"Основные направления совместной работы педагога-психолога с учителем-логопедом"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Число детей дошкольного возраста с отклонениями в познавательной и речевой сфере увеличивается с каждым годом. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально-типологические особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы. Сотрудничество с учителем-логопедом реализуйте по пяти направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal10.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пять направлений совместной работы педагога-психолога с учителем-логопедом

Число детей дошкольного возраста с отклонениями в познавательной и речевой сфере увеличивается с каждым годом. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально-типологические особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы. Сотрудничество с учителем-логопедом реализуйте по пяти направлениям.

Направление 1. Диагностическая работа

у 60% детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в развитии речи

Цель работы — своевременно выявить детей с нарушениями речи и связанными с ними психологическими проблемами, определить стороны развития, которые требуют особого внимания.

Содержание работы:

  • подобрать диагностический комплекс психологических и логопедических методик;
  • провести комплексное обследование детей — определить уровни речевого и психического развития, факторы риска;
  • составить психологическую характеристику каждого ребенка, указать его сильные и слабые стороны;
  • провести промежуточную и итоговую диагностику психического и речевого развития детей

Таблица 1

Лист сопровождения речевого/психического развития

Параметр обследования

Время обследования

Результат обследования

Рекомендации

 

Начало года

 

 

Конец года

 

 

...

 

 

 

Каждый специалист заполняет свой лист.

В графу «Параметр обследования» учитель-логопед вносит:

  • грамматический строй речи;
  • фразовую речь;
  • словарный запас;
  • фонетико-фонематическую сторону речи;
  • заключение об уровне актуального речевого развития.

Вы вносите:

  • когнитивные процессы;
  • личностные особенности;
  • межличностные отношения;
  • особенности деятельности (темп, работоспособность, целенаправленность);
  • заключение об уровне актуального психического развития.

Каждый специалист заверяет свой лист личной подписью. Листы вложите в индивидуальную карту развития ребенка. На каждый возрастной период заполняйте новые таблицы.

Направление 2. Коррекционно-развивающая работа

Цели — устранить отклонения в речевом и психическом развитии детей, оказать помощь в освоении образовательной программы, создать условия для успешной адаптации и социализации.

Содержание работы:

  • разработать интегрированный план работы на год с учетом результатов комплексной диагностики (таблица 2);
  • составить индивидуальный план каждого занятия с учетом нюансов взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка;
  • провести:
  • коррекционно-развивающие занятия по развитию речи, постановке и автоматизации звуков;
  • коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной, личностно-эмоциональной сфер.

Таблица 2

План совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на учебный год

Общие направления работы

Содержание работы

учителя-логопеда

педагога-психолога

Сентябрь

Изучить личные дела детей: медицинскую документацию, заключений ПМПК. Обследовать семейные условия воспитания

Составить план диагностических мероприятий на год

Составить план диагностических мероприятий на год

Оформить документацию: заключения по результатам диагностик, план работы, аналитические справки, листы сопровождения, индивидуальные карты развития

Провести индивидуальное логопедическое обследование детей.
Информировать педагога-психолога, воспитателей, родителей о результатах

Провести индивидуальное психологическое обследование детей.
Информировать учителя-логопеда, воспитателей, родителей о результатах

Разработать рабочую и индивидуальные коррекционно-развивающие программы на основе результатов диагностики

Разработать рекомендации по речевому развитию детей на основе результатов диагностики

Разработать психологические рекомендации по итогам диагностики

Октябрь

Провести интегрированное занятие по теме «Осень».
Подобрать наглядный материал, музыкальное сопровождение

Обогатить и активизировать словарь по теме «Осень. Овощи и фрукты».
Упражнять детей в употреблении существительных в родительном падеже.
Включить в совместную деятельность с детьми игры для предупреждения гиперактивного и агрессивного поведения

Разработать и провести комплекс релаксационных упражнений и дыхательной гимнастики «Волшебный ветерок».
Подобрать для учителя-логопеда игры для предупреждения гиперактивного и агрессивного поведения детей

Ноябрь

Провести интегрированное занятие по теме «Дикие животные». Подобрать игры и упражнения на развитие психомоторики, внимания, памяти. Подготовить наглядный, раздаточный и речевой материал

Обогатить и активизировать словарь по теме.
Развить лексико-грамматический строй и связную речь. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
Подобрать для педагога-психолога игры с детьми на развитие фонематического слуха

Разработать и применить приемы релаксации, минутки тишины для снятия психоэмоционального напряжения. Включить в совместную деятельность с детьми игры на развитие фонематического слуха

Декабрь

Провести интегрированные занятия по теме «Новый год»

Обогатить и активизировать словарь по теме. Использовать в работе пальчиковую гимнастику «На елке»; дыхательную гимнастику «Запах Нового года»; фонематическую зарядку «Прогулка Деда Мороза». Разучить стихотворения к новогоднему утреннику.
Включить в совместную деятельность с детьми игры и упражнения на развитие активности, эмоциональной выразительности, для формирования желания выступать на публике

Провести игры на формирование адекватной самооценки, самоуважения, чувства собственного достоинства, способности проявлять доброту, отзывчивость.
Подобрать для учителя-логопеда игры и упражнения с детьми на развитие активности, эмоциональной выразительности, для формирования желания выступать на новогоднем утреннике

Январь

Провести промежуточную диагностику уровня развития детей.
Разработать и провести интеллектуально-развивающие игры и упражнения

Провести графические диктанты, использовать симметричное рисование.
Провести комплекс дыхательно-координационных упражнений, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, фонематическую зарядку

