"Основные направления совместной работы педагога-психолога с учителем-логопедом"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Число детей дошкольного возраста с отклонениями в познавательной и речевой сфере увеличивается с каждым годом. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально-типологические особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы. Сотрудничество с учителем-логопедом реализуйте по пяти направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal10.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пять направлений совместной работы педагога-психолога с учителем-логопедом
Число детей дошкольного возраста с отклонениями в познавательной и речевой сфере увеличивается с каждым годом. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально-типологические особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы. Сотрудничество с учителем-логопедом реализуйте по пяти направлениям.
Направление 1. Диагностическая работа
|
Цель работы — своевременно выявить детей с нарушениями речи и связанными с ними психологическими проблемами, определить стороны развития, которые требуют особого внимания.
Содержание работы:
- подобрать диагностический комплекс психологических и логопедических методик;
- провести комплексное обследование детей — определить уровни речевого и психического развития, факторы риска;
- составить психологическую характеристику каждого ребенка, указать его сильные и слабые стороны;
- провести промежуточную и итоговую диагностику психического и речевого развития детей
Таблица 1
Лист сопровождения речевого/психического развития
Параметр обследования | Время обследования | Результат обследования | Рекомендации |
| Начало года |
|
|
Конец года |
|
| |
... |
|
|
|
Каждый специалист заполняет свой лист.
В графу «Параметр обследования» учитель-логопед вносит:
- грамматический строй речи;
- фразовую речь;
- словарный запас;
- фонетико-фонематическую сторону речи;
- заключение об уровне актуального речевого развития.
Вы вносите:
- когнитивные процессы;
- личностные особенности;
- межличностные отношения;
- особенности деятельности (темп, работоспособность, целенаправленность);
- заключение об уровне актуального психического развития.
Каждый специалист заверяет свой лист личной подписью. Листы вложите в индивидуальную карту развития ребенка. На каждый возрастной период заполняйте новые таблицы.
Направление 2. Коррекционно-развивающая работа
Цели — устранить отклонения в речевом и психическом развитии детей, оказать помощь в освоении образовательной программы, создать условия для успешной адаптации и социализации.
Содержание работы:
- разработать интегрированный план работы на год с учетом результатов комплексной диагностики (таблица 2);
- составить индивидуальный план каждого занятия с учетом нюансов взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка;
- провести:
- коррекционно-развивающие занятия по развитию речи, постановке и автоматизации звуков;
- коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной, личностно-эмоциональной сфер.
Таблица 2
План совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на учебный год
Общие направления работы | Содержание работы | учителя-логопеда | педагога-психолога |
Сентябрь | |||
Изучить личные дела детей: медицинскую документацию, заключений ПМПК. Обследовать семейные условия воспитания | Составить план диагностических мероприятий на год | Составить план диагностических мероприятий на год | |
Оформить документацию: заключения по результатам диагностик, план работы, аналитические справки, листы сопровождения, индивидуальные карты развития | Провести индивидуальное логопедическое обследование детей. | Провести индивидуальное психологическое обследование детей. | |
Разработать рабочую и индивидуальные коррекционно-развивающие программы на основе результатов диагностики | Разработать рекомендации по речевому развитию детей на основе результатов диагностики | Разработать психологические рекомендации по итогам диагностики | |
Октябрь | |||
Провести интегрированное занятие по теме «Осень». | Обогатить и активизировать словарь по теме «Осень. Овощи и фрукты». | Разработать и провести комплекс релаксационных упражнений и дыхательной гимнастики «Волшебный ветерок». | |
Ноябрь | |||
Провести интегрированное занятие по теме «Дикие животные». Подобрать игры и упражнения на развитие психомоторики, внимания, памяти. Подготовить наглядный, раздаточный и речевой материал | Обогатить и активизировать словарь по теме. | Разработать и применить приемы релаксации, минутки тишины для снятия психоэмоционального напряжения. Включить в совместную деятельность с детьми игры на развитие фонематического слуха | |
Декабрь | |||
Провести интегрированные занятия по теме «Новый год» | Обогатить и активизировать словарь по теме. Использовать в работе пальчиковую гимнастику «На елке»; дыхательную гимнастику «Запах Нового года»; фонематическую зарядку «Прогулка Деда Мороза». Разучить стихотворения к новогоднему утреннику. | Провести игры на формирование адекватной самооценки, самоуважения, чувства собственного достоинства, способности проявлять доброту, отзывчивость. | |
Январь | |||
Провести промежуточную диагностику уровня развития детей. | Провести графические диктанты, использовать симметричное рисование. | Разработать и провести подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов, мелкой моторики, общения. | |
Февраль | |||
Провести занятия по теме «Наши защитники». Подобрать подвижные и речевые игры, игры на формирование психических процессов, музыкальное сопровождение | Обогатить и активизировать словарь в ходе бесед о защитниках Родины с рассматриванием картинок. | Провести индивидуальные занятия с использованием мышечной релаксации в сочетании с артикуляционной гимнастикой | |
Март | |||
