайна: главный герой - сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.
Таким образом, сказка предлагает маленькому читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается.
«Сшили ему сестры унты из шкуры Ляна. Долго носились те унты, потому что нет на свете кожи крепче кожи обманщика и грабителя, которого жалость не проймет и слезы обиженных им не тронут» (стр. 174 «Мальчик Чокчо» в кн.: Нагишкина Д. Амурские сказки. –М., Дет. Лит.,1975).
Конечно, главный герой волшебной сказки – не волшебник, а человек, иначе теряется ее педагогический смысл. Ведь именно человек должен преодолеть в себе слабость, трусость, нерешительность и приобрести все эти «волшебные» качества в нелёгкой сказочной борьбе своим собственным трудом.
Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.
3. Герои бытовых сказок.
В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не "Никанское царство", а обычное стойбище или деревня.
В качестве главных героев здесь выступают охотники - бедняки, им противопоставляются не фантастические, злые силы, а богатые, жадные, завистливые люди, шаманы. В этих сказках положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состояние ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительней. Главные герои обладают такими качествами необходимыми в повседневной жизни как сметливость, трудолюбие, покладистость и преданность, веселый нрав и умение не унывать.
В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако, совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость.
Сильней всего в сказках народов Амура осуждается жадность и эгоизм. Так, о жадном богаче говорят сказители: рука у него легкая, когда берет, тяжелая, когда отдает. Богатство ума не приносит. А жадность последнего ума лишает. Эти «вечные» человеческие свойства выступают с определённой социальной характеристикой, как свойственные не просто плохому человеку, а классу. Речь идет о купце Никане - китайце или маньчжуре. О маньчжуре Ляне,
которого так и зовут в народе «человек – брюхо». Это они живут не трудясь. А в их амбарах оседают драгоценные меха и все, что имеют простодушные охотники. Это они – воплощение вероломства и обмана.
Поэтому в нанайской сказке «Глупый богач» в наказание за жадность купец Ли – Фу получил смерть вместе со своей женой, а нанайский охотник Актанка за трудолюбие, смекалку и терпение большое богатство: лучок, самострел и силки, без которых нельзя прожить в тайге. (стр. 149 – 154 в кн. Нагишкина Д. Амурские сказки. – Хабаровск: Кн. из – во, 1975).
Нет места в семьях лентяям и лентяйкам. Неотвратимо наказание таких людей. Изгнанные из рода, они превращаются в птиц. Ленивая Айога превращается в гуся, а капризная, ленивая и недобрая Ладо с её жестоким сердцем - в лебедя. Такого позорного качества, как лень, стыдятся все народы мира.
Если мы заботимся о воспитании подрастающего поколения, то необходимо, приблизить ребенка к пониманию подтекста этих сказок, их нравственного содержания. Осуждая героев этих сказок помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать нетолько себя, но и других, думать не только о себе, но и о других, видать не только себя, но и других. Недаром говорят, что человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность .
В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной, а ирония.
Читая, сказки мы замечаем, как высмеиваются люди, выдающие себя за шаманов, а их магические действия ставят под сомнения. Зачастую встречаются в сказках богатые, жадные до чужого добра шаманы. Которые делают вид, что лечат своими заговорами людей, а там будь что будет. Выздоровеет больной – шаман говорит: «Вот, прогнал я чертей. Сильный я! Мне подарки давайте».
Умрет больной – говорит шаман: «Плохие подарки были, мало верили мне люди. Вот черти и утащили больного к себе».
По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.
Заключение
Таким образом, во всех видах сказок можно найти своеобразное сочетание реального и нереального, обычного и необычного, жизненно правдоподобного, вполне вероятного и совершенно неправдоподобного, невероятного. Именно так результат столкновения этих двух миров ( реального и нереального), двух типов сюжетных ситуаций (вероятных и невероятных) и возникает то, что делает повествование сказкой. Именно в этом ее прелесть.
На основе вышесказанного можно заключить, что сказочный сюжет и по своей организации и по своим идейно – художественным функциям отличается
яркой жанровой спецификой и главное его назначение – создание удивительного.
Сказочные герои учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, и делают это без скучных наставлений, просто показывают , что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Встреча юных читателей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации. Все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувства юмора. Формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный). Рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается. Отрицательные качества высмеиваются. Ведь любая сказка - это особый, замкнутый мир, в котором действуют законы, неприменимые в реальном мире. Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки.
Многокрасочное полотно амурских сказок – это целая этнографическая энциклопедия, представляющая культурные и бытовые особенности коренных народов Дальнего Востока. Стоит внимательно углубиться в этот сверкающий мир красок и линей, чтобы они в полном смысле слова очаровали вас, приворожили своей творческой силой, поразили точностью в передаче характерных черт быта и культуры нивхов, ульчей, орочей, удэгейцев, нанайцев.
Литература
Антипин А. Герой любимых сказок.// Тюменская область сегодня. 4. 02. 2005 г.
Здир В. Жанровые особенности сказки. Портал «Солнышко» № 10, 2005 г.
Кирдан Б. Специфика фольклорных жанров. М: наука, 1973 г.
Лазарев А.Н. Художественный метод фольклора. Иркутск 1985 г.
Нагишкин Д. Амурские сказки. Хабаровское книжное издательство. 1975 г.
Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М. 1977 г.
Сметанина Т. « И слово в сердце отзовется», // « Эвенкийская жизнь» 2005
Энциклопедия . Мифы народов мира. М. 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
Подвижные игры детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока
Практическое пособие для педагогов ДОУ....
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»
Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....
Конкурс "Воспитатель года - 2018" Конспект НОД "Путешествие по сказкам коренных народов Приамурья"
Конкурс "Воспитатель года - 2018 " Конспект НОД "Путешествие по сказкам коренных народов Приамурья"....
Отчет по работе экспериментальной площадки «Этнопедагогика народов Приамурья и Дальнего Востока в физическом воспитании дошкольников».
Главная идея работы площадки - сохранить, возродить и развивать национальные игры и спорт, этническую воспитательную культуру Народов Приамурья и Дальнего Востока....
Картотека подвижных игр детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока
Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развит...
Народы Приамурья
Тема: Я и ты такие разные. Народы Приамурья. Задачи: обобщать и систематизировать знания детей о Хабаровском крае. Продолжать знакомить детей с коренными жителями Приамурья, с их бытом, кул...