Разработать и провести подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов, мелкой моторики, общения.
Использовать комплекс упражнений психогимнастики

Февраль

Провести занятия по теме «Наши защитники». Подобрать подвижные и речевые игры, игры на формирование психических процессов, музыкальное сопровождение

Обогатить и активизировать словарь в ходе бесед о защитниках Родины с рассматриванием картинок.
Разучить стихотворения

Провести индивидуальные занятия с использованием мышечной релаксации в сочетании с артикуляционной гимнастикой

Март

Подготовить и провести утренник для детей и родителей «Поздравляем наших мам!». Подобрать речевой и музыкальный материал, игры на формирование психических процессов

Обогатить и активизировать словарь в ходе бесед о профессиях мам. Использовать пальчиковую гимнастику «Моя семья». Разучить стихотворения к утреннику.
Подобрать для педагога-психолога игры на развитие фонематического слуха

Провести групповые и индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов, мелкой моторики. Включить в совместную деятельность с детьми игры на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладошки, когда услышишь заданный звук (слог, слово)». Провести диагностическое обследование познавательных процессов

Апрель

Подготовить и провести интегрированное занятие «Уж тает снег, бегут ручьи». Подобрать наглядный, раздаточный и речевой материал; подвижные игры, игры на формирование психических процессов

Обогатить и активизировать словарь. Провести беседы о признаках весны, обсудить пословицы и поговорки о весне.
Использовать упражнение на координацию речи с движением «Весна, Весна Красная!», пальчиковую гимнастику «Весна».
Подобрать для педагога-психолога упражнения на координацию речи с движением

Провести индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики. Использовать дыхательные упражнения «Волшебный воздух во мне», мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, упражнения «Тепло — холодно», «Солнышко — тучка».
Включить в совместную деятельность с детьми упражнения на координацию речи с движением

Май

Провести итоговую логопедическую и психологическую диагностику

Подготовить аналитическую справку по результатам речевого развития детей

Подготовить аналитическую справку по результатам психического развития детей

Подготовить аналитический отчет по итогам взаимодействия

Разработать рекомендации на лето по речевому развитию исходя из результатов итоговой диагностики

Разработать рекомендации на лето исходя из результатов итоговой диагностики

Подготовить развлечение «Вот и лето подоспело!». Подобрать наглядный, раздаточный и речевой материал, музыкальное сопровождение, игры на формирование психических процессов

Обогатить и активизировать словарь. Использовать загадки, стихи, рассказы; упражнения на координацию речи с движением «Солнышко», «Угадайте, где мы были?»

Подобрать и провести игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей.
Использовать этюд «Скажи хорошее о друге»

Направление 3. Консультативная работа

Цели — оказать помощь воспитателям и родителям в вопросах воспитания и образования ребенка с нарушениями речи и его психического развития; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.

Содержание работы:

  • провести консультации родителей и воспитателей (индивидуальные, групповые, по запросам) по проблемам речевого и психического развития детей;
  • разработать рекомендации с учетом речевых и психологических особенностей ребенка, результатов комплексной диагностики, динамики результатов коррекционно-развивающей работы;
  • информировать друг друга — например, учитель-логопед → педагога-психолога → об особенностях нарушений при дизартрии, педагог-психолог → учителя-логопеда → о психологических проблемах детей с таким диагнозом и приемах работы с ними.

Направление 4. Просветительская работа

Цели — повысить профессиональную компетентность воспитателей и педагогическую компетентность родителей; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.

Содержание работы:

  • информировать об особенностях развития ребенка в конкретный период, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы; на семинарах, тренингах, мастер-классах учить воспитателей и родителей способам и приемам взаимодействия с детьми;
  • проанализировать субъект-субъектные отношения в семье — для профилактики речевых нарушений;
  • оформить информационно-методические выставки, уголки;
  • посетить открытые занятия.

Направление 5. Аналитическая работа

Цель — отследить результаты совместной коррекционно-развивающей работы.

Содержание работы:

  • определить критерии эффективности коррекционно-развивающей работы;
  • проанализировать динамику развития ребенка;
  • определить положительные и отрицательные стороны взаимодействия.

Задачи участников психолого-логопедического сопровождения

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИНЕСЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЕСЛИ ВЫ:

совместно планируете работу;

• четко определяете задачи;

• реализуете преемственность в работе;

• соблюдаете единство требований к детям 

Общие задачи совместной деятельности с учителем-логопедом: повысить речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия; своевременно предупредить и преодолеть трудности речевого развития у дошкольников; создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения — со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОО. 

Задачи учителя-логопеда:

  • обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
  • организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;
  • проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;
  • информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;
  • скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи педагога-психолога:

  • создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
  • развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развить зрительно-моторную координацию;
  • развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;
  • активизировать отработанную лексику;
  • снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
  • обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;
  • повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.

Если вы согласуете действия с учителем-логопедом, то сможете эффективно скорректировать нарушения развития речи, которые есть у ребенка, помочь ему легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. В результате создадите равные стартовые возможности в ДОО для дальнейшего обучения детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по совместной работе с детьми ОВЗ учителя логопеда и педагога психолога МБДОУ д/с №75

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные показывают, что...

Основные направления в работе педагога-психолога ДОУ

В презентации рассматриваются основные направления в работе педагога-психолога ДОУ...

Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"

Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...

Сказкотерапия в совместной работе Педагога-психолога и Учителя-логопеда

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использ...

Программа «Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время  образование детей с ограниченными возможностями здоровья –   одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. В работе с таким детьми с...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми с ТНР (6-7 лет) "Использование приемов сказкотерапии и театрализации в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда"

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются ре...