Подготовить и провести утренник для детей и родителей «Поздравляем наших мам!». Подобрать речевой и музыкальный материал, игры на формирование психических процессов | Обогатить и активизировать словарь в ходе бесед о профессиях мам. Использовать пальчиковую гимнастику «Моя семья». Разучить стихотворения к утреннику. | Провести групповые и индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов, мелкой моторики. Включить в совместную деятельность с детьми игры на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладошки, когда услышишь заданный звук (слог, слово)». Провести диагностическое обследование познавательных процессов | |
Апрель | |||
Подготовить и провести интегрированное занятие «Уж тает снег, бегут ручьи». Подобрать наглядный, раздаточный и речевой материал; подвижные игры, игры на формирование психических процессов | Обогатить и активизировать словарь. Провести беседы о признаках весны, обсудить пословицы и поговорки о весне. | Провести индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики. Использовать дыхательные упражнения «Волшебный воздух во мне», мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, упражнения «Тепло — холодно», «Солнышко — тучка». | |
Май | |||
Провести итоговую логопедическую и психологическую диагностику | Подготовить аналитическую справку по результатам речевого развития детей | Подготовить аналитическую справку по результатам психического развития детей | |
Подготовить аналитический отчет по итогам взаимодействия | Разработать рекомендации на лето по речевому развитию исходя из результатов итоговой диагностики | Разработать рекомендации на лето исходя из результатов итоговой диагностики | |
Подготовить развлечение «Вот и лето подоспело!». Подобрать наглядный, раздаточный и речевой материал, музыкальное сопровождение, игры на формирование психических процессов | Обогатить и активизировать словарь. Использовать загадки, стихи, рассказы; упражнения на координацию речи с движением «Солнышко», «Угадайте, где мы были?» | Подобрать и провести игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей. |
Направление 3. Консультативная работа
Цели — оказать помощь воспитателям и родителям в вопросах воспитания и образования ребенка с нарушениями речи и его психического развития; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.
Содержание работы:
- провести консультации родителей и воспитателей (индивидуальные, групповые, по запросам) по проблемам речевого и психического развития детей;
- разработать рекомендации с учетом речевых и психологических особенностей ребенка, результатов комплексной диагностики, динамики результатов коррекционно-развивающей работы;
- информировать друг друга — например, учитель-логопед → педагога-психолога → об особенностях нарушений при дизартрии, педагог-психолог → учителя-логопеда → о психологических проблемах детей с таким диагнозом и приемах работы с ними.
Направление 4. Просветительская работа
Цели — повысить профессиональную компетентность воспитателей и педагогическую компетентность родителей; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.
Содержание работы:
- информировать об особенностях развития ребенка в конкретный период, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы; на семинарах, тренингах, мастер-классах учить воспитателей и родителей способам и приемам взаимодействия с детьми;
- проанализировать субъект-субъектные отношения в семье — для профилактики речевых нарушений;
- оформить информационно-методические выставки, уголки;
- посетить открытые занятия.
Направление 5. Аналитическая работа
Цель — отследить результаты совместной коррекционно-развивающей работы.
Содержание работы:
- определить критерии эффективности коррекционно-развивающей работы;
- проанализировать динамику развития ребенка;
- определить положительные и отрицательные стороны взаимодействия.
Задачи участников психолого-логопедического сопровождения
|
Общие задачи совместной деятельности с учителем-логопедом: повысить речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия; своевременно предупредить и преодолеть трудности речевого развития у дошкольников; создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения — со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОО.
Задачи учителя-логопеда:
- обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
- организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;
- проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;
- информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;
- скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи педагога-психолога:
- создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
- развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развить зрительно-моторную координацию;
- развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;
- активизировать отработанную лексику;
- снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
- обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;
- повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.
Если вы согласуете действия с учителем-логопедом, то сможете эффективно скорректировать нарушения развития речи, которые есть у ребенка, помочь ему легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. В результате создадите равные стартовые возможности в ДОО для дальнейшего обучения детей в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы
Презентация о совместной работе...
Программа по совместной работе с детьми ОВЗ учителя логопеда и педагога психолога МБДОУ д/с №75
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные показывают, что...
Основные направления в работе педагога-психолога ДОУ
В презентации рассматриваются основные направления в работе педагога-психолога ДОУ...
Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"
Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...
Сказкотерапия в совместной работе Педагога-психолога и Учителя-логопеда
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использ...
Программа «Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. В работе с таким детьми с...
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми с ТНР (6-7 лет) "Использование приемов сказкотерапии и театрализации в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда"
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются ре...